Продажи на высокой скорости. Как маркетплейсы переживают болезнь роста
Эксперты в области ретейла отмечают, что маркетплейсы наращивают обороты сильнее и увереннее других игроков рынка российской торговли. В проблемах, которые влечет за собой быстрый рост этого бизнеса, разбирался «Новый проспект».
Несмотря на то, что рост интернет-торговли постепенно замедляется, всё равно он значительно опережает ретейл в целом. По данным АКИТ, за 9 месяцев 2023 года обороты интернет-торговли выросли на 23%, и львиная доля этого роста пришлась на маркетплейсы.
При этом маркетплейсы не миновала болезнь роста. Количество жалоб на работу онлайн-площадок увеличивается и от селлеров (онлайн-продавцов или производителей, представленных на площадках), и от покупателей. Поэтому осенью 2023 года в Госдуму РФ был внесен на рассмотрение законопроект о регулировании маркетплейсов.
«Значительная часть регулирования этой сферы началась именно с того, что продавцы или ПВЗ Wildberries пришли к Госдуме и начали бастовать», — обращает внимание Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика».
Комментарий Михаила Бурмистрова об итогах работы российских маркетплейсов в 2023 году читайте в опросе «Итоги года. Торговое оживление в онлайне и офлайне»
Запрет на штрафы
Представители маркетплейсов восприняли новый законопроект неоднозначно. «Он включает в себя ряд положений, вызывающих много вопросов и об их необходимости, и о путях реализации», — говорит Борис Малышев, заместитель директора по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции «Яндекс.Маркет».
Он называет наиболее, на его взгляд, непродуманные положения. И первое из них — разрешить владельцам маркетплейсов одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и владельца пункта выдачи заказа только в случае неправомерного доступа к ним третьих лиц. Это, как объясняет Борис Малышев, означает запрет для маркетплейсов на блокировку личного кабинета и на штрафы без подтверждения со стороны продавца.
«Наш растущий рынок, как все понимают, привлекает в том числе не самых честных продавцов. И ограничение таких возможностей, например штрафов, не позволит нам противодействовать таким «партнерам» на уровне площадки. А отсутствие возможности блокировки личных кабинетов не позволит оперативно принять меры при выявлении противоправных действий со стороны торговой марки», — говорит он.
За последнее время, по данным аналитиков, на основных маркетплейсах страны было заблокировано 1,7 млн карточек товаров. И случилось это потому, что ими были получены претензии от правообладателей.
Определение «часа икс»
Еще один пункт законопроекта вызывает у маркетплейсов вопросы: ограничения, связанные с изменением оферты, или предлагаемая возможность пересмотра условий договоров только по соглашению сторон и не чаще одного раза в год.
«С одной стороны, мы все получаем более точные и прозрачные правила игры. Но рынок сегодня меняется очень серьезно и быстро. К примеру, мы видим резкие изменения в стоимости логистики, и наши партнеры, обеспечивающие транспорт, за год 4 раза поменяли условия работы. Соответственно, мы не сможем оперативно сохранять условия бизнеса и взаимодействия с партнерами, не сможем оперативно вводить новые сервисы и применять новые логистические решения, поскольку будем вынуждены ждать условного «часа икс». Всё это негативно скажется и на условиях работы с нашими партнерами-селлерами, и на покупателях», — считает Борис Малышев.
С другой стороны, Мария Евневич, член совета директоров «Максидом», вспоминает отсутствие контроля цен, когда, согласно неким внутренним алгоритмам, цены на какие-то успешные товары не просто опускаются, но еще и маркетплейс дает скидку. «И начинается чехарда, когда производитель или розничная сеть совершенно не контролирует ситуацию, в которую попадает. А главная проблема в том, что об этом никак нельзя договориться на берегу! Потому что маркетплейсы не заключают договор, у них есть оферта, которая может быть изменена в одностороннем порядке», — подчеркивает Мария Евневич.
Собственные товары, на выход!
Также крайне болезненно маркетплейсы воспринимают пункт по запрету торговли собственными товарами: согласно законопроекту, площадкам с совокупной выручкой более 150 млрд рублей за последний календарный год запрещается продавать в розницу собственные товары, если аналогичные товары уже на них представлены.
Изначально этим грешил Amazon в США. «Видя успешные продажи конкретных товаров у независимых продавцов, этот маркетплейс начинал нагло копировать их и ставить собственные карточки с этими товарами выше других, что приводило к вытеснению продавцов с площадки», — рассказывает Дмитрий Грозный из MarketMedia.
«Маркетплейсы, торгуя собственными товарами и обладая статистикой, могут создавать для своих продаж приоритетные условия. Но на самом деле бизнес маркетплейса скорее логистический — нацеленный на выстраивание работы между покупателем и продавцом. И более 80% продаж на площадках производят именно продавцы-партнеры, а не маркетплейсы», — уточняет Борис Малышев.
Маркетплейсы, по его словам, вынуждены работать с собственными продажами, но при этом они не заинтересованы растить их самостоятельно. «Тот объем товара, который продаем мы сами, нацелен на удержание и привлечение новых покупателей, которые, заходя на площадку, должны увидеть определенный базовый минимум — некий объем товара в одежде, в домашнем текстиле и прочем. Если на площадке этих предложений не будет, то человек потом может просто не вернуться», — поясняет он.
Эксперты говорят, что данный пункт законопроекта может затронуть и СТМ — собственные торговые марки торговых сетей. «Мы считаем, что необходимо провести серьезную экспертную работу с законопроектом, чтобы исключить риски для покупателей, маркетплейсов и партнеров», — говорит Борис Малышев.
«Я согласна, что нормативно-правовое регулирование иногда стартует слишком жестко и не до конца продумано. Но, как поставщик товаров СТМ на другие маркетплейсы, я за то, чтобы всё немного подрегулировать», — заключает Мария Евневич.
Ознакомиться с законопроектом №445923-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части организации деятельности маркетплейсов)» можно здесь
Кто заменит курьеров
Болезнь роста проявляется не только в повышении недовольства действиями маркетплейсов. Быстрые темпы развития требуют увеличения кадрового ресурса. И сегодня все российские онлайн-площадки ощущают сильный кадровый голод.
«Иной раз предприниматели, с которыми мы работаем, говорят мне, что они лучше расстанутся с клиентом, который недоволен сроками поставки, чем с курьером», — делится Михаил Бурмистров.
С точки зрения государства всё выглядит не так однозначно. «Сегодня там, где появляются маркетплейсы, мы теряем трудовые отношения и часто вообще перестаем понимать, сколько же людей там занято и что там вообще происходит. Картинка по стране в целом выглядит удивительным образом. У нас появилось 9 млн самозанятых, и в большем количестве регионов РФ до половины самозанятых показывают нулевой доход и претендуют на социальное пособие. А из оставшейся половины почти все показывают доход ниже прожиточного минимума. Поэтому трудно понять, кто же является сотрудниками маркетплейсов», — говорит Дмитрий Чернейко, глава Комитета по труду и занятости населения Петербурга.
Он считает, что дефицит людей на самом деле является иллюзией. «Сегодня у нас растет производительность труда: как только возникает подобный дефицит, предприниматели начинают вкладываться в автоматизацию, в новые логистические решения и прочее», — говорит Дмитрий Чернейко и приводит в пример тех же курьеров.
«Раньше они стоили дешево, поэтому никто не вкладывался в технологии. Сейчас их цена 100-150 тыс. рублей и выше, и у работодателей стимул есть», — убежден он. При этом курьеров вовсе не обязательно заменят дроны. Это могут быть, например, новые формы вендинговых автоматов, которые установят в подъездах и в которые курьер будет раскладывать заказы сразу по десяткам ящиков. «Экономика не терпит пустоты», — подчеркивает Дмитрий Чернейко.
«На рынке труда действительно есть некоторый дефицит кадров, но он терпимый. Бизнес в последние годы научился трансформироваться», — заключает Антон Кулев, территориальный операционный менеджер СЗФО «Всеинструменты.ру».
По материалам панельной дискуссии «Маркетплейсы: настоящее и будущее» в рамках форума «Труд и занятость»