«Назревшие реформы лучше проводить спокойно, чем в мыле и в панике»
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

«Назревшие реформы лучше проводить спокойно, чем в мыле и в панике»

Ольга Вильде 7 января 2021
«Назревшие реформы лучше проводить спокойно, чем в мыле и в панике»
Российская промышленность испытывает серьезное давление пандемии и экономического кризиса. Индекс промышленного производства падает весь год. С мая 2020 года, когда промпроизводство рухнуло сразу на 7,9%, оно постепенно восстанавливалось. Но в октябре на фоне развития второй волны пандемии падение промышленности год к году ускорилось, и по итогам 10 месяцев производство, по данным Росстата, сократилось на 3,1%. 
Эксперты говорят, что ежемесячный спад на 5–6% в годовом выражении — это «некая новая нормальность» для России в условиях сокращения доходов бизнеса. И хотя власти не намерены в ближайшее время жестко закрывать экономику, как это было минувшей весной, потребительское и инвестиционное поведение компаний в условиях высокой неопределенности, судя по всему, будет крайне осторожным. По прогнозу IHS Markit, российский производственный сектор продолжит сокращаться до II квартала 2021 года под давлением спада внутреннего спроса и сохраняющейся неопределенности из-за пандемии COVID-19.

В следующем году российскую промышленность, судя по всему, ждут массовые банкротства. И процесс уже пошел: по данным Росстата, за 10 месяцев 2020 года в стране официально ликвидировано 444,79 тыс. предприятий и организаций — в 2,3 раза больше, чем открылось. «Новый проспект» спросил представителей разных отраслей промышленности Петербурга об итогах уходящего года.

Скигин1.jpeg
Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала:

— Этот год выдался непростым для многих отраслей экономики, в том числе для нефтяного сектора. Мы столкнулись с турбулентностью и рекордным падением спроса на европейских рынках из-за локдауна. Например, весной потребление нефтепродуктов в Европе упало практически до нуля, а мощности по хранению бензина, дизеля и других нефтепродуктов стремительно заполнялись. 

Тем не менее в целом год для ПНТ можно назвать относительно благополучным: мы смогли не только не уменьшить, но и увеличить объемы перевалки. По итогам года ожидаем рост на 18%, до 9,3 млн т. Это произошло благодаря слаженной работе компании и РЖД, а также активной работе менеджмента терминала, которому удалось оптимизировать входящую и исходящую логистику. 

Еще одним вызовом, с которым команда терминала удачно справилась, стало обеспечение бесперебойной работы в условиях коронавируса. Офисных сотрудников мы перевели на удаленный режим, остальных обеспечили средствами индивидуальной защиты, а места общественного пользования тщательно обрабатывались дезинфекторами. Эти меры оказались эффективными.

Шестаков1.jpeg
Александр Шестаков, генеральный директор ЗАО «Первая мебельная фабрика»:

— Самый главный урок 2020 года для нас — никогда нельзя откладывать назревшие изменения. Иначе те проекты, которые можно было бы сделать спокойно и весело, ты будешь делать в мыле и в панике. До пандемии мы неспешно рассуждали о том, что покупатели всё больше уходят в интернет, наверное, и нам туда тоже надо, но как же мы там, ведь мебель это такой продукт, который надо потрогать, померять, сжиться с ним... Но как только весной закрыли всю мебельную розницу, у нас просто не осталось вариантов, кроме как развивать интернет-торговлю. Меньше чем за месяц мы собрали сервис, запустили и стали продавать. И оказалось, хороший сервис сделали: показатели продаж говорят, что к концу года 30% кухонь мы продадим онлайн. 

Надежда Овсянникова1.jpeg
Надежда Овсянникова, старший директор по коммуникациям региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика»:

— Конкуренция на российском пивном рынке всегда была серьезная, а в 2020 году ситуацию осложнили вызванные пандемией ограничения. Несмотря на это, по итогам III квартала «Балтика» увеличила объем продаж на 19%. Это результат реализации нашей бизнес-стратегии «2020–2022». Мы адаптируем бренды ко вкусам потребителей и реинвестируем сэкономленные компанией средства.

В фокусе нашего внимания оставалось устойчивое развитие. В мае 2020 года компания объявила о планах обеспечить сбор и переработку не менее 50% объемов выпущенной на рынок упаковки к 2022 году. Для сравнения, в 2019 году этот показатель составлял 44%. Помимо этого, для сокращения выбросов CO2 мы перевели часть нашего автопарка на метан. В будущем планируем перевести на газ весь автотранспорт, что на 40% сократит топливные расходы и сделает логистику компании более экологичной.

Кеннет Линдгрен1.jpeg
Кеннет Линдгрен, генеральный директор KONE Россия (машиностроение): 

— Пандемия новой коронавирусной инфекции отразилась на экономике каждой страны в мире. И мы, как и любая другая компания, учимся приспосабливаться к новой реальности. Мы внимательно следим за развитием пандемии и видим, что строительный рынок (важнейший для нас сектор экономики) в России находится в достаточно устойчивом состоянии. Строятся и сдаются новые проекты, низкие процентные ставки по ипотеке позволяют жителям России приобретать новое жилье, девелоперы заявляют о старте новых проектов жилых комплексов. Всё это позволяет нам считать, что в 2021 году на российском строительном рынке даже будет наблюдаться небольшой рост. Именно потому мы, безусловно, скорректировали наши планы, но в целом они не изменились.

Житмарев1.jpeg
Георгий Житмарев, коммерческий директор Пискаревского молочного завода: 

— Из хорошего за 2020 год: Минпромторг принял решение упростить маркировку скоропортящихся товаров, к которым относятся молочные продукты, и это большая удача для нас. Напомню, Минпромторг предложил правительству не делать обязательным поэкземплярный учет «скоропорта» на этапе введения маркировки молочной продукции. Маркировку хотят ввести с 1 декабря 2023 года. Маркировать будут всю молочную продукцию, кроме той, у которой срок годности не превышает 40 дней. Такое решение снимает часть головной боли у молочников. 

Птахин1.jpeg
Иван Птахин, основатель компании «Миестило» (ювелирная отрасль): 

— Мы пережили пандемийный кризис относительно спокойно благодаря переходу в онлайн формат. Этот канал принес нам 80% продаж. К тому же мы очень удачно в марте открыли собственное производство ювелирных украшений в Петербурге, которое обеспечило онлайн-площадку и розничную сеть продукцией и обезопасило нас от перебоев с поставками из-за рубежа. Порадовало, что после возобновления работы магазинов в ТЦ нам удалось вернуть до 90% объема продаж докарантинного уровня. К сожалению, с началом осенней волны эпидемии трафик в магазинах в ТЦ снова резко упал, и когда он снова вырастет, пока никто не знает.

Фришман1.jpeg
Анатолий Фришман, генеральный директор компании «Свеза» (лесная отрасль):

— Никаких драматических и непоправимых последствий коронавируса в лесопромышленном комплексе мы не наблюдаем: ожидаемая консолидированная выручка «Свезы» в 2020 году останется на уровне 2019 года. Да, мы видим снижение спроса на глобальном рынке фанеры. Это во многом связано с тем, что динамика спроса на фанеру зависит от мирового ВВП. Если посмотреть исторически, то есть корреляция: рост ВВП приводит к росту платежеспособного спроса и наоборот. На внешних рынках коронавирус влиял на спрос таким образом, что ограничительные меры, например, в Европе значительно сузили импорт иностранных товаров, зато Азия, гораздо быстрее оправившись от неконтролируемого распространения эпидемии, смогла увеличить долю импорта товаров, в том числе и российской фанеры. Мы вовремя переориентировали поставки в этот регион и увеличили объемы продаж в Азию более чем в 2 раза.

Тюриков1.jpg
Павел Тюриков, генеральный директор завода «Звезда» (судостроение): 

— Cамое главное событие года для нас — завершение квалификационных испытаний редукторов для первой отечественной силовой установки фрегата проекта 22350. Они также прошли испытания в составе дизель-газотурбинного агрегата производства НПО «Сатурн». Это результат нескольких лет работы, раньше в Российской Федерации передачи такой мощности никогда не выпускались. Изделие состоит из 5 тыс. номенклатурных единиц комплектующих — только российского производства. Теперь мы можем выпускать такие передачи серийно, полностью обеспечивая потребности российского флота. 

Менее масштабно, но столь же важно: в 2020 году мы наладили устойчивый выпуск двигателей и дизель-генераторов в маломагнитном исполнении и вышли на требуемый по графику темп производства комплектов оборудования.


К списку новостей