Макнули в Лужицы. Жители деревни в Ленобласти не верят ни президенту, ни губернатору
В декабре 2021 года деревня Лужицы, где обитают представители малой народности води, прославилась на всю Россию. Фрагмент письма Путину от её жителей в беседе с президентом зачитал режиссер Александр Сокуров. Вожане попросили Владимира Путина уберечь деревню от последствий строительства газоперерабатывающего комплекса «Русхимальянса». Возведение огромного завода за 2,7 трлн рублей требует дополнительных подъездных путей, один из которых де-факто уже проходит по деревенской дороге. Прежде чем написать президенту, жители Лужиц взывали к чиновникам и представителям «Русхимальянса», но безуспешно. Внимание Путина всё изменило.
Суть проблемы и спасение
Лужицы — это около сотни строений, раскинувшихся вдоль трассы «Нарва» примерно на 2,5 км. Деревня существует как минимум 500 лет и является крупнейшим поселением исчезающей народности водь. Официально вожан насчитывается 64 человека. Всего в деревне живет около ста человек. Первоначально один из подъездных путей к газоперерабатывающему комплексу «Русхимальянса» был согласован прямо по центру деревни перед существующим кладбищем.
Деревня Лужицы расположена в 120 км на запад от границы Петербурга. Впервые упоминается в Писцовой книге Водской Пятины 1500 года. Времена расцвета с точки зрения демографии она переживала на рубеже XIX—XX вв.еков, когда в Лужицах жили 633 человека. Деревня, как и Ленобласть в целом, является родиной для води — народа из списка коренных малочисленных народов России. Первые следы води на побережье Финского залива ученые датируют I—V вв.еком нашей эры. В исторических документах первое сообщение о води относится к 1069 году, когда представители этого этноса были разбиты новгородцами и примкнули к ним. В советское время многих вожан выселили и депортировали в Эстонию и Финляндию. Теперь это самый малочисленный народ Ленобласти.
Для деревни это означало полное уничтожение, с которым жители оказались не готовы мириться. После ряда переговоров ФКУ Упрдор «Северо-Запад» любезно пересогласовал строительство проезда по краю деревни и границе кладбища. «Если нет технических препятствий, мы выдаём разрешение… До этого вопрос рассматривался региональными и местными властями. У нас нет полномочий влиять на подъездную дорогу за нашей полосой отвода, даже если она затрагивает интересы этноса», — объясняли в ФКУ УпрДор «Северо-Запад».
Но даже проходя по окраине деревни, дорога грозит Лужицам гигантским трафиком из тысяч грузовиков. Расстояние от них как до ближайших домов, так и до могил — десятки метров. При этом поток большегрузов обещает быть нескончаемым, ведь инвестором заявлено, что по дороге будет проходить до 6 тыс. машин в сутки.
Проект создания комплекса по переработке этансодержащего газа (КПЭГ) реализуют АО «РусГазДобыча» и ПАО «Газпром» в районе поселка Усть-Луга Ленинградской области. Предприятие станет самым мощным по объему переработки газа в России (45 млрд м3 в год) и крупнейшим по объему производства СПГ в Европе (13 млн т в год). Помимо СПГ товарной продукцией интегрированного комплекса будут этановая фракция, сжиженные углеводородные газы и пентан-гексановая фракция. Еще в 2017 году за поддержкой этого проекта к Владимиру Путину обратился председатель ПАО «Газпром» Алексей Миллер. Президент поддержал.
В «Русхимальянсе» губительное для Лужиц местоположение трассы объяснили тем, что Упрдор «Северо-Запад» не смог выдать согласование за границами Лужиц из-за регламента расстояний между съездами». Лояльность местных жителей компания попытались снискать, предложив «оказать содействие в благоустройстве деревни». А Павел Казарян, глава администрации Усть-Лужского поселения, в состав которого входят Лужицы, публично пообещал, что будет требовать установки защитных экранов вдоль строящейся дороги. На этом шаги, которые региональные власти были готовы сделать навстречу представителям малого народа, закончились.
Так бы и пошел по границе Лужиц нескончаемый караван грузовиков, если бы благодаря режиссеру Александру Сокурову о проблеме не узнал Владимир Путин. Режиссер прихватил письмо жителей Лужиц на заседание Совета по правам человека и зачитал его президенту лично. Эффект не заставил себя долго ждать. Буквально через пару дней губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко прилетело официальное уведомление из администрации президента. Этого оказалось достаточно, чтобы в тот же день глава региона дал команду перенести злополучную дорогу. «Регламент расстояний между съездами», который месяцем ранее был главным камнем преткновения, оказался больше не помехой. «Нужно найти компромиссное решение, чтобы дорога временная или постоянная не затрагивала местных жителей. Здесь мы спорим ни о чём. Надо пересогласовать в «СевзапУпрдоре», — поставил губернатор перед фактом представителей «Русхимальянса» в ходе визита в Лужицы.
Раскол Лужиц
Несмотря на широкий общественный резонанс, жизни на улицах Лужиц не много. Бо́льшая часть домов выглядит так, будто хозяева уехали пару дней назад и вот-вот вернутся. Не все строения в идеальном состоянии, но откровенно заброшенных практически нет. Рядом с несколькими хозяйствами прямо у дороги, как будто коммунизм, лежат кучи со свежими дровами. Но при этом бо́льшая часть хозяйств все-таки огорожена заборами разной степени надежности.
«Центром силы» Лужиц выглядит Музей водской культуры. В этом небольшом одноэтажном бревенчатом здании, наполовину облицованном природным камнем, собраны костюмы и предметы быта води, их фотографии и истории жизни. Вторая часть музея — культурный центр, в котором представлены небольшая библиотека по истории края, интересные архивные фотографии.
Корреспонденту «Нового проспекта» директор Музея водской культуры и жительница Лужиц Марина Ильина рассказала, что прямо сейчас жители деревни задействованы в съемках четырех проектов. Кроме того, 12 декабря состоялся премьерный показ черновой версии документального фильма «Тише води». Ильина в беседе с «Новым проспектом» выразила уверенность, что теперь, с вмешательством президента, а затем и губернатора, всё наладится. «Люди у нас уже устали говорить об этой проблеме. Лучше приезжайте летом», — порекомендовала Марина Ильина, в прошлом сотрудник МЧС.
Её оптимистичный прогноз по ситуации с дорогой разделяют далеко не все жители деревни. «Мы давно предлагали им прямую дорогу построить — так даже короче до завода будет и Лужицы не затрагивает. Всем хорошо, но они отказывались. Не верю я, что вопрос решится, но деревню сохранить хотелось бы», — сказал журналисту «НП» житель Лужиц.
Недоверие местных возникло неспроста. О первых работах по устройству технического проезда жители даже не были проинформированы, а столкнулись с ними по факту. Подрядчик просто без предупреждения положил бетонные плиты на деревянный мост и вырубил деревья у погоста. «Всё делалось быстро и даже в ночное время, чтобы не смогли помешать. А теперь, когда дело сделано, вопрос только о том, чтобы оставили в покое погост, который может быть полностью уничтожен. Лично подходила к рабочим, которые валили деревья. Они сказали оставят 18 метров до последней ограды, но ночью вырубили всё впритык», — рассказывает местная жительница Людмила.
Один из старожилов Лужиц рассказал, что недоверие к власти и крупным проектам поселилось здесь еще со времён строительства порта в Усть-Луге. «Мы же были против порта, но его всё равно построили. Рыба из реки сразу после окончания строительства ушла. Раньше острогу кинешь — в язя попадешь. Косяками шел. И петиции подписывали, и встречались, но ничего не помогло. Потом, когда леса пилили, люди начали возмущаться. Но у тех, кто много возникал, дом сгорел. Власти тогда сказали: будьте осторожны, сами знаете, не найти концов. Пристращали деревню всю. И по поводу этой дороги на встречах нам говорили, что никого наше мнение не волнует, построят и всё. Сейчас вот приехал губернатор, что-то сказал, но пока дорогу в другом месте не увижу, я в его слова не поверю», — поделился мнением вожанин Алексей, пожилой мужчина, напоминающий Жан Поля Бельмондо из русской деревни.
Общая беда
Как отмечает близкий к властям Ленобласти собеседник «Нового проспекта», письмо, зачитанное Сокуровым, произвело в местном правительстве эффект разорвавшейся бомбы. «Ещё до письма из Лужиц в правительстве были серьёзно озадачены проблемой со стройкой завода», — утверждает он. Среди причин — 20 тысяч рабочих, к приёму которых не были готовы местная инфраструктура и жители, а также безобразие на дорогах, устроенное грузовиками.
С апреля месяца дороги под Усть-Лугой заполняются грузовиками, которые едут в порт и из порта. По данным 47news, уже сейчас поток грузовых машин здесь составляет около 600 в сутки, а будет в 10 раз больше. Большегрузы разбивают местные просёлочные дороги, по обочинам валяются бревна и рваные покрышки.
После инспекции губернатора областной комитет по дорожному хозяйству с 30 декабря 2021 года до конца 2026-го ограничил въезд большегрузов в Усть-Лугу по центральной дороге, а также запретил им парковаться на обочинах участков региональных трасс Псков — Гдов — Сланцы — Кингисепп — Краколье, Лужицы — Первое мая и Остров — Струпово. Власти региона уже сообщили, что скоро на дорогах появятся запрещающие знаки. Но и в эту меру слабо верят в Лужицах.
«Ну поставят знаки, грузовики как останавливались здесь, так и будут. Кто их оштрафует, зафиксирует нарушение? Так и будут на автобусной остановке стоять, у нас тут магазин. Они ведь не думают, что если занять остановку двумя КамАЗами, то людей будет высадить негде, только в лужу», — говорит Алексей из Лужиц.
По его наблюдениям, за несколько месяцев дороги под Усть-Лугой существенно потеряли в качестве и покрылись ямами. Об этом говорят не только местные жители, но и один из подрядчиков мегастройки, компания China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven (CC7). В середине октября её представитель обратился в правительство Ленобласти с просьбой произвести ямочный ремонт и взять на особый контроль обработку антигололедными средствами участков дороги от Кингисеппа до Краколья. Всё из-за участившихся ДТП и «обеспокоенности компании за своих сотрудников».
При этом самое весёлое впереди. В мае 2022 года стройка должна войти в самую активную фазу, на которой планируется задействовать 70 тысяч рабочих. Но строители мегазавода, по утверждениям местных властей, пока так и не выполнили своих обязательств по организации движения, обеспечению безопасности, строительству пункта полиции, строительных городков, столовых и медпунктов. В августе инвесторы также пообещали, что выдадут 2 млрд рублей на ремонт дорог в Кингисеппском районе уже в 2021—2022 году. Вполне возможно, что эти деньги на время стройки помогут поддержать дорожное полотно в удовлетворительном состоянии.