Безбумажная бюрократия

Большинство проектов цифровизации государства и бизнеса пока оборачивается фиаско. Формально почти все документы сегодня могут быть электронными, но чаще всего их невозможно либо создать, либо отправить, либо хранить. Почему чиновники, суды и сами компании пока не готовы отказаться от бумажного делопроизводства, выяснил Павел Нетупский.

По закону удостоверенный усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) файл приравнивается к бумажному документу. Руководители компаний и индивидуальные предприниматели могут бесплатно получить такую подпись в налоговой инспекции. Но далеко не всегда электронные документы можно отправить компании-партнеру, потребителю или даже в государственный орган.

Пионеры-мытари

Первым фактически навязывать цифровизацию стало фискальное ведомство. Сегодня сдавать электронную отчетность обязаны все компании, в которых работает более 10 человек, включая так называемых внештатников. Причем для этого требуется не только получить бесплатную УКЭП, но и оплатить услуги специализированных компаний. Исключительно в электронном виде предписывается сдавать статическую отчетность (зачастую даже микробизнесу и индивидуальным предпринимателям).

В безбумажный формат переведено и большинство первичных бухгалтерских документов: счета-фактуры, акты, наряды, накладные и пр. Причем их можно изначально формировать как структурированные XML-файлы. Однако далеко не всегда эти файлы примет само фискальное ведомство: в конце сентября заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Александр Егоричев признал, что в ряде регионов его подчиненные требуют от проверяемых компаний предоставлять сканы документов, изначально составленных в электронном виде. «Данное обстоятельство обосновывается неудобством просмотра представленных в XML-формате документов, например счетов-фактур. Такой подход нарушает право налогоплательщика на представление документов в утвержденном формате и увеличивает издержки бизнеса на взаимодействие с налоговыми органами в связи с необходимостью печати и сканирования таких документов», — констатировал Александр Егоричев.

Со скрипом внедряется электронный документооборот (ЭДО) и в государственных органах. Утвержденная еще в 2017 году концепция и положение о Едином портале государственных и муниципальных услуг предусматривают, что через него граждане могут направлять обращения в любое ведомство, отслеживать их исполнение и получать ответы. Но эта функция до сих пор не работает в полную силу: в порядке эксперимента принимать петиции зарегистрированных пользователей Единого портала согласилось только 21 из 55 федеральных ведомств. Принятый в августе этого года закон предписывает чиновникам начать принимать обращения через «Госуслуги» к 2025 году.

Использовать коммерческие системы ЭДО государственные органы также не торопятся. В порядке эксперимента журналист «НП» пригласил в контрагенты по ЭДО пять федеральных ведомств (управление Роскомнадзора, ФССП, Росреестр, ФАС и Роспатент). Ни один из них не согласился использовать электронные коммуникации.

Если друг оказался вдруг

Унифицированные документы (XML-файлы) можно также пересылать контрагентам (поставщикам, подрядчикам и другим), но только если такие партнеры используют коммерческие системы ЭДО. В противном случае придется распечатывать те же счета и акты, пересылать их обычной бумажной почтой или курьером, дожидаться своего экземпляра с подписью, вручную вводить его в бухгалтерскую программу и подшивать в традиционный скоросшиватель.

В феврале этого года налоговая служба утвердила унифицированный формат договора. Это опять же структурированный XML-файл с выделением всех условий. Формально он предназначен исключительно для представления договоров, контрактов и соглашений по запросу самой фискальной службы, но в перспективе может использоваться и для автоматизации и унификации документооборота между компаниями. Однако ни в одной из опрошенных журналистом «НП» систем ЭДО и онлайн-бухгалтерий (в том числе в «Контуре», «Такскоме», «СБИС», «Мое дело» и других) XML-договор создать невозможно. Не предусматривает выгрузку в такой формат и «конструктор документов» правовой системы «Гарант» и так далее.

Слепая Фемида

Не готовы отказываться от бумаги и суды. Иски, жалобы, возражения, ходатайства и иные обращения уже несколько лет можно подавать в электронном виде через подтвержденный аккаунт на портале «Госуслуги». Однако к рассмотрению принимаются исключительно сканы. Канцелярией суда они распечатываются и опять в бумажном виде в прямом смысле подшиваются к делу.

В сложном положении оказываются участники арбитражных дел, в том числе микрокомпании, индивидуальные предприниматели и даже частные лица (миноритарные акционеры, банкроты и др.): в большинстве случаев от них требуют продублировать отправленные материалы в формате Word. Причем служители экономической Фемиды даже не скрывают, что это необходимо для упрощения подготовки судебного решения (методом copy-paste). Вот только для отправки таких файлов требуется наличие УКЭП.

Не используются уже закрепленные в процессуальных законах системы веб-конференций — возможность удаленного участия в судебном заседании со своего компьютера или иного гаджета. Находящиеся в других городах истцы и ответчики вправе лишь ходатайствовать о видеоконференцсвязи (ВКС). Для этого участник или его представитель должен явиться в суд по месту жительства или нахождения, местный судья обязан проверить его личность и полномочия. Зачастую в использовании ВКС отказывают в том числе из-за отсутствия в местных судах технических возможностей, свободного времени у служителей Фемиды и по иным причинам.

В рамках национальной программы «Цифровая экономика» создается так называемый суперсервис «Правосудие онлайн». Например, еще два года назад участники споров должны были получить онлайн-доступ к материалам дела. Но эта функция, как и многие другие, до сих пор не реализована. Наиболее продвинутые в цифровизации служители Фемиды предоставляют возможность получать через интернет только сканы вынесенных решений и некоторые иные документы.

В свою очередь, от подающих кассационную жалобу в Верховный суд России требуют приложить копии решений трех нижестоящих инстанций, подписанные УКЭП самих судов. Или всё в бумажном виде, заверенное опять же штампами и подписями. В отсутствие единой политики у служителей Фемиды (некоторые предоставляют только цифровые копии, другие — только бумажные), многие граждане лишились возможности обратиться в высшую инстанцию. Такое ужесточение требований к жалобам ввели в феврале этого года.

Цифровая черепаха

Эксперты критически оценивают возможность скорого перехода к безбумажному документообороту. «Госорганам гораздо важнее обеспечить не удобство само по себе, а недискриминационные условия коммуникации. Поскольку электронный документооборот доступен не всем, многообразие форм (бумажная и электронная) будет сохраняться до тех пор, пока это не перестанет быть целесообразным», — убеждена юрист адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Ольга Новинская.

По мнению исполнительного директора Ленинградской областной торгово-промышленный палаты Игоря Муравьева, большой объем составляют оформляемые на бумаге первичные документы, которые должны оставаться в таком виде внутри предприятия на случай проверок. «Не любой документ может быть оформлен в электронном виде. Например, практически невозможно вести весь электронный кадровый документооборот: некоторые документы должны оформляться в бумажном виде по прямому указанию закона. Полный отказ от бумажного делопроизводства в настоящий момент невозможен», — напоминает юрист Национального центра интеллектуального капитала Алексей Самыгин.

Актуально сегодня