Принудительная цифровизация
Уже через год весь бизнес могут лишить возможности отправлять в госорганы любые бумажные документы. С этой инициативой выступило Минцифры. Но пока к такой интенсификации не готовы ни сами чиновники, ни информационная инфраструктура в целом.
Сегодня любую петицию можно отправлять в госорганы как в электронном виде, так и на бумаге (формально не запрещены даже рукописные документы). Политика государства остается противоречивой: максимально стимулируя переход на электронный документооборот (ЭДО), многие ведомства создают этому различные препятствия. По последним данным, сегодня 88% госуслуг граждане получают через интернет, а доля взаимодействующего с государством в электронном формате бизнеса оценивается в 70%.
Интенсификация-2025
О планах окончательного перехода на электронный документооборот (ЭДО) на состоявшемся в последний день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) деловом завтраке заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. В его ведомство только каждое пятое обращение сегодня поступает в бумажном виде. «Речь идет о запросах, переписках по контрактам, разного вида отчетности. Сейчас мы прорабатываем инициативу с 2025 года запретить бизнесу обращаться с запросами в любые связанные с государством структуры в любой форме, кроме электронной», — констатировал министр.
Другие участники завтрака на ПМЭФ отмечали, что, несмотря на темпы развития электронных коммуникаций, объем производства бумаг не уменьшается. Рассказывая об удобстве удаленных сделок с недвижимостью, генеральный директор «Циан» Дмитрий Григорьев жаловался на проблему цифровизации юридических операций и их легитимности. В частности, основным локером (преградой), по его словам, в этом процессе «остается нотариальная сторона, которая полностью работает в офлайне».
Критически к идее Максута Шадаева отнесся и председатель профильного комитета Госдумы Александр Хинштейн. В целом одобряя перспективы перехода на безбумажный документооборот, депутат предложил не торопиться. «Пока остается проблема цифрового неравенства, никакие возможности не должны быть закрыты. В первую очередь это касается малого бизнеса. Принуждать предпринимателей к обязательному использованию ЭДО можно только предоставив возможность взаимодействия с госорганами через портал «Госуслуги», Почту России или иные не требующие финансовых затрат сервисы», — убеждена вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян.
Электронный Вавилон
По словам генерального директора СКБ «Контур» (один из операторов ЭДО) Михаила Сродных, большинство компаний уже использует электронный документооборот или в ближайшее время на него перейдет. «Тогда как государственные органы применяют систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Чтобы получить справку от госоргана, надо заполнить форму на сайте или отправить e-mail. В ряде случаев это очень сильно замедляет процесс. Нужно увеличивать бесшовность интеграции всех участников цифровой среды — коммерческого и ведомственного ЭДО», — убежден Михаил Сродных.
Максут Шадаев не отрицает необходимость интеграции государственных и частных платформ. Но когда и как она будет реализована, пока неясно, учитывая, что чиновники до сих пор не могут унифицировать систему приема электронных обращений. Правительство России еще в июне 2016 года предписало всем ведомствам и даже муниципалам принимать любые петиции через портал «Госуслуги». Через этот сервис граждане должны отслеживать исполнение своего обращения и получать ответ.
Но все проекты до сих пор не реализованы. Только в 2020 году некоторые ведомства в пилотном режиме начали принимать электронные депеши через «Госуслуги». Эксперимент признали удачным и приняли решение легализовать такой способ коммуникации. Соответствующий федеральный закон был принят в августе прошлого года, но внедрить прием обращений через Единый портал чиновникам, по сути, повторно предписали только к 2025 году.
На сегодняшний день каждое ведомство само определяет технический порядок цифрового взаимодействия с населением. На сайтах большинства госорганов есть формы обратной связи, но не всегда автору обращения приходит подтверждение отправки и регистрации его заявления. Некоторые (например, МВД России, Роструд и другие) блокируют возможность вставки (paste) подготовленного текста — его нужно вручную набирать непосредственно в соответствующей графе. Во многих случаях требуется сложная регистрация, подтверждение электронной почты и так далее.
Еще более противоречивая практика складывается в регионах. Так, после создания единой «Электронной приемной» Смольный заблокировал возможность подачи обращений по обычной электронной почте. Отклоняя иск активистов, суд не усмотрел в этом нарушения прав горожан: «Федеральные законы не регулируют вопросы электронного взаимодействия при обращении граждан в государственные органы, поэтому оспариваемые положения им не противоречат».
Подписанному не верить
Нерешенным остается и вопрос придания отправленным через такие формы или по e-mail документам юридической силы. Скажем, предпринимателю, представившему запрошенные надзорным органом документы, доказать факт исполнения будет затруднительно или даже невозможно.
Многие ведомства для взаимодействия с «подопечными» создали на своих сайтах личные кабинеты. В частности, через этот сервис фискальной службы все налогоплательщики могут представлять отчеты, запросы, отвечать на требования и так далее. Компаниям и индивидуальным предпринимателям для этого потребуется получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которая бесплатно выдается самим налоговым органом.
По общему правилу, такая подпись приравнивается к собственноручной. Имея УКЭП и подключившись к коммерческой системе ЭДО, все участники рынка могут обмениваться юридически значимыми документами и совершать сделки. Стоимость отправки одного сообщения не превышает 10-15 рублей.
Между тем взаимодействие с государственными органами, как и заявил на ПМЭФ Михаил Сродных, остается проблемным. Доступа к межведомственной системе частные компании и тем более граждане не имеют (ограниченные права предоставлены банкам и некоторым иным структурам). Некоторые госорганы подключены к коммерческому ЭДО, но налаживать коммуникации с бизнесом не торопятся. В порядке эксперимента журналист «НП» пригласил в контрагенты пять федеральных ведомств, но никто на электронное взаимодействие не согласился («НП» писал об этом в статье «Безбумажная бюрократия»).
Участники делового завтрака ПМЭФ отмечали сложности с регулированием деятельности операторов персональных данных, которыми являются все работающие в России компании. Регулятор в этой сфере Роскомнадзор тоже открыл на своем сайте личный кабинет, но только для взаимодействия с операторами связи и средствами массовой информации. Для отправки жалобы на действия надзорных органов через «Госуслуги» нужно указать номер проверки, тогда как запросы и требования по персональным данным официально контрольно-надзорными мероприятиями не являются. Коммуникации с Роскомнадзором через ЭДО также затруднены. В частности, петербургское управление подключено к СКБ «Контур» (система «Диадок»), но попытка пригласить ведомство к взаимодействию через других операторов электронного документооборота успехом у автора данного материала не увенчалась.