Под колесами собственной революции. Сеть кафе «Жан Жак» покинула рынок Петербурга
О закрытии заведения «НП» сообщили участники рынка. По данным СПАРК , московский ресторатор Дмитрий Борисов и его партнер предприниматель, юрист и меценат, экс-супруг актрисы Ингеборги Дапкунайте, Дмитрий Ямпольский вышли из состава учредителей ООО «Руссо», которому принадлежало кафе на Гатчинской в 2017 году, уступив доли Александру Колпакову (участникам ресторанного рынка этот бизнесмен не известен). С 2016 года предприятие четырежды меняло генеральных директоров, а в 2017 принесло 4 млн убытков (данные за 2018 год пока не раскрыты).
Первые на рынке
Первое кафе французской кухни с винной картой «Жан Жак Руссо» Борисов и Ямпольский открыли в 2005 году на Петроградской стороне, на Гатчинской улице. Оно стало первым заведением московской сети в Петербурге. С 2007 по 2013 годы рестораторы открыли «Жан Жаки» на Невском, улице Марата, и 7–й линии Васильевского острова. Но за последние три года все они прекратили свое существование.
Сейчас сеть «Жан Жак» представлена пятью заведениями в центре Москвы (ранее их было 9, и одно кафе в Лондоне). Как и московские заведения, петербургский «Жан Жак» находился в управлении ООО «Буффо» (владелец торговой марки). Кроме этой сети французских кафе, Борисов и Ямпольский владеют столичными заведениями «Джон Донн», «Маяк», «Квартира 44», «Дом 12», «Март», «Шардам» и др..
У Дмитрия Борисова в Петербурге имеется успешный актив «Рубинштейн» на одноименной улице. Заведением владеет Дмитрий Борисов в партнерстве с гендиректором агентства Principe PR Media Натальей Плехановой. По ее словам, о судьбе «Жан Жака» ей ничего не известно. Зато у кафе «Рубинштейн», уверяет она, всё в порядке. «Работаем в том же формате городского кафе и образовательного клуба», — говорит Плеханова.
Представителисети «Жан Жак Руссо» в Москве и Дмитрий Борисов пока не ответили на запрос «НП». Разыскать господина Колпакова изданию по текущим адресам и телефонам не удалось, гендиректор заведения Юлия Мефеденко на вопрос о судьбе помещения на Гатчинской сообщила, что информацией не владеет. Экперты «НП» уверены, что помещение, расположенное рядом с Большим проспектом П.С., пустовать не будет. «Такие сейчас наиболее востребованы у рестораторов», — считают участники рынка.
Проблемы у петербургских «Жан Жаков» начались в 2015 году. Собственники пытались перефороматировать их, призвав на помощь главного редактора журнала «Афиша-Еда» и автора кулинарных передач Алексея Зимина. Предполагалось, что петербургские «Жан Жаки» будут работать в разных форматах: азиатский акцент на Гатчинской, классическая французская кухня на Марата, ресторан с мясными блюдами французского Лиона на Невском, а также детское кафе и студенческий бар на Васильевском.
Трансформация не помогла: в 2016 году три из 4-х кафе закрылись. А кафе на Гатчинской собственники снова реконструировали, сменив интерьер и фасады, снабдив заведение большими столами для компаний. От азиатской тематики отказались, вернув «Жан Жаку» традиционные французские блюда – меню переделывал бренд-шефа столичной сети Сергей Леонов. Но и это не помогло.
Потеряли аппетит
Участники рынка, знакомые с ситуацией считают, что петербургский проект устарел и завершил свой жизненный цикл. «Сеть эта в своё время совершила практически революцию на ресторанном рынке Санкт-Петербурга. Они научили нас пить вино по бокалам, есть паштеты, рисовать на столах... Да много ещё чего. Но, как часто случается с революционерами, выполнив свою функцию, они погибают под колесами той же революции. Так что все закономерно», — комментирует ресторатор, совладелец «МыЖеНаТы» и «Бутерbrodbsky bar», Александр Затуливетров.
Некоторые считают, что основатели охладели к проекту «Жан Жак» в Петербурге, о чем, в частности, может говорить смена собственника. «Появились другие глобальные проекты. Вот и переключились. Ну и жизненный цикл, конечно, прошёл», — считает основатель холдинга ОПГ «Добрых дел» (бары «Винный шкаф», «Скотный двор», «На вина!») Евгений Хитьков.
«Та аудитория, которая когда-то пришла в первый «Жан Жак» и восприняла его как «своё» заведение, «выросла» из формата, а молодые гости приходят уже в новые кафе, заточенные именно под них. Когда уходят привычные гости, а новые не приходят, это приводит к закрытию», — рассуждает генеральный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. Эксперт отметила и возможные ошибки в управлении, которые возникли из-за ослабления связи с головной структурой. «В Москве им тоже придется менять формат», — уверена она.
Оборот городского рынка общественного питания первом квартале 2019 года составил 19,9 млрд рублей и вырос на 9,1% к аналогичному периоду 2018 года, подсчитали в Петростате. Ротация заведений, по данным JLL, в январе-марте 2019 года она затронула 9,4 % заведений, а на главных торговых коридорах Петербурга закрылось 53 ресторана и кафе, что стало антирекордом за последние 4 года.
Ранее на эту тему:
Евгений Хитьков: «Петербург — город дешевых проектов»
Сеть «Нихао» приготовила буфеты
Виталий Свидовский: «Знаем, как привлекать гостей, и будем отбивать их у конкурентов»
Леонид Гарбар: «Прикольная подача на лопате заканчивается в больнице»
Алексей Фурсов вкладывает 0,5 млрд рублей в расширение бизнеса
Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ