Европейский агрегатор такси Taxify приедет в Петербург
Поделитесь публикацией!

Европейский агрегатор такси Taxify приедет в Петербург

Ольга Головина 14 февраля 2019
Европейский агрегатор такси Taxify приедет в Петербург

Taxify — электронный сервис заказа такси, основанный в Эстонии. На сегодняшний день агрегатор объединяет свыше 500 тыс. водителей более чем в 60 городах Европы, Африки, Австралии, Южной Америки, Азии, Канады. В 2017 году компания обрабатывала в среднем более 10 млн заказов такси в месяц. Сервис основан в 2013 году 19-летним предпринимателем из Таллина Маркусом Виллигом. Весной этого года компания привлекла инвестиции в размере $175 млн от автоконцерна Daimler (его представители вошли в совет директоров Taxify), после чего ее стоимость достигла $1 млрд. Другие инвесторы агрегатора — фонд TMT Investments, венчурный фонд Korelya Capital и бизнесмен Таавет Хайнрикус, один из основателей платежного сервиса TransferWise. Выручка Taxify за 2017 год — 17,84 млн евро, убыток — 11,4 млн евро; по информации компании, убыточность была связана с инвестициями в расширение.

О планах игрока по экспансии в Петербург изданию сообщили участники рынка. В пресс-службе Taxify «НП» это подтвердили, но от подробностей отказались. Для работы в северной столице в Taxify уже ищут операционного специалиста, запущено русскоязычное приложение и сайт. Участники рынка предполагают, что агрегатор запустится весной. Для выхода в Петербург инвестиции могут составить $200-300 млн, говорят эксперты. Последние кампании по развитию онлайн-агрегаторов в Москве оценивались в $400 млн только стартовых денег.

Агрессивный конкурент

Интересно, что еще в мае 2018 года в Taxify заявляли о намерениях выйти на московский рынок, однако этого так и не произошло. Собеседники «НП» связали неудачу эстонцев в столице с агрессивной кампанией CityMobil. Этот агрегатор стал активно расширять сферу влияния, после того как его совладельцами стали Mail.Ru Group (MRG) и «МегаФон». Менее чем за год компания «откусила» около 15% московского рынка, потеснив лидеров отрасли — тандем Яндекс-Uber, а также вытеснив из тройки лидеров израильский Gett. Выручка компании также обещает подрасти с 315 млн рублей в 2017 году до 1 млрд рублей и более к концу 2018-го.

CityMobil в декабре 2018 года заявлял о планах по захвату регионов, в том числе и Петербурга. Здесь его запуск намечен как раз на 2019 год. По данным участников рынка, столичный агрегатор развернется в городе уже в феврале-марте 2019-го. В пресс-службе CityMobil оставили вопросы «НП» без ответа. В «Яндекс-Такси», Uber и Gett комментировать выход нового игрока в Петербург не стали.

Игроки говорят, что конкуренция в Петербурге будет только расти. Здесь агрегаторы занимают почти половину рынка такси, оборот которого в 2018 году, по данным DISCOVERY Research Group, увеличился на треть, превысив 40 млрд руб. Лидерами считаются федеральные агрегаторы «Яндекс-Такси» и Uber, «Везет» и Gett, а также местные игроки — «ТаксовичкоФ» и «Петербургское такси 068», работающее в сегменте комфорт-класса.

Бездонная бочка

«За CityMobil стоят большие деньги, они ведут агрессивную маркетинговую политику. Успеют ли Taxify выйти раньше их, неизвестно. Если нет, то, скорее всего, смогут занять небольшую нишу в 2%, на которой и осядут», — говорят источники «НП».

Передел рынка онлайн-агрегаторов такси, по мнению экспертов, не завершился. К 2018 году число заказов такси через мобильные приложения в целом по России достигло 20%, и эта доля растет с каждым годом. Меньше всего охвачены службами заказа такси через Интернет отдаленные регионы, где пока не укоренились крупные агрегаторы. В Москве и Петербурге влиться в существующий рынок можно только путем значительных финансовых вливаний.

По словам исполнительного директора ассоциации «Национальный совет такси» Натальи Лозинской, любой крупный игрок создаст конкуренцию другим: «Конкуренция жесткая, но рынок растет и видоизменяется: люди все чаще пользуются сервисом заказа такси через приложение. Западный рынок в этом отношении более консервативен, а в России — открыт. С одной стороны, это хорошо, поскольку появляются и развиваются технологии. С другой — плохо из-за демпинга, который не могут себе позволить классические таксопарки».  

Некоторые игроки отнеслись к выходу Taxify со скепсисом. Так, заместитель генерального директора «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев не уверен, что Taxify сможет составить серьезную конкуренцию лидерам.

«Я недавно встречался с представителями Taxify и могу сказать, что им очень нелегко будет выходить сюда. Это огромные инвестиции в маркетинг — около 20 млн рублей в месяц понадобится только на рекламу, также потребуются доплаты водителям, которым будут компенсировать часть стоимости поездки. Так что я бы на их месте очень хорошо подумал. Например, CityMobil в Москве доплачивает около 1,5 тыс. рублей каждому водителю даже в том случае, если человек никого не обслуживает», — говорит Виктор Соловьев.

Опасностей для своего бизнеса Соловьев в лице эстонцев не видит, поскольку он занимает более дорогой сегмент, в то время как агрегаторы типа Taxify ориентированы на дешевые поездки.

«Ну, придет и придет, ничего страшного. Как говорится, глаза боятся, руки делают, — прокомментировали планы Taxify в группе компаний «Везет». — Но это действительно вопрос денег. Если есть инвестор, который в это дело верит и готов вкладываться. Верхней и нижней границы вливаниям нет: «пожечь» можно сколько угодно денег, бочка бездонная».

Передел рынка

Затормозить экспансию европейского Taxify могут и новые законодательные инициативы, которые недавно были внесены в Госдуму депутатом Вячеславом Лысаковым («Единая Россия»). Законопроект строго запретит агрегаторам передавать заказы водителям без лицензии, а также обяжет хранить всю информацию обработки заказов на российских серверах и создавать филиалы на территории РФ, чтобы все налоги шли в казну.   

По причине жесткого законодательства Taxify в декабре этого года изгнали из Праги: городской суд постановил, что фирма работает с водителями без лицензии. Ранее из европейских городов похожим образом изгоняли американский Uber. Либо по решению суда, либо из-за проблем с властями агрегатор ушел из Италии, Дании, Франции. В Испании пришлось сменить имя и ограничиться Мадридом.

В России Uber отделался штрафом в 100 тыс. рублей от Роспотребнадзора. Но в феврале 2018 года «Яндекс-Такси» вложился в активы российского Uber с общими инвестициями в развитие платформы в размере $335 млн. До этого китайский Didi Chuxing поглотил местную службу Uber, но с условием — американцы свернут операционную деятельность в Поднебесной. 

Возврат к списку