Оборона вне закона. Бизнесу объяснят, кто должен закупать противогазы
Российские власти намерены освободить большинство компаний от нагрузки по обеспечению гражданской обороны. Сейчас многие фирмы, которые работают в крупных городах и даже в сельской местности, обязаны закупать противогазы на сотрудников и проводить их специально обучение.
Порядок отбора организаций, которые должны проводить мероприятия гражданской обороной, засекречен. Но когда дело доходит до суда, выясняется, что ситуацию регулирует документ почти 30-летней давности, где к территориям потенциального поражения отнесены Москва и Петербург, а также все города-«миллионники», крупные железнодорожные станции и даже деревни в радиусе 500 км от государственной границы («НП» писал об этом — «Готов к гражданской обороне»).
Секретные списки
Руководители организаций, которые отвечают за гражданскую оборону (включая даже микропредприятия) должны проходить специальное обучение в лицензированном учебном центре. А новые сотрудники таких фирм в течение первого месяца работы должны ознакомиться с вводным инструктажем по гражданской обороне и пройти соответствующую тренировку.
В каждом офисе или цехе требуется хранить запас противогазов и запасных патронов к ним, а также специальные аптечки на случай радиационного или биологического заражения. По расчетам аналитиком Министерства экономического развития РФ закупка средств защиты только на одного сотрудника стоит примерно в 4,5 тыс. рублей.
Более того, исчерпывающего списка требований, которые должен выполнять бизнес, не существует. Об этом МЧС России сообщил в опубликованном два месяца назад докладе.
Только в конце июня ведомство впервые признало, что секретный характер действующих правил затрудняет их применение. В итоге сами компании не знают, к какой категории по гражданской обороне они отнесены. «Принятие открытого нормативного акта позволит упорядочить этот процесс и повысит обеспечение безопасности населения», — констатировали чиновники.
Бизнес вздохнет свободнее
Подготовлен проект, который определяет исчерпывающие критерии отнесения компаний к обязанным соблюдать спорные требования. В первую очередь это предприятия оборонно-промышленного комплекса и получившие мобилизационные заказы. Специальную категорию могут присвоить и владельцам опасных производственных объектов I и II классов, гидротехнических сооружений высокой опасности, радиационно- и ядерноопасных производств, а также особо ценным объектам культурного наследия.
Ожидается, что разрабатываемые правила вступят в силу с 1 марта 2024 года.
Введение таких стандартов позволит снять нагрузку с подавляющего большинства компаний, в том числе всего малого и среднего бизнеса. По последним опубликованным данным, в реестры Ростехнадзора включено 576 объектов оборонно-промышленного комплекса и менее 939 тыс. производственных объектов I и II классов. В Государственном cводе числится всего 106 особо ценных объектов культурного наследия, в том числе 19 в Петербурге (Государственный Эрмитаж, Кунсткамера, дворцово-парковые ансамбли, важнейшие театры, музей и вузы). Тогда как в целом коммерческую деятельность в России осуществляет более 2,2 млн юридических лиц. А общая численность работающих в них людей превышает 42 млн.
Шаг вперед, два назад
До сих пор МЧС России настаивало на ужесточении требований к обеспечению гражданской обороны. В прошлом году чиновники заявили, что нужно в обязательном порядке закупать противогазы для учащихся школ, вузов, техникумов и для заключенных исправительных колоний. Расходы на реализацию этой идеи в экономическом ведомстве оценили в 6,4 млрд рублей. А в минувшем мае появился проект новых обременений по гражданской обороне для компаний, находящихся в зоне «возможного биологического заражения».
Примечательно, что основными участниками общественных обсуждений этих проектов выступают представители производителей средств индивидуальной защиты и иного оборудования. Поэтому предложения МЧС России зачастую получают положительную оценку, а многие участники дискуссий не стесняются лоббировать собственные интересы.
«Современный опыт применения химического оружия террористическими организациями в Японии и незаконными вооруженными формированиями в Сирии свидетельствует о локальном характере последствий его использования. Поэтому самым доступным, эргономичным и экономичным способом защиты населения являются самоспасатели и защитные детские камеры», — утверждает Александр Александров из ООО «НПК Пожхимзащита». Тогда как большинство других участников дискуссии категорически против закупки самоспасателей, поскольку это одноразовые издения с малым сроком хранения. Например, по уверению руководителя научно-технической службы АО «Сорбент» Андрея Лянга, по цене они сопоставимы с противогазами, но закупать их придется в два раза чаще.
Много званных, но мало наказанных
Несоблюдение требований по гражданской обороне карается многотысячными административными штрафами. Такие санкции уже применяли ко многим «вредным» заводам, и даже к детскому саду в Кировском районе Петербурга, к театру в Екатеринбурге и к киностудии «Ленфильм». Там оказалось недостаточно противогазов.
Нарушения, связанные с проведением командно-штабных и тактических учений, а также с созданием запасов противогазов, были выявлены и в Государственном Эрмитаже. Причем само по себе нахождение организаций в городе-«миллионнике» расценивалось как обязанность исполнять требования по гражданской обороне.
Но в последнее время проверки соблюдения этих требований проводят крайне редко и, чаще всего, на действительно важных или опасных объектах. В первую очередь в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения (бомбоубежища и другие).
Согласно единой базе данных Генеральной прокуратуры России, в минувшем году прошло всего 30 таких контрольных мероприятий, 28 из них — в отношении муниципальных администраций. В этом году завершено две проверки — в ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и Управлении мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области. О результатах этих инспекций пока не сообщается.
Кроме того, что в течении всего 2023 года действует мораторий на проведение большинства проверок. Исключение касается объектов высокого риска (в том числе детских учреждений), а также самых опасных производственных и гидротехнических объектов.