Итоги года. Торговое оживление в онлайне и офлайне
Новый проспект
Мнения

Итоги года. Торговое оживление в онлайне и офлайне

Прочитано: 6022

Маркетплейсы за прошлый год показали активный рост продаж. Остальному ретейлу, включая торговые центры, остается лишь приспосабливаться к новым вызовам времени и предпринимать меры для удержания аудитории. На что в своем развитии делает акцент современная торговля разных форматов, выяснил «Новый проспект».

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:

— Россия движется в общемировом тренде. Модель маркетплейса работает во всём мире, и основная разница заключается лишь в их количестве в конкретных странах. Как правило, их один-два (в США, например, один), в России фактически пять, но основных четыре: WildBerries (WB), Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет». Пятый, AliExpress, в этом году полностью отказался от развития своего локального бизнеса и сейчас занимается тем, с чего начинал: везет товар из Китая.

Таким образом, особенность России заключается в том, что у нас маркетплейсов несколько, а значит, они острее конкурируют. При этом российские маркетплейсы меньше всего замечены в той практике, которая вызывает острейшую проблему у всех участников других рынков, в частности США: когда маркетплейсы, обладая уникальным знанием о покупателе, запускают собственные торговые марки, не просто копируя товары, которые продаются лучше всего, а еще и в поисковой выдаче подсовывая свои СТМ в первую очередь.

Наша онлайн-торговля в последние 3 года растет на 40% каждый год. В 2023 году вырастет, скорее всего, на 45%. При этом крупнейшие маркетплейсы растут гораздо быстрее: Ozon — почти в 2 раза, WildBerries — почти на 90%, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» также гораздо быстрее рынка.

При этом ни у одного маркетплейса, кроме WB, нет чистой прибыли. Да и у WB прибыль по «чистой случайности» соответствует тем штрафам, которые они взяли со своих продавцов: при обороте больше 1 трлн рублей они получили 12 млрд рублей чистой прибыли (всего лишь 1%!), но вся она сформировалась за счет штрафов, иначе у них был бы ровно ноль.

А самый большой вклад в развитие онлайн-торговли на самом деле делает экосистема «Сбер» (компании «Мегамаркет», «Самокат», «СберМаркет»). Их совокупный убыток (а это, по сути, те деньги, которые они инвестировали в то, чтобы продать свой товар и доставить заказы нам с вами) в прошлом году был более 50 млрд рублей, а в этом, наверное, будет 150 млрд.

Следующий шаг, который будут делать маркетплейсы, — развивать финансовые услуги, что сделает рынок ретейла еще более сложным. То есть мало того, что у нас есть игроки, которые несут убытки и вполне готовы на это, у них еще и банки свои будут. Для покупателя в моменте это очень выгодно!

Всё это оказывает сильное давление на игроков, которые работают в стандартной системе. И для традиционных ретейлеров сегодня крайне важно ответить на вопрос, зачем покупателю приходить к ним в магазин: за консультацией, или потому что он доверяет его товару (к маркетплейсам в этом отношении есть вопросы), или зачем-то еще.

Маркетплейсы сегодня — это вызов, меняющий экономику ретейла.

По материалам дискуссии «Маркетплейсы: настоящее и будущее» в рамках форума «Труд и занятость»


Игорь Герасимов, финансовый директор Ozon:

— В момент, когда рынок быстро растет, нам важно обеспечить фундамент для долгосрочного роста и повысить устойчивость экономики за счет эффекта масштаба. Поэтому мы наращиваем инвестиции в удобство и выгоду, увеличивая лояльную аудиторию как со стороны покупателей, так и предпринимателей. Эта стратегия уже привела нас в III квартале 2023 года к рекордному за восемь кварталов росту оборота на 140% год к году (в этот период он достиг 450,8 млрд рублей) и позволяет повысить прогноз по годовому росту показателя до 90–100%. Продажи продавцов в III квартале выросли еще больше — на 156%, а их доля в обороте достигла 83,5%.

При этом операционная эффективность остается нашим приоритетом: объем инвестиций определяем с учетом макроэкономического давления и наших целей по сохранению финансовой устойчивости. Мы продолжаем снижать операционные расходы и улучшаем юнит-экономику: доля операционных расходов от оборота год к году снизилась почти в 2 раза, равно как и операционные расходы на заказ. По итогам года мы сохраним положительную рентабельность по EBITDA и положительный операционный денежный поток.

Выручка в III квартале выросла на 77% и составила 109 млрд рублей. Сервисная выручка выросла в 2 раза и достигла 69 млрд рублей. Инвестиции компании в удобство площадки для покупателей позволили Ozon ускорить рост числа заказов за III квартал в 2,3 раза, до 251 млн. Количество активных покупателей составило 42,4 млн человек, а их лояльность существенно выросла: каждый покупатель в среднем заказывает более 19 раз в год по сравнению с 11,7 заказа в III квартале 2022 года и 7,5 заказа по итогам III квартала 2021 года. Общая площадь логистической инфраструктуры под управлением Ozon превысила 2 млн м2, а количество пунктов выдачи за год увеличилось более чем в 2 раза.

Чистый убыток за период составил 22,1 млрд рублей по сравнению с 20,7 млрд рублей в III квартале 2022 года и прежде всего связан со снижением операционной прибыли и ростом финансовых расходов. Чистый поток денежных средств, полученных от операционной деятельности, составил 24,9 млрд рублей, увеличившись более чем в 3 раза год к году в результате положительного притока от оборотного капитала. Денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные банковские депозиты на 30 сентября 2023 года составили 92,7 млрд рублей по сравнению с 74,6 млрд рублей на 30 июня 2023 года.

Екатерина Трушлякова, директор департамента торговой недвижимости ООО «КСН»:

— ТЦ «Невский центр» в этом году сменил владельцев: чешская PPF Real Estate продала его «Тетис Кэпитал». При этом все механизмы работы остались прежними. Бо́льшая часть команды перешла работать к новому собственнику, планы по развитию актива были реализованы.

В целом 2023 год оказался успешным, хотя изначально были разные ожидания. Нам удалось добиться 100%-ного заполнения комплекса, кроме того, хочу отметить особо, что в ТК были привлечены концептуальные операторы, которые были ему необходимы. Вместо ушедшего из России H&M были открыты UrbanTiger, Rivoli и GJ, благодаря которым помещение было полностью обновлено. Трафик в комплексе вырос на 18% относительно 2022 года, а с середины 2023-го мы фиксировали прирост по отношению к 2019-му. Мы гордимся финансовыми показателями наших арендаторов: очень приятно видеть двузначные темпы роста выручки у большинства операторов, за исключением четырех небольших арендаторов, которые показали небольшое снижение.

Мы не делаем акцент на отдельных маркетинговых акциях, поскольку выступаем за комплексный подход: был проведен ремонт туалетных комнат, обновлено тематическое новогоднее оформление ТК, а также в течение года в соответствии с сезонностью обновлялось оформление витрин. Кроме того, были подписаны договоры аренды с новыми якорными операторами, поэтому в 2024 году в ТК откроются обновленный фитнес-клуб и фуд-пространство.

Денис Марфутин, директор по e-com «METRO Россия»:

— За прошлый год доля онлайн достигла 34%, то есть каждый третий чек в METRO — это доставка. Такой высокий уровень диджитализации требует постоянных инноваций: подключения виртуальных касс, запуска даркстора, выхода нового b2b мобильного приложения, старта работы с маркетплейсами и заведения нового ассортимента специально для онлайн. Это позволило METRO войти в топ-3 ретейлеров по обороту доставки — более 60 млрд рублей, по данным INFOLine.

METRO является мультиканальным игроком на рынке продовольственных и непродовольственных товаров. Так, клиенты сети могут совершать покупки в торговых центрах, а также онлайн в собственном мобильном приложении или через партнеров на маркетплейсах. Направление электронной коммерции показывает стабильный рост для всех групп клиентов: трейдеров, представителей сегмента HoReCa, а также физических лиц. Начиная со второй половины финансового года мы наблюдаем в среднем +30% прироста ежемесячно, что позволило войти METRO в топ-3 e-сom фуд-ретейлеров по обороту в РФ, по данным ИА INFOLine.

Для заказов физических лиц работает мобильное приложение METRO. За 2022/2023 финансовый год оно было установлено более 6 млн раз. Для бизнес-клиентов весной было запущено мобильное приложение M|Shop. Его уже установили более 18 тыс. клиентов.

Для бизнес-клиентов, особенно из сектора HoReCa, важна скорость доставки. Нами была запущена экспресс-доставка в срок 1,5–2 часа во всех городах присутствия сети METRO. Для увеличения скорости доставки в Москве был открыт первый отдельно стоящий даркстор в районе Дубровка, и клиенты из Центрального и Восточного округов столицы получают свой заказ в течение часа.

Пресс-служба сети «Л’Этуаль»:

— Аналитики сети отмечают, что в этом году в сравнении с 2022-м покупатели начали активнее заботиться о состоянии кожи: продажи мужских средств для умывания увеличились до 20 тыс. штук, кремов — до 60 тыс., товаров для бритья — до 200 тыс., шампуней для волос — до 82 тыс., сывороток и тонеров — до 3,5 тыс. штук. При этом всё больше клиентов предпочитают приобретать продукцию онлайн: с 2022 года доля таких покупок в категории «Уход» выросла с 16% до 35%.

Денис Фёдоров, владелец сети «Мармеладная бочка»:

— Этот год, думаю, у всех лучше, чем предыдущий. И оборот, и количество точек мы увеличили на 15–20%. При этом надо иметь в виду, что наш бизнес не предполагает работы в онлайне, а только в офлайне, ведь это скорее импульсная покупка, а в торговых центрах количество пустых мест уменьшилось настолько, что сейчас открывать новые точки за корректные деньги и в хороших местах довольно проблематично. Это говорит о том, что и в офлайне всё ожило.

Что касается бизнес-решений, то людьми очень хорошо воспринимаются распродажи и подарки. А гордимся мы тем, что внутри магазинов поставили точки с бабл-ти — тайским чаем с шариками из тапиоки. Продали его очень много.

обратите внимание!

О том, какой мармелад любят взрослые и дети и как управляться с метровыми мармеладными змеями, можно узнать из интервью Дениса Фёдорова «Надо быть очень наивным, чтобы конкурировать с Илоном Маском»

ретейл итоги года торговля Петербург
Другие статьи автора Читайте также по теме

Как петербургские рестораторы готовятся к высокому летнему сезону, насколько увеличивает оборот заведения летняя терраса или веранда и какие гастросюрпризы ждут петербуржцев и гостей города в этом сезоне, разбирался «Новый проспект».

В ресторанах Петербурга продолжается обновление меню, и шеф-повара предлагают своим гостям легкую, но яркую кухню.

04.05.2024

В Петербурге подвели итоги всероссийской олимпиады школьников «ТехноОлимп», которая прошла в партнерстве с Setl Group.

03.05.2024

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки