Под колесами еды. Где и как в Петербурге будут работать фудтраки
Фудтраки - хороший способ для начинающего предпринимателя начать бизнес. В США и Европе они свободно передвигаются, торгуя разнообразной едой в любых точках, без прикрепления к определенному месту. В России пробелы в законодательстве не позволяют фудтракам работать так же свободно. Петербург, например, запрещает ставить фудтраки на государственных территориях. Но до конца июня ситуация изменится: еду на колесах пустят на ярмарки. В перспективах этого формата общепита разбирался «Новый проспект».
Бизнес для юных и опытных
Сегодня фудтраки в Петербурге можно размещать только на частных территориях. Но, как рассказал Александр Ситов, первый заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга (КППИТ), очень скоро их можно будет ставить и на государственных территориях. «До конца июня постановление №1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Петербурга» включит фудтраки в список допустимых ярмарочных форматов — таких же, как павильоны, палатки и киоски», — сообщил он. Срок проведения ярмарок, по его словам, будет также увеличен — с 30 до 60 дней в квартал.
«Мы понимаем, что фудтрак — это драйвер развития ярмарочной торговли в Петербурге, а этот сегмент необходимо развивать. В общем обороте розничной торговли он занимает сегодня менее 0,5%», — сообщил Александр Ситов.
Александр Ружинский, исполнительный директор объединения предприятий общественного питания «Рестоград», отметил, что на данный момент массовых локаций, которые город мог бы передать бизнесу под размещение фудтраков, нет. «Есть только коммерческие проекты, такие как «Севкабель», «Ленполиграфмаш» и прочие. Но и их довольно мало — с десяток», — сказал он.
Между тем эксперты отмечают, что фудтрак — довольно простой способ для начинающего предпринимателя войти в бизнес. Не гнушаются этим форматом и серьезные сети общепита. В прошлом году сеть «Теремок» объявила о запуске в Петербурге нового направления работы. С осени прошлого года «Теремок» подал в Смольный около 300 заявок на размещение фудтраков, но пока этот список оставлен без движения. Тем не менее «Теремок» отобрал 24 приоритетных для себя городских участков. «Это пятна не только в центре Петербурга, но и, например, в Петергофе», — рассказала директор по маркетингу «Теремка» Ирина Боднарюк. Первый фудтрак «Теремка» откроется в июле в Приморском районе рядом с ТРК «Сити Молл».
«Мы протестируем эту пилотную точку, поймем особенности бизнеса и его окупаемость, исключим ошибки, и тогда сможем запустить еще 5–10 фудтраков», — говорит Ирина Боднарюк. Стоимость одного фудтрака площадью 14 м2 без учета оборудования составляет около 1,5 млн рублей.
Свобода породит толкотню
В США и Европе фудтраки развиваются как бизнес очень давно. Они могут там свободно передвигаться, торгуя в любых точках, без прикрепления к определенному месту. «Возможно ли подобное у нас?» — спрашивает Петр Цветков, исполнительный директор CitiZen и соавтор проекта «Кочевники», состоящего из нескольких фудтраков и организованного на парковке Перинных рядов.
По его словам, задача фудтрака — ловить поток. «Сама его суть не позволяет ему привязываться к какому-либо земельному участку. Возможно ли в будущем сделать фудтраки свободными — каковыми они являются, например, в Нью-Йорке?» — спрашивает он.
Однако эту идею не поддержали ни власть, ни рестораторы. Александр Ситов сослался на то, что для этого нужно менять не только федеральный закон, но и правила дорожного движения, в которых существует запрет на торговлю на проезжей части. А рестораторы видят в этом прямую конкуренцию своим заведениям.
«Возникнет очень жесткая конкуренция. Мы все понимаем, что есть очень хорошие места, и утром туда приедут сразу несколько фудтраков, владельцы которых будут делать что? Двигать друг друга?» — спрашивает Владимир Львовский, совладелец ресторанов «Русская рыбалка», «Карл и Фридрих», «Альпенхаус».
«Затраты на ресторан несопоставимы со стоимостью фудтрака, который в этом случае просто сядет на сложившийся поток и начнет оттягивать часть выручки», — отмечает Сергей Симарёв, сооснователь сетей «Токио Сити» и «Бахрома».
«Не только ресторатору — ни одному собственнику торгового объекта не понравится, если перед его витриной будет стоять фудтрак, ведь витрина сегодня — это один из сегментов продаж. Возникнет фантастически конфликтная ситуация! И разрешать ее будут вплоть до ухода из правового поля по отношению к конкурентам», — прогнозирует Максим Жуков, представитель НКО «Союз улицы Рубинштейна».
Он утверждает, что закрепление на одном месте хорошо прежде всего для самих фудтраков, которые в этом случае, как и другие заведения общественного питания, будут нарабатывать аудиторию. «Кроме того, для фудтрака крайне важна привязка к наружным сетям электроснабжения», — добавляет он.
Дизайн-код в петербургском стиле
Предприниматель должен будет согласовывать с властями не только место размещения фудтрака, но и его внешний вид.
«Это достаточно крупные объекты городской среды, и оценивать их внешний вид нужно с точки зрения архитектурного облика Петербурга. Недавно я видела фудтрак, который стоял на Думской улице, и он, конечно, очень диссонировал с окружающими объектами культурного наследия», — отмечает Ксения Данилова, начальник отдела рекламы и информации комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
«Я плохо себе представляю фудтрак в центре города. Фактически это автобус, который перекрывает многие витрины, и если разрешить оформлять его как угодно, то это будет, по сути, то же самое, что было в 90-х годах прошлого века, когда город превратился в хаос с точки зрения визуального шума», — поддерживает Давид Авакян, член правления Санкт-Петербургского союза дизайнеров.
Он отмечает, что для фудтраков должен быть обозначен некий дизайн-код: что допустимо, что недопустимо в оформлении, в том числе с точки зрения безопасности конструкций.
«Другими словами, должен быть некий набор типовых решений для предпринимателя, не имеющего возможности нанять собственную команду дизайнеров. А тем, у кого такая команда есть, нужно будет согласовывать дизайн с городскими властями», — резюмирует Александр Ружинский.