Иван Федяков: «На топ-100 ретейлеров страны приходится половина ее розничного товарооборота»
Новый проспект
Мнения

Иван Федяков: «На топ-100 ретейлеров страны приходится половина ее розничного товарооборота»

Прочитано: 5229

Как чувствуют себя на рынке ретейла первая сотня игроков и компании, которые находятся за пределами рейтинга, кто является сегодня лидерами рынка ретейла и какие стратегии они выбирают, рассказал Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine.

По итогам 2023 года мы ждем ускорения роста топ-100 ретейлеров по выручке, которая у них приблизится к 23-24 трлн рублей. Это действительно выдающийся показатель, очень близкий к половине розничного товарооборота в нашей стране.

При этом компании, которые находятся за пределами первой сотни, не растут, причем не растут уже достаточно давно, оставаясь с 2014 года на уровне 16-17 трлн рублей (до 2014-го РТО без топ-100 ретейлеров был еще ниже). Это во многом определяется развитием на российском рынке тех трендов, которые мы видим, в частности омниканальностью и, конечно, более высоким порогом входа на рынок, который далеко не все компании в состоянии сейчас преодолеть.

Стратегии лидеров

То, что происходит с лидерами отрасли (первой десяткой), можно понять по совершенно актуальным цифрам — результатам первого полугодия 2023 года.

Среди лидеров происходят изменения. Торговая сеть «Лента», которая еще недавно занимала 3-е место по обороту, сейчас скатывается на 6-е место, теряя потребителей, которые уходят из гипермаркетов, и показывая отрицательные результаты (-2,8%) по динамике выручки.

Еще бо́льшие отрицательные результаты показывает компания «М.Видео-Эльдорадо»: ее выручка снизилась за первое полугодие на 18,1%, это один из худших показателей. При этом компания регистрирует убытки как в 2022 году (почти 3,5 млрд рублей), так и по итогам первого полугодия 2023 года, уходя в минус не только по объему продаж, но и по маржинальности.

Но при этом есть компании, которые лидируют, отрываясь от остальных. И X5 Group, и «Магнит» активно реализуют стратегию покупки региональных сетей: X5 были поглощены «Красный Яр», «Слата», «Виктория». «Магнит» также совершал несколько крупных сделок, в том числе недавно приобрел маркетплейс KazanExpress, что делает из него яркого представителя онлайн-торговли.

И мы видим, что слой сильных региональных игроков еще сильнее сужается: даже самые успешные компании уходят под крыло крупных федеральных игроков.

Такая сеть, как «Красное и Белое"/"Бристоль», реализует другую стратегию. В 2022 году эта объединенная компания открыла более 4 тыс. новых магазинов, а в 2023-м установила абсолютный рекорд по открытию — 4,5 тыс. новых магазинов. В нашей стране такого не было никогда, это больше чем 10 магазинов в день — фантастические темпы. Конечно, это сказывается и на положительной динамике по объемам продаж.

обратите внимание!

По выручке в первой половине 2023 года топ-10 ретейлеров распределились так:

  • 1-е место — X5 Group (динамика выручки составила 17,2%)
  • 2-е место — «Магнит» (динамика выручки — 8,1%)
  • 3-е место — «Красное и Белое"/"Бристоль» (19,7%)
  • 4-е место — DNS (18,8%)
  • 5-е место — «Леруа Мерлен» (5%)
  • 6-е место — «Лента» (֪-2,8%)
  • 7-е место — «Светофор» (9,8%)
  • 8-е место — «М.Видео-Эльдорадо» (-18,1%)
  • 9-е место — «Ашан» (-2,2%)
  • 10-е место — FixPrice (3%)

Онлайн вырывается вперед

Но ключевыми на нашем рынке становятся компании из онлайн-торговли, и это видно по их результатам: Wildberries и Ozon по оборотам подходят к первой тройке игроков отрасли. При этом динамика выручки Wildberries составила 83,8%, Ozon — 91,6%.

Пока мы их не ранжируем, поскольку оборот — это не выручка, но по итогам 2023 года лидер ретейла в нашей стране сменится. Скорее всего, им станет Wilderbries, оборот которой превысит 2,5 трлн рублей и тем самым сгенерирует максимальный денежный поток на одну компанию.

Ozon, скорее всего, приблизится к показателям «Магнита», а, возможно, и опередит их. Таким образом, по итогам 2023 года мы ожидаем, что в первой тройке лидеров отрасли будут сразу два онлайн-игрока. Кто бы мог подумать об этом еще 3-5 лет назад?

Но не только эти компании динамично растут. Мы видим, что амбиции в области розничной торговли и в первую очередь в сфере электронной коммерции демонстрируют «Сбер» и «Яндекс». Они всерьез занялись проектами в этой области и, по нашей оценке, на текущий момент генерируют уже более 200 млрд рублей выручки и имеют очень высокую динамику (60,6% и 77,2% соответственно). Таким образом, в ближайшее время мы ожидаем эти две компании в первой десятке лидеров нашей отрасли.

Это существенно меняет картину рынка: основными драйверами развития рынка являются онлайн-игроки. В крупных городах, таких как Москва и Петербург, на долю электронной коммерции уже сейчас приходится около трети всего розничного товарооборота, а если взять классический ассортимент — продукты питания, одежду, товары для дома, — то уже более половины продаж в этих городах будет приходиться на онлайн. То же самое будет происходить в ближайшее время и в других крупных городах нашей страны.

Согласно опросу, почти 70% компаний заявили, что они сотрудничают с маркетплейсами, причем наибольшая часть — с компаниями Ozon и Wildberries. Это стратегически уже сейчас меняет каналы продаж.

В декабре мы проводили опрос по ожиданиям от 2024 года, и большинство наших респондентов (производители, поставщики продуктов питания, товаров народного потребления, ретейлеры) заявили о том, что они ожидают роста выручки, причем больше половины говорят о том, что этот рост составит двузначные цифры.

Это говорит о том, что на 2024 год большинство участников рынка смотрит с оптимизмом.

По материалам онлайн-конференции «Потребительский рынок России: ключевые вызовы 2024»


аналитика торговля ретейл потребительский рынок статистика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

Продюсера Reuters отправили в СИЗО за участие в проекте Навального
27.04.2024
Для мигрантов-нарушителей создадут режим высылки — он сильно ограничит их права
27.04.2024
Coffee Like выкупила конкурирующие сети кофеен в Петербурге
27.04.2024
В Смольном определились с датой "Алых парусов"
27.04.2024
В Госдуме собираются сократить время пребывания иностранцев в России
27.04.2024
Правило о продаже валютной выручки продлено до апреля следующего года
27.04.2024
В Петербурге в 2023 году стало на 11 тысяч больше малых и средних предприятий
27.04.2024
В Петербурге и пригородах растет предложение на рынке вторичного жилья
27.04.2024
Количество свободных площадей в ТЦ Петербурга и Москвы сокращается
27.04.2024
Журналиста Forbes поместили под домашний арест по делу о фейках о ВС РФ
27.04.2024
В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки