Из айтишников в резервисты
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
В России на государственном уровне создается кадровый резерв IT-специалистов. Беспрецедентные меры поддержки отрасли не решают проблему дефицита профессионалов в области информационных технологий, который особенно заметен в госсекторе.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий вопросы цифровой экономики, инноваций и связи, сообщил, что Минцифры формирует кадровый резерв айтишников «в целях развития команд цифровой трансформации в госсекторе».
Пряники без кнутов
Зазывая вступать в ряды «запасных игроков», государство обещает потенциальным резервистам трудоустройство в органах власти и бюджетных организациях, получение «индивидуального паспорта компетенций с персональными рекомендациями по их развитию» и другие блага цивилизации а-ля общение с ведущими экспертами России из разных отраслей, непрерывное развитие в области цифровой трансформации и т. д.
«Участие в проекте бесплатное, и шанс попасть в него есть у каждого специалиста IT-отрасли», — прорекламировал резерв Дмитрий Чернышенко. Он уточнил перспективы этого проекта, пояснив, что цифровая трансформация — одна из пяти национальных целей, поставленных президентом России. А значит, кадры еще как пригодятся.
Вице-премьеру вторит замглавы Минцифры Николай Яцеленко, уточняя, что и уровень компетенций для продвижения по кадровой лестнице в этом проекте не важен. «Важно не столько обладать необходимым уровнем компетенций, сколько уметь применять их на практике, использовать в качестве инструментов решения конкретных рабочих задач. Это и есть важнейший показатель для участников резерва. Стоит также отметить, что специалисты, прошедшие отбор, непрерывно развивают компетенции, выполняя интересные задания и поднимаясь в личном рейтинге», — заявил Николай Яцеленко.
Дефицит не исчезает
По последним данным, озвученным замглавы МВД Игорем Зубковым на расширенном заседании комитета Совета Федерации по социальной политике в июне, в результате массового отъезда айтишников из России этой весной в отрасли возник острый дефицит кадров, который достиг 170 тыс. человек. Месяцем позже Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, ссылаясь на оценки Минцифры, сообщил, что к 2024 году дефицит квалифицированных кадров в IT-сфере может достичь миллиона человек. На сегодняшний день на площадке Рекрутингового центра Минцифры, который регистрирует в резерв, насчитывается около 11,5 тыс. специалистов. Не так уж много, если учесть, что площадка, помогающая найти IT-работу в бюджетной сфере, существует уже 2 года.
В этой связи неудивительно, что государство «по сусекам» собирает оставшиеся кадры. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела опрос, в котором спросила IT-специалистов об их карьерных и профессиональных перспективах в России. Судя по всему, время действительно лечит, и многие уже разглядели в создавшейся ситуации новые возможности для развития. Таких из числа опрошенных получилось 42,5%. «Количество респондентов, испытывающих негативные ощущения, уменьшилось на 1,9%. Количество тех, кто оценивает ситуацию нейтрально, увеличилось с 11,4% в мае до 13,3% в июне-августе», — говорят эксперты РАЭК.
Тем не менее, несмотря на оптимизм в оценках собственного будущего, большинство айтишников в той или иной степени выражают обеспокоенность относительно перспектив отрасли в целом. Аналитики связывают данный факт с общим информационным фоном, в частности, с регулярными сообщениями про уход иностранных компаний и релокацию локальных команд. На эмоциональное состояние также влияют громкие законодательные инициативы, такие, как ужесточение норм защиты персональных данных или ограничения на рынке классифайдов.
Количество IT-профессионалов, испытывающих негативные ощущения от перспектив своей профессии в России, сократилось с 45,2% до 39,7%. Аналитики предполагают, что опасения почти 40% опрошенных связаны с неоднозначными регуляторными сигналами. С одной стороны льготы и стремление государства удерживать IT-кадры внутри страны, с другой — очередной виток борьбы с иностранными инвестициями в IT-компании, поправки в закон «О рекламе», которые, по сути, закроют все классифайды, закон о единой системе учета рекламы в интернете, ограничения на трансграничную передачу данных и другие инициативы, которые тревожат представителей IT-отрасли.
Большая часть респондентов (64,4%) отмечают, что почувствовали на себе влияние санкций или иных ограничений в сфере технологий. Только 4,3% считают, что сложившаяся ситуация никак их не коснулась.
Айтишник нынче дорог
Надо отметить, что, говоря о дополнительных мерах поддержки, которые помогли бы подсластить пилюлю непростой жизни, айтишники называют отнюдь не возможность поработать в бюджетной сфере и пообщаться с разными экспертами из России. В российском IT и без того сейчас наблюдается самый большой рост новых вакансий. По данным сервиса «Работа.ру», в июле количество предложений работодателей увеличилось на 21%. А хотят айтишники того же, чего и все нормальные люди: дополнительного финансирования и стабилизации обстановки в целом.
Однако количество специалистов, задумывающихся о релокации, по сравнению с маем, уменьшилось: в мае таковых оказалось 24%, а летом — 20,9%. Хотя, возможно, все желающие уже просто уехали. Среди уехавших, по данным РАЭК, 49,3% не планируют возвращаться в Россию в ближайшие 6 месяцев, остальные 50,7% хотят вернуться. Причем количество тех, кто рассматривает вариант возвращения, по сравнению с маем выросло на 2,3%. Это может быть обусловлено и тем, что не всем удается легко и просто трудоустроиться и обустроить быт в стране релокации. Видимо, часть из таких «возвращенцев» заинтересуется возможностью закрепиться в кадровом IT-резерве. На всякий случай. По крайней мере, пока государственные органы не говорят о том, что вход в резерв будет стоить рубль, а выход — два.