Робинзоны и высокие технологии. Куда разворачивается российская торговля

Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

За счет чего адаптировалась к санкциям экономика России и на какие вызовы ей придется отвечать в ближайшее время, как изменился подход к цифровой трансформации в ретейле и почему искусственный интеллект и собственные IT-разработки становятся ловушками для предпринимателей, узнал «Новый проспект».

Согласно опросам ретейлеров, которые в 2023 году провели ГК INFOLine и портал Retail.ru, респонденты выражали очень умеренный оптимизм: большинство компаний закладывали рост бизнеса на год в пределах 10%. «В конце года многие компании заявили, что их выручка выросла значительно больше, чем они ожидали, хотя 23% зафиксировали снижение выручки», — говорит Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine.

Адаптацию экономики России к тем санкциям, которые были введены против страны, Иван Федяков объясняет очень высокой долей экспорта (около $ 460 млрд), которая оказалась немного меньше, чем в 2021 и 2022 годах. «При этом две трети экспорта составляют минеральное топливо и нефтепродукты — то, что экспортируется, к сожалению, без высокой добавленной стоимости», — подчеркивает эксперт.

Однако, с другой стороны, говорит он, санкции начинают потихоньку ограничивать возможности сбыта продукции: «Цифры экспорта снижаются. Мы уже на 20% отступили от пиковых значений 2022 года, и в дальнейшем, скорее всего, объемы экспорта будут сокращаться».

При этом, по его данным, импорт растет: несмотря на уход из страны иностранных компаний, по итогам 2023 года ожидается один из рекордных показателей по импорту — около $ 310 млрд, что на 11% выше, чем в 2022-м.

«Таким образом, торговый баланс сегодня сохраняется в положительной зоне, и так и должно оставаться, иначе это приведет к нестабильной ситуации в экономике нашей страны», — объясняет Иван Федяков.

Деньги будут дорожать

Ключевым вызовом экономики он называет прежде всего девальвацию рубля, подешевевшего на 30% по отношению к доллару и евро, что привело к росту цен и раскручиванию инфляции. «Пик инфляции мы будем проходить, скорее всего, только в начале весны 2024 года», — прогнозирует Иван Федяков.

Дефицит федерального бюджета, по данным эксперта, за 2023 год составил 2 трлн рублей. Источников на его покрытие немного, и в ближайшие годы бюджет, похоже, будет дефицитным.

«При этом с лета 2023 года на фоне ускорения индекса потребительских цен и усиления инфляционного давления из-за ослабления рубля и роста издержек производителей Центробанк ужесточает денежно-кредитную политику, заявляя, что экономика РФ перегрета, и поднимая в декабре ключевую ставку до 16%. Поэтому деньги будут дорожать, что не может не отразиться на спросе и на поведении покупателей», — заключает эксперт.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

О том, как чувствуют себя на рынке ретейла первая сотня игроков и компании, которые находятся за пределами рейтинга, кто является сегодня лидерами рынка ретейла и какие стратегии они выбирают, можно узнать из колонки Ивана Федякова «На топ-100 ретейлеров страны приходится половина ее розничного товарооборота«

Робинзонация общества

Российские покупатели сегодня открыты различным каналам продаж, пробуют новые виды шопинга. Об этом рассказывает Анна Уварова, директор по развитию бизнеса компании Ipsos.

«При этом они придерживаются стратегии экономии, выбирая более дешевые товары и аналоги по приемлемой цене. Это влияет на рост популярности магазинов с низкими ценами, площадок ресейла (продажа уцененных и б/у-товаров. — Прим. «НП»)», — объясняет она. Анна Уварова привела в пример рост сети жестких дискаунтеров «Чижик», которая открыла уже около 1 тыс. точек.

Кроме того, покупательское поведение меняется, по ее выражению, и из-за усиливающейся робинзонации общества. «Растет доля домохозяйств из одного-двух человек. При этом данные не показывают сокращения средней площади жилья за последние 3 года», — говорит Уварова.

Она отмечает, что в домах с микрожильем при этом в доме не возникает общих прачечных и кухонь. Напротив, микроквартиры пытаются вместить всё то же самое, что есть в полноразмерных квартирах, но на микроскопической площади. Даже самые маленькие квартиры площадью 10 м² имеют все удобства: кухню, спальню, стиральную машину, теплый пол, систему очистки воздуха и прочее.

«Остановить робинзонацию призваны архитектурные решения, которые помогают жителям начать общение и избежать чувства одиночества», — замечает эксперт.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

О том, как россияне справляются со стрессом, почему растет потребление деликатесных продуктов и как при этом соблюдается режим экономии, рассказала Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга «Ромир», в статье «Потребители успокоились и хотят себя побаловать«

Технологический миф

Ирина Ратина, исполнительный директор Retail TECH, подтверждает, что российская торговая отрасль демонстрирует устойчивость. Однако она подчеркивает, что подход к цифровой трансформации в отрасли сегодня изменился.

«Мы живем в технологическом мифе. На самом деле технологии и инновации уже не являются стратегическим преимуществом, и сегодня бесполезно просто внедрять технологии, поскольку меняется сама идея цифровой трансформации», — убеждена Ирина Ратина.

Сегодня, как считает эксперт, нужно строить опыт — клиента, сотрудника, руководства компаний, партнеров, — потому что в фокусе изменений теперь всегда человек.

«На первом месте стоят бизнес-модель и стратегия. Уровень ваших технологий должен четко им соответствовать, и только в этом случае вы получите преимущество. А реальное преимущество — это ваша команда. Понять человека может только другой человек. Выбрать точку приложения усилий может только человек. Сегодня нужно растить команду, которая умеет угадывать тренды и реализовывать их уже в тот момент, когда они только наметились», — утверждает она.

Ретейлеры сегодня, согласно опросу, нацелены прежде всего на автоматизацию бизнес-процессов, и это Ирина Ратина считает шагом назад. «Многие компании сейчас вынуждены заново перевнедрять базовые бизнес-процессы, перенастраивая их на новые решения», — объясняет она.

С другой стороны, она прогнозирует тренд на автоматизацию логистики по всей цепочке поставок, объясняя это заменой выпавших решений со сложными алгоритмами и подчеркивая, что на российском рынке уже есть очень много хороших разработок.

Интеллектуальные ловушки

При этом эксперт предупреждает о двух ловушках, подстерегающих современных предпринимателей: искусственном интеллекте (ИИ) и собственных разработках.

«ИИ — самый яркий тренд в технологиях. Благодаря этому тренду, стартовавшему с ChatGPT, появилось огромное количество пользовательских интерфейсов для решения практических задач. Мы наблюдаем огромную увлеченность этим трендом. Но это область, которая с большой долей вероятности подвергнется государственному регулированию: столь бесконечного и бесконтрольного развития технологий ИИ не будет», — уверена Ирина Ратина.

Становятся трендом и собственные разработки, а значит, зависимость от собственной IT-компании, которую имеет сегодня фактически каждая розничная сеть. Эксперт обозначает преимущества и недостатки такого подхода. С одной стороны, технологии строятся действительно быстро и более дешево, с другой — образуется конструкция, требующая уникального сопровождения и высокой лояльности компании к ее IT-команде. Кроме того, собственные разработки не являются признанным активом у инвесторов, а IT-команда часто принимает решения, исходя из краткосрочных задач, в то время как компания должна строить долгосрочные стратегии.

«Тем не менее это будет основной тенденцией, и большинство ретейлеров будет с этим сталкиваться», — говорит она.

Технологии под контролем

«Ретейлерам пора четко различать IT-commodity (товары, продукты для продажи) и IT-инновации. С моей точки зрения, мобильное приложение уже становится именно IT-commodity для ретейла», — говорит Ирина Ратина. Она рекомендует руководителям не тратить время на это более узкое направление, а заниматься только стратегическими проектами с точки зрения технологий.

Технологические внедрения она называет самыми дорогими экспериментами в ретейле, ведь плата за ошибки в них крайне велика. «Это и дорогие специалисты, и дорогие решения, и потеря времени без существенной отдачи. Доказать заранее, что технологический проект ценен, в 90% случаях невозможно, да и понять их невозможно. Поэтому всегда осознавайте, по каким мотивам вы эти технологии внедряете», — советует Ирина Ратина.

Она утверждает, что на рынке всегда есть те, кем управляют технологии, и те, кто управляет через технологии.

«К сожалению, мы видим, что среди российских ретейлеров и поставщиков большое количество тех, кто из технологий сделал метод управления бизнесом, а не наоборот, и подчиняется уже тому, что было когда-то сформировано. Не ошибитесь стороной!» — заключает эксперт.

По материалам онлайн-конференции «Потребительский рынок России: ключевые вызовы 2024»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня