Пространственное мышление. ТРК трансформируются в гастрономические и досуговые центры

29 Сентября 2021

Фуд-парк Меркурий

От торговых комплексов через развлекательные ТК к общественным пространствам — такова эволюция офлайн-ретейла в современном мире. Онлайн-каналы, став частью нашей жизни, не увели покупателей из торговых зданий, но ускорили их трансформацию, начавшуюся задолго до пандемии. «Новый проспект» разбирался, как идёт этот процесс.

ТРК прирастают гастрономией

«Внутри торговых центров, особенно в Петербурге, возможности ретейла были очень ограничены, и в связи мы с этим очень пострадали: за 2020 год, по разным оценкам, торговые центры потеряли от 30% до 50% арендного дохода», — сказал на горячей линии Российской гильдии управляющих и девелоперов Дмитрий Зубков, генеральный директор ТРЦ «Галерея», заверив, что с апреля 2021 года рынок восстанавливается. Показатели выручки оставшихся арендаторов возвращаются к 2019 году.

Полный уход торговли в онлайн пока представить сложно, но портрет покупателя меняется, и выиграют те торговые центры, которые предоставят клиентам качественные помещения, качественный сервис и уникальные услуги и развлечения, которые невозможно получить в интернете, а это прежде всего детские развлечения и услуги питания.

Сама «Галерея», по словам Зубкова, не намерена двигаться в направлении детских развлечений, что обусловлено ее местоположением. «У нас фокус, безусловно, на семейную аудиторию, но мы не детский ТРЦ, хотя, возможно, и будем добавлять какое-то количество детских сервисов», — сказал он.

А вот формат F&B (food and beverage, «еда и напитки» — всё, что связано с едой) сто́ит того, чтобы на нем сфокусироваться, заверил Зубков: «У F&B большие возможности для роста, в том числе и в нашем торговом центре. Фуд-холлы в Петербурге активно развиваются, наш работает очень успешно».

Фуд-холл Eat Market в ТРЦ «Галерея» был открыт в 2019 году, фактически сразу после City Food — фуд-холла в ТРК «Сити Молл», первого гастрономического пространства Петербурга, расположившегося в стенах торгового комплекса. Максим Левченко, управляющий партнер компании FortGroup, открывшей City Food, одним из первых увидел, что покупки переходят в разряд эмоций, а «торговые центры конкурируют за время людей не только друг с другом, но и с театрами, музеями и даже с путешествиями».

В сентябре 2021 года к петербургскому пулу фуд-холлов в торговых комплексах добавился гастрономический «Фуд-парк Меркурий», открытый Ginza Project и холдингом «Адамант» на третьем этаже ТРК «Меркурий» в Приморском районе.

«На пространстве одного ТРК мы объединяем сразу три формата общественного питания: фуд-корт (который вскоре будем переделывать и осовременивать), фуд-холл и рестораны «Токио Сити», «Бахрома», Maximilian. Всё это вместе может сосуществовать и работать вполне успешно», — говорит Михаил Баженов, вице-президент холдинга «Адамант».

Проба пера

На территории фуд-холла в «Меркурии» площадью 3 тыс. м2 расположилось около 30 корнеров, причем, как объяснил Антон Шалевой, партнер Ginza Project, на каждое место было примерно три претендента. «Но в договор мы включили так называемую ковидную оговорку: полное отсутствие постоянной части арендной платы в период ограничений, только коммунальные платежи. А до открытия в сентябре 2021 года дали всем арендные каникулы. Это был наш единственный шанс набрать арендаторов на таком перепуганном рынке», — уточнил Антон Шалевой.

Тем не менее концепции отбирались целенаправленно — по принципу разнообразия и уникальности.

«Crispy Duck — москвичи, у них точка на Даниловском рынке. Bali Yammy мы увидели в Сочи, заглянув в гастропорт. Эти ребята работают на южном рынке, и корнер в петербургском ТРК — их первый проект за пределами Краснодара. А Potato papa — первая концепция известных петербургских бургерных «Бюро», здесь они представляют французский печеный картофель», — рассказал «НП» Антон Шалевой.

Сама Ginza Project тоже выступила в новой для себя концепции, представив на фуд-холле сразу три точки: «Хочу харчо и хачапури», Ginza Small и «Блин да вареник».

«Для нас это совсем новое направление. Компетенции Ginza Project и в грузинской, и в японской, и в русской кухне высокие, но это проба пера — первая концепция корнера. Если всё получится, то мы будем её тиражировать», — объяснил Шалевой.

Объем вложений он назвал стандартным по рынку, пояснив, что в каждом корнере стоит дорогое оборудование (конвектомат, холодильник, плита), поэтому стоимость создания 1 м² площади здесь в 3 раза дороже, чем стоимость 1 м² в ресторане.

Для сравнения: Антон Исаков, совладелец La Biga pizza&pasta, оценил уровень вложений в свой корнер в 8 млн рублей.

«Это наш первый проект с Данилой Сычёвым и Ольгой Шаниной. И хотя мы все из ресторанной индустрии, выходцы из Ginza Project, опыта работы на фуд-кортах и фуд-холлах у нас нет, будем его нарабатывать здесь», — сказал Антон Исаков, полушутя заметив, что ему было проще построить ресторан.

У Петра Лобанова, владельца бургерных «Бюро» и новой концепции Potato papa, опыт работы на фуд-холлах уже довольно богатый: его точки представлены и на Василеостровском рынке, и в City Mall, и в «Фуд-парке Меркурий».

«На рынке нет магазинов, туда идут именно за едой. А в ТРК сценарий потребления другой, здесь поход в магазин совмещается с походом на фуд-холл, и чтобы арендатор фуд-холла чувствовал себя хорошо, ему необходим постоянный трафик гостей. Поэтому арендодатель должен заниматься активным продвижением своего гастрономического пространства, иначе мы все будем в минусе», — говорит Пётр Лобанов.

Инвестиции в «Фуд-парк Меркурий», по словам Михаила Баженова, составляют примерно 400 млн рублей: 250 млн руб. было потрачено на строительство парка и 150 млн рублей — на его техническое оснащение.

При этом, как объяснил Антон Шалевой, изначально на входной зоне планировалось разместить мини-рынок. Но во время строительства, длившегося около полутора лет, стало понятно, что ограничения на плотную посадку будут действовать долгое время.

«Поэтому мы были вынуждены приостановить формирование пула арендаторов на входной группе и поставили там столы и стулья, разуплотнив посадку на фуд-холле в целом. Как только ограничения снимут, мы посадку вернем в зал, чтобы сохранилось общее количество мест, а на входе сможем разместить еще пять-шесть концепций», — рассказал Антон Шалевой.

Сейчас посадочных мест около 300, а по проекту, по словам Антона, должно быть около 500, так что «Фуд-парк Меркурий» ожидает строительство второй очереди. Кроме того, как пояснил Шалевой, у проекта осталась большая зона за сценой, и, возможно, там также еще будет размещено две-три концепции.

Кроме новых концепций, на фуд-парке планируется открытие детской зоны и проведение различных мероприятий. «Ведь это не только гастрономическое пространство, но и социальное — место встреч молодежи, семей с детьми», — уточняет Михаил Баженов. «Если в 90-е годы были торговые центры, то потом они стали торгово-развлекательными, а теперь трансформируются в торгово-развлекательные досуговые», — подтверждает Антон Шалевой.

В перспективе холдинг «Адамант» в партнерстве с Ginza Project планирует запустить проекты реконструкции зон общественного питания ТРК «Норд» в Выборгском районе, ТК «Академический» на Гражданском пр., ТРК «Континент» на пр. Стачек.

Будущее за общественными пространствами

О работоспособных ресторанных проектах в спальных районах города «Новый проспект» подробно писал в материале «Рестораны в «спальниках». Как кормят на окраинах города». Для таких локаций фуд-холлы в ТРК — модель сегодня вполне рабочая, но перспектива ретейла — это общественные пространства (ОП).

«И не только ретейла. По моему мнению, общественные пространства — это будущее основной части бизнеса в нашей стране», — утверждает Трофим Татаренков, создатель более десятка проектов в области HoReCa, эксперт по стратегическим коммуникациям, автор YouTube-канала «Изолента live».

И московский гастроквартал «Депо» тому подтверждение. На площади 25 тыс. м2 располагается фуд-молл со 140 фермерскими лавками, фуд-корт из 73 арендаторов и 11 крупных ресторанов разных кухонь. И тем не менее главное здесь вовсе не ресторанный кластер.

В «Депо» нон-стопом идут концерты, лекции, мастер-классы, спектакли, квесты: недаром «Депо. Москва» (так проект называется официально) позиционирует себя как «Самые интересные события Москвы. Самый большой фуд-молл в Европе. Самый комфортный семейный отдых. Самая удобная доставка еды» — именно в такой последовательности. Сюда на целый день можно приехать развлечься одному, с друзьями, с семьей или только с детьми. А заодно выбрать, где перекусить или плотно поесть и что захватить с собой домой.

Такое место быстро становится притягательным.

«В мире есть примеры целых городов, не имеющих туристической привлекательности, но делающих огромные вложения в свои общественные пространства. Один из них — Хельсинки. Муниципалитет согласовывает и частично финансирует два мощнейших ивента — один из крупнейших в Европе пивных фестивалей на вокзальной площади и музыкальный фестиваль в городском парке. Малый бизнес создает и развивает вокруг них инфраструктуру: в привокзальной зоне сегодня около трех десятков ресторанов, полтора десятка отелей, на набережной в ряд стоят три мишленовских заведения. За год через этот некогда унылый город проходят миллионы туристов, а меломаны держат за настольную книгу расписание концертов. Результат — в бюджете города и в кармане предпринимателей, которые не боятся инвестировать в развитие собственного бизнеса», — поясняет Трофим Татаренков.

Подобные концепции, по его мнению, можно делать и в ТРЦ. Главное — синергия между арендодателем, арендатором и гостем. Арендодатель берет на себя продвижение и рекламу — как внутреннюю, так и внешнюю, городскую. «Свои интересы по аренде тут необходимо фиксировать в процентах от выручки. Это мотивирует обе стороны и позволяет арендатору-ресторатору работать и в низкий, и в высокий сезоны без головной боли», — подчеркивает Трофим Татаренков. В таком случае ресторатор концентрируется на своей непосредственной работе и сокращает операционные расходы на продвижение, а гость получает низкие цены при высоком качестве блюд.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня