Принудительная рекламная токенизация

24 Августа 2023

Уже с 1 сентября размещение в интернете рекламы, пресс-релиза или афиши без специального идентификатора (токена) грозит полумиллионным штрафом. Выдающие такие токены операторы рекламных данных в преддверии введения санкций уже взвинтили свои тарифы. Но юридические противоречия помогут спасти владельцев сайтов и блогеров от штрафов.

Федеральный закон об обязательной идентификации всей интернет-рекламы вступил в силу почти год назад, но его реализация затянулась. Создание необходимой инфраструктуры — Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР) и операторов рекламных данных (ОРД) — завершилось лишь к весне 2023 года. В отсутствие санкций у самих участников рынка не было стимулов соблюдать новое сомнительное обременение («НП» писал об этом в статьях «Учет интернет-рекламы обкатали без штрафов» и «Интернет-рекламу пересчитают. Пока непонятно зачем»).

Осенние штрафы

После годового периода тестирования требования по идентификации баннеров и иного размещаемого во Всемирной паутине рекламного контента действительно становятся обязательными: с 1 сентября за их нарушение должны применяться административные штрафы. Для юридических лиц они составят до 500 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей — 100 тыс., для частных лиц — 30 тыс. рублей. Повторный выявленный в течение года проступок увеличивает наказание в 2 раза и более.

В уполномоченном следить за соблюдением новых требований Роскомнадзоре обещают «не зверствовать». Чтобы снизить риски возникновения нарушений, планируется уведомлять рекламораспространителей о возможной ошибке через личный кабинет в ЕРИР. «Также скоро начнет работу сервис по проверке достоверности идентификатора. Он поможет площадкам убедиться в том, что erid [токен] принадлежит именно той рекламе, которую им предлагают разместить», — поясняют в ведомстве.

Введением санкций не преминули воспользоваться операторы рекламных данных (ОРД), без которых невозможно получить токен и предоставить государству информацию о завершении рекламной кампании. До сих пор пять из семи таких операторов обслуживали пользователей бесплатно, два («Первый ОРД» и «МедиаСкаут») — взимали символическую плату. Теперь же почти все вводят немалые тарифы. Так, минимальная плата для клиентов «Первого ОРД», OZON и «ОРД-А» составит 5 тыс. рублей в месяц, у «МедиаСкаута» тариф 1 тыс. рублей. За передачу актов со статистикой нужно будет заплатить до 1% от стоимости рекламы.

В свою очередь, «Лаборатория Разработки«после 1 сентября обещает обслуживать клиентов всего за рубль в месяц. По состоянию на 23 августа «Яндекс» и VK пока не объявили тарифы и продолжают предоставлять услуги бесплатно.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По оценке АРИР, объем российского рынка интернет-рекламы в 2022 году достиг 520 млрд рублей.

Красная метка

По мнению президента Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Бориса Омельницкого, большинство участников рынка разобралось с регистрацией рекламных креативов в ОРД, получением токенов и научилось вставлять их в любые форматы. «В то же время остался вопрос, как предоставлять полные и точные сведения о проведенных кампаниях. Например, когда отдельно не выделены затраты именно на рекламу в интернете, когда размещение рекламной статьи запланировано на бесконечный период или услуги оплачиваются встречными услугами. С развитием новых инструментов и форматов будут возникать новые вопросы, ответы на которые придется находить совместно и профессиональному сообществу, и регуляторам», — отмечает Борис Омельницкий. Серьезные возражения вызывает необходимость размещения идентификатора (слова erir и бессмысленного сочетания букв и цифр) перед рекламным текстом и так далее.

В Роскомнадзоре признают эти проблемы. В том числе готовят законодательные изменения, позволяющие избежать «вечной» отчетности по давно размещенной рекламе. Чиновники подтверждают, что закон о введении штрафов не имеет обратной силы и к административной ответственности могут привлекаться только совершившие правонарушения после 1 сентября 2023 года. Однако таковым проступком будет и непредставление отчета по тому же пресс-релизу, опубликованному даже много лет назад, так как размещение на сайте информации пока юридически считается «длящимся нарушением». Также рассматривается вопрос переноса токена в любую часть текста. «При этом пометка «Реклама» останется вверху рекламной публикации», — напоминают в надзорном ведомстве.

Нарушение без наказания

Для привлечения нарушителей к ответственности Роскомнадзор намерен после сверки внесенных в ЕРИР данных назначать административное расследование. «Возбуждение и рассмотрение дел осуществляется без проведения контрольно-надзорных процедур», — заявил журналисту «НП» начальник Управления организационного развития и информационных технологий Александр Заверячев.

В свою очередь, в Министерстве экономического развития РФ напоминают, что действующее законодательство исключает возбуждение дела об административном правонарушении по факту несоблюдения обязательных требований до проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Кроме того, полномочиями по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе наделена исключительно Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Деятельность иных органов власти, в том числе Роскомнадзора, по оценке рекламы на предмет соблюдения обязательных требований не отнесена к производству по делам о нарушении законодательства о рекламе», — констатирует заместитель директора профильного департамента Минэкономразвития Игорь Судец.

Опрошенные «НП» юристы неоднозначно оценивают ситуацию. «В данном случае проведения каких-либо контрольно-надзорных мероприятий не требуется. Если Роскомнадзор фиксирует факт нарушения в ЕРИР, он вправе принять решение о привлечении участников рынка к административной ответственности», — убеждена управляющий партнер юридической фирмы Legal to Business Светлана Гузь. Юрист адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Ольга Новинская полагает, что формально законодательство разделяет понятия проверки и контрольно-надзорного мероприятия, а также допускает назначение административного расследования по итогам именно проверки. «Можно предположить, что Роскомнадзор будет перепроверять сведения о нарушениях, выявленных в автоматическом режиме», — поясняет юрист.

В надзорном ведомстве не исключают признания выявленного проступка малозначительным. Но эти и другие смягчающие обстоятельства должны устанавливаться в ходе административного расследования, назначаемого по каждому факту несовпадений данных в ЕРИР,

Актуально сегодня