
Российская промышленность испытывает серьезное давление пандемии и экономического кризиса. Индекс промышленного производства падает весь год. С мая 2020 года, когда промпроизводство рухнуло сразу на 7,9%, оно постепенно восстанавливалось. Но в октябре на фоне развития второй волны пандемии падение промышленности год к году ускорилось, и по итогам 10 месяцев производство, по данным Росстата, сократилось на 3,1%.Эксперты говорят, что ежемесячный спад на 5–6% в годовом выражении — это «некая новая нормальность» для России в условиях сокращения доходов бизнеса. И хотя власти не намерены в ближайшее время жестко закрывать экономику, как это было минувшей весной, потребительское и инвестиционное поведение компаний в условиях высокой неопределенности, судя по всему, будет крайне осторожным. По прогнозу IHS Markit, российский производственный сектор продолжит сокращаться до II квартала 2021 года под давлением спада внутреннего спроса и сохраняющейся неопределенности из-за пандемии COVID-19.
В следующем году российскую промышленность, судя по всему, ждут массовые банкротства. И процесс уже пошел: по данным Росстата, за 10 месяцев 2020 года в стране официально ликвидировано 444,79 тыс. предприятий и организаций — в 2,3 раза больше, чем открылось. «Новый проспект» спросил представителей разных отраслей промышленности Петербурга об итогах уходящего года.

Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала:
— Этот год выдался непростым для многих отраслей экономики, в том числе для нефтяного сектора. Мы столкнулись с турбулентностью и рекордным падением спроса на европейских рынках из-за локдауна. Например, весной потребление нефтепродуктов в Европе упало практически до нуля, а мощности по хранению бензина, дизеля и других нефтепродуктов стремительно заполнялись.
Тем не менее в целом год для ПНТ можно назвать относительно благополучным: мы смогли не только не уменьшить, но и увеличить объемы перевалки. По итогам года ожидаем рост на 18%, до 9,3 млн т. Это произошло благодаря слаженной работе компании и РЖД, а также активной работе менеджмента терминала, которому удалось оптимизировать входящую и исходящую логистику.
Еще одним вызовом, с которым команда терминала удачно справилась, стало обеспечение бесперебойной работы в условиях коронавируса. Офисных сотрудников мы перевели на удаленный режим, остальных обеспечили средствами индивидуальной защиты, а места общественного пользования тщательно обрабатывались дезинфекторами. Эти меры оказались эффективными.

Александр Шестаков, генеральный директор ЗАО «Первая мебельная фабрика»:
— Самый главный урок 2020 года для нас — никогда нельзя откладывать назревшие изменения. Иначе те проекты, которые можно было бы сделать спокойно и весело, ты будешь делать в мыле и в панике. До пандемии мы неспешно рассуждали о том, что покупатели всё больше уходят в интернет, наверное, и нам туда тоже надо, но как же мы там, ведь мебель это такой продукт, который надо потрогать, померять, сжиться с ним... Но как только весной закрыли всю мебельную розницу, у нас просто не осталось вариантов, кроме как развивать интернет-торговлю. Меньше чем за месяц мы собрали сервис, запустили и стали продавать. И оказалось, хороший сервис сделали: показатели продаж говорят, что к концу года 30% кухонь мы продадим онлайн.

Надежда Овсянникова, старший директор по коммуникациям региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика»:
— Конкуренция на российском пивном рынке всегда была серьезная, а в 2020 году ситуацию осложнили вызванные пандемией ограничения. Несмотря на это, по итогам III квартала «Балтика» увеличила объем продаж на 19%. Это результат реализации нашей бизнес-стратегии «2020–2022». Мы адаптируем бренды ко вкусам потребителей и реинвестируем сэкономленные компанией средства.
В фокусе нашего внимания оставалось устойчивое развитие. В мае 2020 года компания объявила о планах обеспечить сбор и переработку не менее 50% объемов выпущенной на рынок упаковки к 2022 году. Для сравнения, в 2019 году этот показатель составлял 44%. Помимо этого, для сокращения выбросов CO2 мы перевели часть нашего автопарка на метан. В будущем планируем перевести на газ весь автотранспорт, что на 40% сократит топливные расходы и сделает логистику компании более экологичной.

Кеннет Линдгрен, генеральный директор KONE Россия (машиностроение):
— Пандемия новой коронавирусной инфекции отразилась на экономике каждой страны в мире. И мы, как и любая другая компания, учимся приспосабливаться к новой реальности. Мы внимательно следим за развитием пандемии и видим, что строительный рынок (важнейший для нас сектор экономики) в России находится в достаточно устойчивом состоянии. Строятся и сдаются новые проекты, низкие процентные ставки по ипотеке позволяют жителям России приобретать новое жилье, девелоперы заявляют о старте новых проектов жилых комплексов. Всё это позволяет нам считать, что в 2021 году на российском строительном рынке даже будет наблюдаться небольшой рост. Именно потому мы, безусловно, скорректировали наши планы, но в целом они не изменились.

Георгий Житмарев, коммерческий директор Пискаревского молочного завода:
— Из хорошего за 2020 год: Минпромторг принял решение упростить маркировку скоропортящихся товаров, к которым относятся молочные продукты, и это большая удача для нас. Напомню, Минпромторг предложил правительству не делать обязательным поэкземплярный учет «скоропорта» на этапе введения маркировки молочной продукции. Маркировку хотят ввести с 1 декабря 2023 года. Маркировать будут всю молочную продукцию, кроме той, у которой срок годности не превышает 40 дней. Такое решение снимает часть головной боли у молочников.

Иван Птахин, основатель компании «Миестило» (ювелирная отрасль):
— Мы пережили пандемийный кризис относительно спокойно благодаря переходу в онлайн формат. Этот канал принес нам 80% продаж. К тому же мы очень удачно в марте открыли собственное производство ювелирных украшений в Петербурге, которое обеспечило онлайн-площадку и розничную сеть продукцией и обезопасило нас от перебоев с поставками из-за рубежа. Порадовало, что после возобновления работы магазинов в ТЦ нам удалось вернуть до 90% объема продаж докарантинного уровня. К сожалению, с началом осенней волны эпидемии трафик в магазинах в ТЦ снова резко упал, и когда он снова вырастет, пока никто не знает.

Анатолий Фришман, генеральный директор компании «Свеза» (лесная отрасль):
— Никаких драматических и непоправимых последствий коронавируса в лесопромышленном комплексе мы не наблюдаем: ожидаемая консолидированная выручка «Свезы» в 2020 году останется на уровне 2019 года. Да, мы видим снижение спроса на глобальном рынке фанеры. Это во многом связано с тем, что динамика спроса на фанеру зависит от мирового ВВП. Если посмотреть исторически, то есть корреляция: рост ВВП приводит к росту платежеспособного спроса и наоборот. На внешних рынках коронавирус влиял на спрос таким образом, что ограничительные меры, например, в Европе значительно сузили импорт иностранных товаров, зато Азия, гораздо быстрее оправившись от неконтролируемого распространения эпидемии, смогла увеличить долю импорта товаров, в том числе и российской фанеры. Мы вовремя переориентировали поставки в этот регион и увеличили объемы продаж в Азию более чем в 2 раза.

Павел Тюриков, генеральный директор завода «Звезда» (судостроение):
— Cамое главное событие года для нас — завершение квалификационных испытаний редукторов для первой отечественной силовой установки фрегата проекта 22350. Они также прошли испытания в составе дизель-газотурбинного агрегата производства НПО «Сатурн». Это результат нескольких лет работы, раньше в Российской Федерации передачи такой мощности никогда не выпускались. Изделие состоит из 5 тыс. номенклатурных единиц комплектующих — только российского производства. Теперь мы можем выпускать такие передачи серийно, полностью обеспечивая потребности российского флота.
Менее масштабно, но столь же важно: в 2020 году мы наладили устойчивый выпуск двигателей и дизель-генераторов в маломагнитном исполнении и вышли на требуемый по графику темп производства комплектов оборудования.
Наш паровоз вперед летит... На Северо-Западе растет число проектов импортозамещения
Подробнее
Совет да любовь. Спрос на консалтинг восстановится в течение года
Подробнее
Георгий Семененко: "Кировский завод встретил нынешний кризис хорошо подготовленным"
Подробнее
Даниил Новицкий, глава инвестиционно-аналитического агентства «ПКР», рассказал «Новому проспекту» о том, как российские промышленники решают проблемы, связанные с текущим кризисом, и может ли он стать новым «окном возможностей» для отечественных компаний.
Даниил Новицкий
27.07.2022
Участники рынка деревянного домостроения фиксируют резкое сокращение спроса. Но есть производители, которые расширяются, несмотря на сложные времена. Строительная корпорация «Русь» вложила более 100 млн рублей в запуск новой линейки материалов для деревянного домостроения.
Екатерина Фомичева
14.07.2022
Георгий Семененко, который почти 20 лет был генеральным директором Кировского завода, а на днях стал председателем его совета директоров, рассказал «Новому проспекту», с чем связано это управленческое решение и как предприятие переживает эпоху тотального импортозамещения.
Ольга Вильде
13.07.2022