Как сделать белыми темные ночи
Провальный 2020 год заставил игроков туристической отрасли Петербурга и Ленобласти, потерявших 70% турпотока, прыгать выше головы в поисках редких гостей. «Новый проспект» выяснил, как они собираются привлекать их в этом году.
В Петербурге и области надеются на восстановление турпотока
Петербург в прошлом году потерял около 70% туристического потока — фактически столько же, сколько потерял, по данным UNWTO, мировой туризм. «Это говорит об интегрированности нашего города в международные туристские потоки: потери мирового туризма и потери Петербурга в процентом соотношении сопоставимы», — считает Сергей Корнеев, председатель городского комитета по развитию туризма.
Эксперты UNWTO прогнозируют восстановление экономики отрасли в течение 4–6 лет. В Петербурге надеются на более быстрый выход из кризиса. (Подробнее о ситуации в мире в целом и в городе в частности можно прочитать здесь /news/articles/sergey-korneev-turizm-v-peterburge-vysoko-vzletel-i-bolno-rukhnul/).
В Ленинградской области туристический поток в 2019 году составлял около 5,7 млн человек, из которых примерно 600 тыс. были иностранными туристами, в 2020-м — около 4,8 млн: область недосчиталась 900 тыс. человек.
По словам Ольги Голубевой, руководителя Информационно-туристского центра Ленобласти, туристический поток в прошлом году перераспределился. В 2019-м он складывался из двух частей: туристы из других стран или регионов и экскурсанты, приезжающие в Ленинградскую область из Петербурга. В 2020 году очень многие приехали в Ленинградскую область не на выходные, а пожить в самоизоляции. В итоге все места индивидуального размещения, такие как коттеджи и апартаменты, оказались заполнены: найти что-то в мае уже было невозможно, так как было продано абсолютно всё.
При этом, как пояснила эксперт, пострадали классические гостиницы в городах — Выборге, Тихвине, Гатчине. Там ощущался недостаток гостей. Сейчас ситуация налаживается. «Сегодня мы являемся одним из первых регионов России, который открыл экскурсионное обслуживание, и уже сейчас многие российские туристы отправились к нам, в том числе и в Тихвин, в Выборг, в Гатчину, на побережья Тихвинского залива и Ладожского озера», — рассказала Голубева.
Как она отметила, на сегодняшний день глубина бронирования в отелях Ленинградской области больше, чем в отелях Петербурга (до конца лета вместо пары-тройки недель), но ниже, чем в прошлом году.
Главные задачи — внесезонность и многократность
В комитете по развитию туризма Петербурга считают, что восстановление отрасли займет несколько лет — до 2024 года.
Елена Тибина, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад», представила план, в котором сделаны акценты на пяти направлениях: новая туристская география (кроме Эрмитажа, Казанского собора и прочих известных достопримечательностей в городе есть множество других исторических памятников, музеев и выставок), гастрономический туризм, образовательный туризм, «Петербург — город на воде» (это направление включает яхтенный туризм, сап-серфинг и другие водные виды активного отдыха) и «Петербург архитектурный».
Главной задачей отрасли сегодня ставится преодоление сезонности: необходимо сделать так, чтобы туристы посещали город круглый год, а также раз за разом возвращались в Петербург. Этому призваны способствовать культурные офлайн-мероприятия. Например, проекты Екатерины Галановой Международный фестиваль балета Dance Open и «Классика на Дворцовой», проект Григория Путинцева фестиваль St. Petersburg Harley Days и другие.
Кроме этого, сегодня можно всерьез говорить о Петербурге как о городе свадебного туризма, но для полноценного развития этого направления организаторам необходимо получить возможность проведения официальных выездных регистраций, которая сегодня есть уже в 9 регионах России, включая Ленинградскую область. «Иначе сначала молодоженам придется ездить в Ленобласть и регистрироваться там!» — подчеркнула Наталья Можейко, генеральный директор Ассоциации организаторов мероприятий.
Наконец, с мая этого года московским и петербургским комитетами по туризму запускается программа по совместному информированию туристов о возможностях обоих городов. Для этого создается единая информационная система, о чем рассказали на пресс-конференции Сергей Корнеев и Екатерина Проничева, председатель комитета по туризму города Москвы. «Каждая российская семья должна привезти своих детей в Москву и Петербург как минимум один раз», — подчеркнул Сергей Корнеев.
«Любой гость, приезжая в Москву, получает информацию не только о том, что он может увидеть в Москве, но и о том, что может увидеть в Петербурге. И то же самое касается гостей Петербурга», — пояснила Екатерина Проничева. (Более подробно о свадебном туризме и других возможностях туристической отрасли можно прочитать здесь.)
Проблемы в отсутствии — от информации до хаба
Главные проблемы в продвижении города и восстановлении турпотока отметила Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St.Petersburg — Tchaikovskogo, генеральный директор туроператора «Индивидуальный туристический сервис».
«Нам действительно нужна программа поддержки в виде продвижения, которая может складываться из того, что мы сами предлагаем и сами делаем, потому что рассчитывать только на помощь комитета по туризму мы не можем», — заявила она и для начала предложила создать видео и фотобанк материалов о том, что может предложить город. Для этого можно использовать в том числе те киноматериалы, которые уже имеются в наличии, сделав ряд роликов на темы «Имперский Петербург», «Революционный Петербург», «Советский», «Современный» и пр.
«Когда-то гастроли восстановятся, и наши театры, наши балетные и концертные коллективы, которые бесконечно ездят и по стране, и за рубеж, с удовольствием возьмут эти материалы, чтобы показывать их в фойе театров и концертных залов тех городов, где они выступают», — подчеркнула Шамликашвили.
При этом эксперт предложила использовать как позитивный фактор первенство Санкт-Петербурга среди российских городов в присоединении к международной программе по обеспечению безопасного туризма Safe Travels. Для туристов этот знак является гарантией того, что предоставляемые туристскими организациями услуги и сам город отвечают требованиям санитарно-гигиенических норм и стандартам безопасности.
Но, как отметила Виктория, у Петербурга с Ленинградской областью по-прежнему нет совмещенного календаря событий: отдельные календари есть у каждого комитета, но планирующий поездку путешественник нигде не сможет найти полную информацию о том, что происходит в городе и области.
Одной из главных проблем, мешающих привлечь поток туристов, Виктория назвала то, что аэропорт «Пулково» не стал полноценным хабом: и в Петербург, и из Петербурга можно улететь в очень небольшое количество городов. «Мы сделали хабами Хельсинки и Ригу, и теперь нам нужно всячески возвращать себе это место», — сказала Шамликашвили.
Потеряны гиды
Александр Мусихин, директор петербургского филиала «Интурист», обозначил еще одну важнейшую проблему — кадровую.
Если количество туроператоров, которых в Санкт-Петербурге около 400, фактически не снизилось, то гидов стало существенно меньше. Потеряв заработок из-за пандемии, многие из них ушли с рынка. «Гидов, занимавшихся иностранными туристами, в нашем городе было примерно 600 человек. Около 5% из них смогли перестроиться под работу с внутренними туристами, около 5% встали на биржу труда, а 90% сменили сферу своей деятельности», — такие цифры назвал Александр Мусихин.
По словам эксперта, многие экскурсоводы вынуждены были устроиться курьерами либо продавцами в магазинах. «Одна из наших очень известных гидов, работавшая с тремя редкими языковыми группами, сейчас работает кассиром», — сказал он.
Соответственно, когда будет восстановление отрасли и туристы вернутся, они не получат ожидаемого обслуживания. Более того, ряд туристов может быть просто потерян, потому что, как подчеркнул Александр Мусихин, многие иностранные компании просят, что бы их группу вел конкретный гид.
Возможности вакцинации иностранцев
«Городу необходима стратегия развития туризма на ближайшие 4–6 лет», — подвела итог Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга.
Необходимо, чтобы люди ехали не только в Санкт-Петербург и заодно случайно на какой-либо фестиваль, а на конкретные события. «Нам нужно изменить тенденцию: чтобы люди приезжали в Санкт-Петербург на события и значимые мероприятия и заодно посмотреть город», — говорит Тамара Буйлова.
Кстати, таким мероприятием для иностранного туриста может стать вакцинация в Петербурге. «Мы работаем с корпоративными иностранными туристами, и многие компании уже обращаются к нам с просьбой проработать возможность вакцинации в России своих сотрудников», — говорит Валерия Девятовская, генеральный директор туристического агентства Leader Team.
При этом средний чек такого мероприятия составляет €1 тыс. на человека: приезд минимум на 3 ночи, 4 дня. Предприятие, где работают эти туристы, готово заплатить и за гостиницу категории 5 звезд, и за вакцины, и, конечно, представить справки с отрицательным ПЦР своих сотрудников. Но пока решение о такой возможности властями не принимается.
По материалам конференции MarketMedia «Туризм: возрождение-2021» и пресс-конференции Сергея Корнеева и Екатерины Проничевой
Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ