Фото с сайта АО "Метрострой"
Фото с сайта АО "Метрострой"
Субординация для «Метростроя»

Петербургский «Метрострой» попытался взять под контроль процедуру банкротства одной из своих «дочек» — АО «Управление 15 Метрострой». Он потребовав с нее 1,8 млрд рублей неотработанных авансов за строительство на субподряде разных объектов Петербургского Метрополитена. Но суды теперь очень внимательно изучают требования аффилированных кредиторов, поэтому требование материнской организации уже сократилось до неполных 700 млн рублей, а в итоге и вовсе может обнулиться. Как признают в самом «Метрострое», многие работы «дочка» выполнила, да только у нее бардак в документах, так что подтвердить факт выполнения ей будет сложно. 

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в рамках дела о банкротстве АО «Управление 15 Метрострой» (У15) в третий раз отложил рассмотрение требования материнской организации компаниии-банкрота — АО «Метрострой» на сумму 658 млн рублей. Требование, поданное в начале лета 2019 года, теперь будет рассмотрено только в январе 2020 года. 

Дело о банкротстве У15 идет с октября 2018 года, оно было возбуждено по иску ФНС, общий долг перед компании перед которой по разным налогам составляет более 250 млн рублей. В реестре кредиторов также находятся требования почти двух десятков независимых контрагентов У15 на общую сумму около 150 млн рублей. Требование «Метростроя» изначально превышало все остальные требования более чем втрое: в первоначальном заявлении оно составляло почти 1,8 млрд рублей. Однако в ходе трех заседаний суда, на которых временный управляющий должника Алексей Козяков предъявлял все новые документы в обоснование выполненных работ, требование материнской организации постепенно «таяло», и сейчас оно составляет 658 млн рублей. 

«Требование касается не выполнения работ, а документального подтверждения погашения авансов, которые выдавались данному подрядчику для их выполнения, — объяснили такую уступчивость в пресс-службе «Метростроя». — Данный подрядчик был задействован на реализации основных госконтрактов по строительству метрополитена в СПб». 

По словам представителя компании, в данном случае об аффилированности речь не идет, так как доля участия ОАО «Метростроя» в У15 составляет менее 20%. «Подрядчик является самостоятельным юридическим лицом. Взаимоотношения между Метростроем и У-15 регулируются договорами подряда и действующим законодательством. Мы как кредитор имеем те же права, что и другие кредиторы».

Тем не менее, как отметил временный управляющий У15 Алексей Козяков (который был назначен с подачи налогового органа), на последнем заседании судья Жанна Петрова прямо сказала представителю кредитора, что будет досконально изучать его доказательства, потому что он аффилированный. А арбитражные суды вот уже второй год с подачи Верховного суда применяют к требованиям дружественных должнику кредиторов повышенные требования, заставляя их доказывать и обосновывать даже очевидные вещи. Это называется субординация (о ней подробно говорили на последней конференции НП «Банкротство-2019», которая состоялась 21 ноября 2019 года).

По словам эксперта, управляющего партнера юридической фирмы «Апелляционный центр» Ивана Решетникова, скорее всего, если временный управляющий даже не сумеет найти все закрывающие документы в доказательство выполнения работ, суд назначит строительно-техническую экспертизу, которая определит, какой объем работ выполнен У15, и насколько ее затраты соответствуют целевому назначению перечисленных «Метростроем» авансов.

Дочерние и зависимые предприятия «Метростроя» банкротятся с 2017 года, когда ФНС начала доначислять им недоимки, пени и штрафы на сотни миллионов рублей. Первыми «упали» СМУ-10 и СМУ-11, за ними У15 и У17, последними (уже в 2019 году) в процедуры банкротства вошли «Тоннельный отряд №3» и «Метроподземстрой».

Сам «Метрострой» на 46% принадлежит городу, контрольный же пакет находится в руках у менеджмента компании во главе с семьей генерального директора Николая Александрова. В 2015 году Смольный начал постепенно обострять конфликт с мажоритариями компании с целью получить контроль над ней, но корпоративный конфликт к успеху не привел. В конце правления губернатора Георгия Полтавченко правительство города активно искало конкурентов «Метрострою», в том числе планировало привести в город московских метростроителей. Между тем, как заявляли в самом «Метрострое», большая часть финансовых проблем компании связана с тем, что Смольный, требуя форсировать работы по строительству новых станций метро к мундиалю 2018 года, с оплатой работ тянул. 

Болконский, фамильный дом, старт продаж