Отвинтился Bolt. Европейский агрегатор такси сокращает присутствие в Петербурге
Новый проспект
Статьи

Отвинтился Bolt. Европейский агрегатор такси сокращает присутствие в Петербурге

Прочитано: 3635
Отвинтился Bolt. Европейский агрегатор такси сокращает присутствие в Петербурге
Эстонский агрегатор такси Bolt (ранее известный как Taxify) сокращает присутствие в Петербурге. В компании заявляют о переформатировании бизнеса. Однако участники рынка полагают, что агрегатор освобождает место для своего китайского инвестора DiDi, который тоже намерен развивать таксомоторный бизнес в России.
О том, что электронный сервис заказа такси, основанный в Эстонии, выходит на рынок Петербурга, стало известно ровно 2 года назад — в феврале 2019 года. Необходимые для этого инвестиции эксперты оценивали тогда в $200–300 млн. Довольно скоро машины под брендом Bolt, который компания вывела на российский рынок, стали заметны на улицах города. На пике своего развития в Петербурге сервис насчитывал более 3 тыс. партнеров (водителей со статусом ИП и автопарков). Но уже в декабре 2019-го активность пошла на спад, а сейчас стремится к нулю, говорят участники рынка таксомоторных услуг. 

«Мы являемся партнёрами Bolt. Мы одни из первых были при запуске. Пик заказов пришёлся примерно на сентябрь 2019 года, но уже с декабря того же года их присутствие постепенно пошло на спад, стало меньше рекламы. Сейчас заказов там нет совсем», — пояснил «НП» владелец таксопарка «А2 Сервис» Александр Стариков.

«Нет рекламы — нет заказов, нет заказов — нет подключений. Скорее всего, кончилось финансирование», — предположили в компании «Верона», предлагающей водителям подключение к агрегаторам, включая Bolt. 

Мобильное приложение сервиса по-прежнему работает. Однако заказать такси стало проблематично. Доступные машины «НП» нашёл только в центре города, однако при заказе с окраин города выбор сокращается, либо машин нет совсем, либо доступны не все сегменты. 

«В последнее время действительно могли возникнуть проблемы с сервисом Bolt, поэтому мы хотим принести свои извинения всем нашим клиентам. Причина в том, что мы рассматриваем возможность изменения нашей операционной модели в России», — сообщили изданию в пресс-службе компании. 

Речь идёт о запуске франчайзинговой компании Bolt Franchise, анонсированном в конце января. С её помощью Bolt намеревался масштабировать бизнес. Франчайзи предлагают выбрать один или несколько сервисов Bolt и развивать их. Речь идет об агрегации в сфере такси, проката двухколесного транспорта (электрических велосипедов и электросамокатов), а также о таком направлении, как доставка еды. «Мы на стадии поиска подходящего партнёра, который бы взял на себя операционную деятельность в российских городах, включая Санкт-Петербург. Как только мы найдём подходящего партнёра, мы пересмотрим условия работы сервиса Bolt вместе с ним, чтобы обеспечить лучшие цены и время обслуживания», — уверяют в компании. 

Китайский партнёр

Некоторые участники рынка считают, что замедление развития Bolt в Петербурге связано с планами одного из собственников сервиса — компании DiDi Chuxing. Недавно DiDi сама вышла на российский рынок. В 2020 году стало известно, что агрегатор DiDi появится Казани, а затем и в других городах России, включая Петербург. По информации компании, за минувшие 3 месяца агрегатор запустился в 16 городах Поволжья и Центральной России. Отметим, что в российском сегменте с 2015 года соинвестором DiDi является дочерняя структура Российского фонда прямых инвестиций — Российско-китайский инвестиционный фонд.

«Мы настроены на быстрый рост и расширение бизнеса и делаем серьёзную ставку на российский рынок», — сообщила изданию PR-директор DiDi в России Ирина Гущина. О начале работы в Петербурге, по ее словам, пока говорить преждевременно. Но участники местного рынка предполагают, что это произойдет, как только Bolt уйдет с рынка. «Возможно, так они освобождают нишу для себя», — предположили представители одной из петербургских таксомоторных компаний. Роль эстонского агрегатора заключалась в том, чтобы прощупать местный рынок, который оказался довольно конкурентным, считают они. «Возможно, они поделились своим опытом работы с партнёром DiDi, поэтому китайцы пока не заходят в большие города, но мягко пошли туда, где рынок ещё слабый — в регионы», — рассуждает Александр Стариков. 

Рынок для своих 

Неудачу эстонского оператора эксперты связывают с особенностями петербургского рынка такси. «В Петербурге сильно влияние локальных игроков, прежде всего это компания «Таксовичкоф» и старейший игрок в сегменте комфорт-класса — «Петербургское такси 068». Из-за этого заходить в Петербург было тяжело даже «Яндекс.Такси», который утвердился в этой нише только через 3 года после начала экспансии», — воспоминает председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова. По наблюдениям эксперта, сейчас присутствие «Яндекса» сильно осложняет работу новых агрегаторов. Интернет-гигант усиливает свои позиции, недавно компания выкупила колл-центры ГК «Везёт» за $178 млн. «Видимо, идёт подготовка к конкуренции с DiDi», — считает Ирина Зарипова.

Не исключено, что дела сервиса Bolt подкосила и пандемия. При этом в 2020 году сегмент затронула пандемия коронавируса: «Произошло снижение спроса на услуги такси примерно на 40%», — констатируют в петербургском комитете по транспорту. В новых условиях проекты, в которых принимают участие российские интернет-гиганты, оказались более устойчивыми. Например, вместе с Bolt на берега Невы вышел и московский «Ситимобил» (ныне входит в Mail.ru Group). По оценкам экспертов, опрошенных «НП», москвичи заняли около 1–2% рынка. В городе представлены бренды «Ситимобил» и «Такси ВКонтакте». 

В Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации подсчитали, что в 2019 году оборот рынка такси в Петербурге, Москве и их агломерациях составил 307 млрд рублей (по оценкам экспертов, опрошенных «НП», на Петербург приходилось около 30–35% от этого объема). По подсчётам петербургской компании «Таксовичкоф» (недавно начала экспансию в регионы и за рубеж), доли между известными игроками распределяются следующим образом: «Яндекс» («Яндекс Go» и Uber) — 35%, «Везёт» — 15%, «Таксовичкоф» — 11%, Gett — 8%. 

Как сообщили «НП» в петербургском комитете по транспорту, основными поставщиками услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в городе являются именно агрегаторы — на них приходится около 80% заказов. 

Трудная франшиза 

Перспективы франшизы Bolt эксперты рынка воспринимают со скепсисом. «Заходить с франшизой бренда, который мало кому известен, идея сомнительная. Вряд ли бизнес-модель, которую предлагает Bolt, сможет стать популярной», — рассуждает Ирина Зарипова. 

«Рынок такси довольно монополизирован в регионах, и конкурировать на нем можно только при условии предоставления клиенту более низкой цены поездки в совокупности с хорошим сервисом», — комментирует руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. По её словам, франшизу сервиса такси ищут меньше 1% от всех интересантов франчайзинга. Как правило, это инвесторы, которые так или иначе уже связаны с подобным или смежным бизнесом либо имеют собственный автопарк и хотят развивать это направление. «Локомотивом сегмента «такси, доставка еды, самокаты» является «Яндекс Go», а франшизу в таком комбинированном формате пока никто не предлагает. Очень многое будет зависеть от условий, которые будут озвучены будущим партнёрам», — резюмирует Анна Рождественская. 

Справка «Нового проспекта»

Bolt (ранее Taxify) — сервис заказа такси, основанный в 2013 году в Эстонии Маркусом Виллигом, 19-летним предпринимателем из Таллина. Сегодня сервис представлен в 60 странах и 150 городах Европы, Африки, Австралии, Южной Америки, Азии, Канады. В 2019 году компания начала работать в Петербурге (анонсированный ранее выход в Москву тогда не состоялся). 
В 2017 и 2018 годах в ходе нескольких инвестиционных раундов компания привлекла инвестиции в размере $175 млн от Didi Chuxing и автоконцерна Daimler, после чего её стоимость достигла $1 млрд. Тогда же компания сменила имя на Bolt. В 2019 году компания запустила сервис заказа еды, а позднее запустила сервис аренды электросамокатов в городах Европы. 

В мае 2020 года Bolt привлёк ещё €100 млн (около $109 млн) от Naya Capital Management, после чего оценка компании выросла до €1,7 млрд ($1,9 млрд). Вновь привлечённые деньги Bolt планирует пустить на поддержание бизнеса и сервисов в условиях пандемии. Кроме того, в апреле минувшего года компания стала одним из крупнейших получателей госпомощи от эстонского правительства, что покрыло основную часть затрат на содержание 500 сотрудников в Эстонии в апреле-мае 2020. 

Другие инвесторы агрегатора — фонд TMT Investments, венчурный фонд Korelya Capital и бизнесмен Таавет Хайнрикус, один из основателей платёжного сервиса TransferWise. 

В 2018 году выручка агрегатора достигла €79,7 млн, убыток составил € 61 млн, что в компании связали с вложениями в развитие. 

такси транспорт франчайзинг
Другие статьи автора Читайте также по теме

Поезд, который будет следовать по высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом, будет делать на пути 14 остановок.

15.03.2024
Производители пиломатериалов Северо-Западного региона следующим летом получат новую возможность для экспорта продукции в Китай — через Северный морской путь. Поднебесная в последние годы стала практически безальтернативным экспортным рынком для отечественных деревообработчиков, и новый маршрут им очень нужен.
Всё больше городов и даже стран в Европе запускают бесплатный проезд в общественном транспорте — автобусах, трамваях и даже паромах. Цель — сделать передвижение более доступным, стимулировать жителей меньше пользоваться автомобилями и сократить вредные выбросы. Корреспондент «Нового проспекта» исследовал, как действует система в разных странах.

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки