Отвинтился Bolt. Европейский агрегатор такси сокращает присутствие в Петербурге
Эстонский агрегатор такси Bolt (ранее известный как Taxify) сокращает присутствие в Петербурге. В компании заявляют о переформатировании бизнеса. Однако участники рынка полагают, что агрегатор освобождает место для своего китайского инвестора DiDi, который тоже намерен развивать таксомоторный бизнес в России.
О том, что электронный сервис заказа такси, основанный в Эстонии, выходит на рынок Петербурга, стало известно ровно 2 года назад — в феврале 2019 года. Необходимые для этого инвестиции эксперты оценивали тогда в $200–300 млн. Довольно скоро машины под брендом Bolt, который компания вывела на российский рынок, стали заметны на улицах города. На пике своего развития в Петербурге сервис насчитывал более 3 тыс. партнеров (водителей со статусом ИП и автопарков). Но уже в декабре 2019-го активность пошла на спад, а сейчас стремится к нулю, говорят участники рынка таксомоторных услуг.
«Мы являемся партнёрами Bolt. Мы одни из первых были при запуске. Пик заказов пришёлся примерно на сентябрь 2019 года, но уже с декабря того же года их присутствие постепенно пошло на спад, стало меньше рекламы. Сейчас заказов там нет совсем», — пояснил «НП» владелец таксопарка «А2 Сервис» Александр Стариков.
«Нет рекламы — нет заказов, нет заказов — нет подключений. Скорее всего, кончилось финансирование», — предположили в компании «Верона», предлагающей водителям подключение к агрегаторам, включая Bolt.
Мобильное приложение сервиса по-прежнему работает. Однако заказать такси стало проблематично. Доступные машины «НП» нашёл только в центре города, однако при заказе с окраин города выбор сокращается, либо машин нет совсем, либо доступны не все сегменты.
«В последнее время действительно могли возникнуть проблемы с сервисом Bolt, поэтому мы хотим принести свои извинения всем нашим клиентам. Причина в том, что мы рассматриваем возможность изменения нашей операционной модели в России», — сообщили изданию в пресс-службе компании.
Речь идёт о запуске франчайзинговой компании Bolt Franchise, анонсированном в конце января. С её помощью Bolt намеревался масштабировать бизнес. Франчайзи предлагают выбрать один или несколько сервисов Bolt и развивать их. Речь идет об агрегации в сфере такси, проката двухколесного транспорта (электрических велосипедов и электросамокатов), а также о таком направлении, как доставка еды. «Мы на стадии поиска подходящего партнёра, который бы взял на себя операционную деятельность в российских городах, включая Санкт-Петербург. Как только мы найдём подходящего партнёра, мы пересмотрим условия работы сервиса Bolt вместе с ним, чтобы обеспечить лучшие цены и время обслуживания», — уверяют в компании.
Китайский партнёр
Некоторые участники рынка считают, что замедление развития Bolt в Петербурге связано с планами одного из собственников сервиса — компании DiDi Chuxing. Недавно DiDi сама вышла на российский рынок. В 2020 году стало известно, что агрегатор DiDi появится Казани, а затем и в других городах России, включая Петербург. По информации компании, за минувшие 3 месяца агрегатор запустился в 16 городах Поволжья и Центральной России. Отметим, что в российском сегменте с 2015 года соинвестором DiDi является дочерняя структура Российского фонда прямых инвестиций — Российско-китайский инвестиционный фонд.
«Мы настроены на быстрый рост и расширение бизнеса и делаем серьёзную ставку на российский рынок», — сообщила изданию PR-директор DiDi в России Ирина Гущина. О начале работы в Петербурге, по ее словам, пока говорить преждевременно. Но участники местного рынка предполагают, что это произойдет, как только Bolt уйдет с рынка. «Возможно, так они освобождают нишу для себя», — предположили представители одной из петербургских таксомоторных компаний. Роль эстонского агрегатора заключалась в том, чтобы прощупать местный рынок, который оказался довольно конкурентным, считают они. «Возможно, они поделились своим опытом работы с партнёром DiDi, поэтому китайцы пока не заходят в большие города, но мягко пошли туда, где рынок ещё слабый — в регионы», — рассуждает Александр Стариков.
Рынок для своих
Неудачу эстонского оператора эксперты связывают с особенностями петербургского рынка такси. «В Петербурге сильно влияние локальных игроков, прежде всего это компания «Таксовичкоф» и старейший игрок в сегменте комфорт-класса — «Петербургское такси 068». Из-за этого заходить в Петербург было тяжело даже «Яндекс.Такси», который утвердился в этой нише только через 3 года после начала экспансии», — воспоминает председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова. По наблюдениям эксперта, сейчас присутствие «Яндекса» сильно осложняет работу новых агрегаторов. Интернет-гигант усиливает свои позиции, недавно компания выкупила колл-центры ГК «Везёт» за $178 млн. «Видимо, идёт подготовка к конкуренции с DiDi», — считает Ирина Зарипова.
Не исключено, что дела сервиса Bolt подкосила и пандемия. При этом в 2020 году сегмент затронула пандемия коронавируса: «Произошло снижение спроса на услуги такси примерно на 40%», — констатируют в петербургском комитете по транспорту. В новых условиях проекты, в которых принимают участие российские интернет-гиганты, оказались более устойчивыми. Например, вместе с Bolt на берега Невы вышел и московский «Ситимобил» (ныне входит в Mail.ru Group). По оценкам экспертов, опрошенных «НП», москвичи заняли около 1–2% рынка. В городе представлены бренды «Ситимобил» и «Такси ВКонтакте».
В Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации подсчитали, что в 2019 году оборот рынка такси в Петербурге, Москве и их агломерациях составил 307 млрд рублей (по оценкам экспертов, опрошенных «НП», на Петербург приходилось около 30–35% от этого объема). По подсчётам петербургской компании «Таксовичкоф» (недавно начала экспансию в регионы и за рубеж), доли между известными игроками распределяются следующим образом: «Яндекс» («Яндекс Go» и Uber) — 35%, «Везёт» — 15%, «Таксовичкоф» — 11%, Gett — 8%.
Как сообщили «НП» в петербургском комитете по транспорту, основными поставщиками услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в городе являются именно агрегаторы — на них приходится около 80% заказов.
Трудная франшиза
Перспективы франшизы Bolt эксперты рынка воспринимают со скепсисом. «Заходить с франшизой бренда, который мало кому известен, идея сомнительная. Вряд ли бизнес-модель, которую предлагает Bolt, сможет стать популярной», — рассуждает Ирина Зарипова.
«Рынок такси довольно монополизирован в регионах, и конкурировать на нем можно только при условии предоставления клиенту более низкой цены поездки в совокупности с хорошим сервисом», — комментирует руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. По её словам, франшизу сервиса такси ищут меньше 1% от всех интересантов франчайзинга. Как правило, это инвесторы, которые так или иначе уже связаны с подобным или смежным бизнесом либо имеют собственный автопарк и хотят развивать это направление. «Локомотивом сегмента «такси, доставка еды, самокаты» является «Яндекс Go», а франшизу в таком комбинированном формате пока никто не предлагает. Очень многое будет зависеть от условий, которые будут озвучены будущим партнёрам», — резюмирует Анна Рождественская.
Справка «Нового проспекта»
Bolt (ранее Taxify) — сервис заказа такси, основанный в 2013 году в Эстонии Маркусом Виллигом, 19-летним предпринимателем из Таллина. Сегодня сервис представлен в 60 странах и 150 городах Европы, Африки, Австралии, Южной Америки, Азии, Канады. В 2019 году компания начала работать в Петербурге (анонсированный ранее выход в Москву тогда не состоялся).
В 2017 и 2018 годах в ходе нескольких инвестиционных раундов компания привлекла инвестиции в размере $175 млн от Didi Chuxing и автоконцерна Daimler, после чего её стоимость достигла $1 млрд. Тогда же компания сменила имя на Bolt. В 2019 году компания запустила сервис заказа еды, а позднее запустила сервис аренды электросамокатов в городах Европы.
В мае 2020 года Bolt привлёк ещё €100 млн (около $109 млн) от Naya Capital Management, после чего оценка компании выросла до €1,7 млрд ($1,9 млрд). Вновь привлечённые деньги Bolt планирует пустить на поддержание бизнеса и сервисов в условиях пандемии. Кроме того, в апреле минувшего года компания стала одним из крупнейших получателей госпомощи от эстонского правительства, что покрыло основную часть затрат на содержание 500 сотрудников в Эстонии в апреле-мае 2020.
Другие инвесторы агрегатора — фонд TMT Investments, венчурный фонд Korelya Capital и бизнесмен Таавет Хайнрикус, один из основателей платёжного сервиса TransferWise.
В 2018 году выручка агрегатора достигла €79,7 млн, убыток составил € 61 млн, что в компании связали с вложениями в развитие.