"Петрохлеб" теряет заводы. Холдинг закроет завод в Луге
Некогда крупный холдинг «Петрохлеб», объединяющий ряд хлебозаводов в Ленобласти, продолжает сдавать рыночные позиции. Компания собирается с 1 февраля закрыть свой Лужский хлебозавод, который работает с убытками. Решение связано с резко ухудшившейся конъюнктурой на рынке хлебобулочных изделий.
О предстоящем в феврале 2022 года закрытии Лужского хлебозавода «Новому проспекту» сообщил генеральный директор «Петрохлеба» Валентин Иванов. По его словам, предприятие работает с убытками: за 2021 год они составили около 20 млн рублей. Также компания задолжала поставщикам сырья.
Лужский хлебозавод производит 3 тонны хлеба в сутки и поставляет его в основном в социальные учреждения и армию. По данным СПАРК, налоговая уже приостановила операции по счетам предприятия.
Выручка ООО «Лужский хлебокомбинат» в прошлом году составила 54,5 млн рублей, убыток — 41 тыс. рублей. Чистые активы оцениваются, по СПАРК, в 19 млн рублей. Примерно в такую же сумму аналитики оценивают сделку по продаже завода. Больших долгов у завода нет: по данным картотеки арбитражных дел, в 2021 году контрагенты предъявляли к Лужскому хлебокомбинату лишь три иска на общую сумму более 270 тыс. рублей.
Закрыть и продать
В этом году «Петрохлебу» также пришлось закрыть свой кингисеппский хлебозавод, где убытки составили 130 млн рублей.
«В следующем году займёмся продажей этих заводов» — сказал Валентин Иванов.
Правда, участники рынка неавторизованно говорят о том, что найти покупателя на активы будет непросто, поскольку из-за кризиса у большинства средних и малых производителей недостаточно средств на приобретение новых предприятий, а крупные хлебозаводы не заинтересованы в покупке предприятий в Ленобласти.
«Не стоит также забывать, что очень активно в Ленобласти сейчас расширяются федеральные сети, чью потребность в хлебобулочной продукции закрывают крупные заводы из Петербурга и других городов, фактически вытесняя небольших региональных производителей», — говорит независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин.
Всё дело в убытках
Основная причина закрытия и убытков предприятий «Петрохлеба» — это катастрофический рост себестоимости производства из-за удорожания масла, муки, сахара. Кроме того, резко подорожали европоддоны для перевозки продукции: еще месяц назад цена за штуку составляла 160 рублей, сейчас — уже 460 рублей.
«Пока нам удалось договориться о незначительном, всего на 10-12%, увеличении цен лишь с некоторыми ретейлерами. Планируем продолжить переговоры и в следующем году. Сложность в том, что для безубыточной работы нам нужно повышение на 30% и более», — пояснил Валентин Иванов.
Другой причиной закрытия «Петрохлебом» своих производств участники рынка называют неудачную маркетинговую политику холдинга, который так и не сумел перестроиться с советских на современные рельсы развития и продвижения товара.
О том, что далеко не все участники рынка смогли приспособиться к новым тенденциям и были вынуждены уйти с рынка, говорят и аналитики. «Последние годы потребитель отказывается от покупки традиционного промышленного хлеба в пользу более дорогого хлеба из пекарен, даже несмотря на снижение доходов. И эта тенденция будет только усиливаться», — комментирует глава ГК INFOLine Иван Федяков.
По его словам, промышленный хлеб себя изживает, потребителя уже не интересует просто батон или кирпичик темного хлеба. Сейчас потребителю хочется если не хлебобулочных изделий в рамках ЗОЖ, то хотя бы хлеба с новыми вкусовыми характеристиками, различными полезными добавками.
«Можно говорить о том, что простой индустриальный ноунейм-хлеб и его производители обречены», — заключает Иван Федяков.
С ним в целом согласны и участники рынка. Так, в интервью «Новому проспекту» генеральный директор Fazer в России Владимир Калявин говорил о том, что в России заметно растет интерес к так называемым рустикальным, или ремесленным, хлебам и особенно к свежевыпеченной в точках продаж продукции. Находясь в тренде, Fazer активно развивает производство замороженной выпечки, которую как раз приобретают пекарни.
Не отстают и другие крупные хлебозаводы: «Дарница» развивает сеть пекарен «Люди любят», а «Каравай» — пекарни «Лавка пекаря».
Хлебные перспективы
По прогнозам Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), в 2021 году емкость рынка хлебобулочных изделий составит 805-810 млрд рублей против 789 млрд рублей в 2020 году. Положительную динамику обеспечил рост цен. Потребление хлеба в тоннах значительно не изменилось и составляет более 11 млн т в год.
В Петербурге и Ленобласти производится более 450 тыс. т хлебобулочных изделий в год. Крупнейшими производителями остаются компания Fazer, объединение «Каравай», «Арнаут», а также «Петрохлеб».
Значительную долю на рынке также занимают пекарни, этому тренду не менее 5 лет. По данным компании KNRU, в Петербурге и районах Ленобласти, прилегающих к городу, работает более 1,8 тыс. пекарен, из них половина находится рядом с метро.
Как говорят аналитики, сейчас компании не могут похвастаться большой прибылью. По данным РОСПиК, у крупных хлебозаводов рентабельность составляет 2-3%. У среднего бизнеса рентабельность не лучше, однако себестоимость продукции выше из-за небольших объемов производства.
На этом фоне более выигрышно смотрятся пекарни, которые уже давно составляют конкуренцию хлебозаводам. «У малого бизнеса доходность может быть выше, и порой существенно. Это зависит от ассортимента, расположения пекарни, трафика, логистики», — отмечают в РОСПиК. Крайне важно, что пекарни, работая с собственным каналом продаж, могут оперативно менять цены.
Повышение цен в этом году в отрасли уже было, отмечает Росстат. По его подсчетам, с января по ноябрь 2021 года хлеб и хлебобулочные изделия подорожали более чем на 8%. Но это далеко не это предел: Минсельхоз спрогнозировал рост цен на хлеб к февралю 2022 года на 2,1%.
Потребление хлеба за последние 2 года меняется незначительно и, по подсчетам Росстата, в 2020 году в городе составило 78 кг на человека, а в Ленобласти — 114 кг на человека.
АО «Холдинговая компания «Петрохлеб» — крупный производитель хлебобулочных изделий в Петербурге и Ленобласти. По СПАРК, совладельцы компании — Валентин Иванов (22,3%), топ-менеджер германского концерна Lonernz Инга Дирс (1,5%), Владимир Кузин (0,14%) и Иван Голуб (0,016%).
С 2010 года «Петрохлеб» планомерно закрывает или продает свои убыточные активы. Так, компания продала Лодейнопольский и Подпорожский хлебозаводы, а позже закрыла Сосновоборскую и Лужскую площадки.
Сейчас в объединении «Петрохлеб» работает шесть хлебозаводов: в Гатчинском, Приозерском, Волосовском, Тихвинском и Волховском районах.