Новое руководство «Метростроя» пересматривает старые соглашения

В конце мая 2020 года в двух давно завершенных делах Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти началось странное движение: истец потребовал выдать ему исполнительные листы на принудительное взыскание долга ответчика по мировому соглашению, заключенному в 2018 году. Речь идет о спорах между ОАО «Метрострой» и АО «Концерн Титан-2» по поводу оплаты за работы, выполненные «Метростроем» на стройке Ленинградской атомной электростанции-2, где «Титан-2» является генподрядчиком. В первом деле, на 199 млн рублей, исполнительный лист был выдан без проблем, во втором, на 550 млн рублей, судья назначила заседание по рассмотрению ходатайства с вызовом сторон. 

Экскурс в историю атомных войн

Этот судебный конфликт начался в 2015 году, когда у сторон возникли разногласия по поводу договора субподряда на строительство энергоблоков ЛАЭС-2, заключенного с «Метростроем» в 2008 году. «Метрострой» предъявил иски на общую сумму около 2,6 млрд рублей, «Титан-2» в ответ подал иски на общую сумму 1,2  млрд рублей. Суды шли до лета 2018 года, часть исков была удовлетворена, часть отклонена, но в итоге стороны пришли к мировому соглашению, которым урегулировали все разногласия.

Согласно опубликованным тогда документам, «Титан-2» отказался от взысканных неустоек на 200 млн рублей и сразу перечислил бывшему подрядчику 527 млн рублей, а затем начал процедуру сдачи спорных работ заказчику — «Росатому» на общую сумму почти 1,14 млрд рублей. Часть из них «Титан-2» уже тогда признавал вероятной к сдаче (около 650 млн рублей), а вторая часть вызывала у него вопросы, поэтому суд в мировом соглашении указал, что обязанность оплатить каждую конкретную работу возникнет у «Титана-2» только в случае принятия ее конечным заказчиком.

После этого конфликт сошел на нет, его стороны только иногда сообщали: столько-то работ принято, столько-то оплачено. Но вот, почти два года спустя, в суд поступили заявления «Метростроя» о выдаче ему исполнительных листов на принудительное исполнение условий мирового соглашения. Обычно такие ходатайства поступают, если сторона-должник перестает платить или допускает прорсрочку очередного платежа. 

«Наша позиция действительно такая: «Титан-2» не исполняет условия мирового соглашения», — сообщили в пресс-службе «Метростроя», отказавшись от дальнейших комментариев. 

Желания и возможности

Как сообщили в концерне «Титан-2», компания исполнила все обязательства по генеральному мировому соглашению.  «Обратите внимание: там написано, что у «Титана-2» возникает обязанность оплаты работ только после того, как их примет и оплатит заказчик», — комментирует происходящее партнер юридического бюро «Григорьев и партнеры» (защищает интересы «Титана-2») Михаил Иванов. — Но проблема в том, что заказчик принял далеко не все. Дело в том, что часть работ (они были перечислены в приложении №1 к соглашению) там действительно хорошо сделана, и по ней никаких проблем не возникло. В первые же два месяца «Метрострой» получил за них 527 млн рублей, и еще более 150 млн ему было зачтено авансов и встречных требований. Но затем начались проблемы». 

По словам юриста, генподрядчик и субподрядчик с осени 2018 года пытались совместно сдавать остальные работы заказчику. Объемы этих работ «Титан-2» поделил на относительно перспективные (приложение №2 на сумму около 650 млн рублей) и практически бесперспективные (приложение №3 на сумму около 450 млн рублей). В результате кропотливой работы с претензиями заказчика за полтора года — до декабря 2019 года — из приложения №2 было принято работ примерно на 233 млн рублей, а из приложения №3 — на 7 млн. Остальные работы либо не были подтверждены документально, либо возникли иные основания для отказа.

В результате, как говорит Михаил Иванов, у «Метростроя» остались незакрытыми акты на 895 млн рублей, и эти работы заказчик, скорее всего, уже точно не примет. «Так что теперь «Метрострой», который два года считал, что легко сдаст весь объем работ, предъявляет претензии — их поступило на общую сумму 613 млн рублей. И вероятно, пытается получить деньги с «Титана-2» по исполнительным листам. Чтобы не допустить возможных злоупотреблений, «Титан-2» уже направил в суд заявление о принятии обеспечительных мер в виде наложения запрета на списание денег со счетов по выданному исполнительному листу». 

Произошли изменения

Следует отметить, что в «Метрострое» за эти два года изменилась не только правовая позиция по мировому соглашению с «Титаном-2». Компания вошла в процедуру банкротства, в феврале 2020 года в ней была введена процедура наблюдения. Временным управляющим назначен Геннадий Авдеев из СРО АУ «Орион». Но и это не все: в декабре 2019 года по подозрению в мошенничестве был задержан, а затем помещен под домашний арест бывший генеральный директор «Метростроя» Николай Александров (сын Вадима Александрова, возглавлявшего компанию с советских лет; семья Александровых владеет 38% акций предприятия). На его место был назначен бывший председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергей Харлашкин. И сейчас, по версии источников, близких к компании, там идет настоящая чистка рядов. «На носу концессия почти на триллион рублей, под это дело к нам едет новый акционер из Москвы по фамилии на букву Т», — рассказал источник (по всей видимости, имея в виду Геннадия Тимченко — ред.). 

«Я не в курсе этих действий, я лишь временный управляющий и не вмешиваюсь в действия руководства компании, - сообщил корреспонденту «НП» временный управляющий «Метростроя» Геннадий Авдеев. - Но, если сумма исков превышает 5% от активов должника, они должны были меня уедомить о своих решениях. Наведу справки». 

Читайте на эту тему:

Написан рапорт — и пошло-поехало!

Переходим к идеологии шабашников

Субординация для «Метростроя»

Фото с сайта АО «Метрострой».


Актуально сегодня