Инвесторы перестали бросать деньги в топку. Куда идет рынок электронной торговли
Новый проспект
Статьи

Инвесторы перестали бросать деньги в топку. Куда идет рынок электронной торговли

Прочитано: 78

E-commerce — рынок электронной торговли — показывает рост уже на протяжении нескольких лет. Фактически всё это время он развивался преимущественно за счет вложений инвесторов. Ситуация начала меняться в прошлом году, а сейчас рынок переживает глобальную переориентацию: инвесторы, которые больше не готовы бросать деньги в топку интенсивного развития, теперь обращают внимание не на рост, а на прибыльность бизнеса. «Новый проспект» разбирался, за счет чего растет эффективность таких компаний.

Ориентация на зарабатывание

Эксперты рынка отмечают, что в целом направление e-commerce чувствует себя сегодня неплохо. По данным Артёма Соколова, президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), несмотря на все сложности, с января по апрель рынок вырос на 50%. «Однако есть целая группа рисков», — отмечает Сергей Беляков, управляющий директор компании «Озон».

На первое место он ставит сокращение платежеспособности населения, объясняя, что если экономикой своих компаний и логистическими цепочками можно управлять, то этой ситуацией — нет.

«Это означает, что весь ретейл — и офлайн, и e-commerce — должен ориентироваться на снижение потребления», — говорит Сергей Беляков, уточняя, что это сокращает возможности для развития отрасли в целом, создавая в то же время новые точки роста для лидеров рынка. В связи с этим эксперт прогнозирует усиление конкуренции.

обратите внимание!

О том, кто является лидерами рынка, можно прочитать в колонке Ивана Федякова, генерального директора аналитического агентства INFOLine

«Экономическое состояние наших покупателей нестабильно: многие экономят, не понимая, что будет завтра», — подтверждает Арина Аванесова, операционный директор компании «Перекрёсток Впрок».

Но началось это не весной 2022 года, а гораздо раньше, в пандемию. И в связи с этим она отмечает тенденцию, появившуюся на рынке e-commerce: если еще совсем недавно многие бизнесы были нацелены на капитализацию и даже создавали в чём-то избыточное предложение для клиента, то сейчас компании практикуют более взвешенный подход, улучшая свои компетенции и не распыляясь.

«Со второй половины 2021 года инвесторы стали меньше обращать внимание на темпы роста и оборота, а больше смотрят на прибыльность», — отмечает Сергей Лебедев, вице-президент по связям с органами государственной власти компании «Алиэкспресс Россия».

Соответственно, компании начали перестраиваться, отходя от модели взрывного роста и сжигания денег и переходя к модели большей эффективности и зарабатывания.


Совершенствование процессов

Тем не менее лидеры рынка, особенно обладающие необходимыми ресурсами, от интенсивного развития не отказываются. Так, Мария Тимофеева, генеральный директор компании «Сбер Еаптека», говорит о проведении в прошлом году сильной региональной экспансии и взрывном росте данного сегмента, который продолжается и в этом году.

«Сегодня мы сосредоточены на внутренней эффективности своей экономики и сконцентрированы на поддержании стабильности нашего ассортимента и поставок лекарств, поскольку малейшее изменение вызывает волнение наших потребителей», — рассказывает она.

Рост внутреннего рынка e-commerce видит и Артём Стёпин, директор по маркетингу и развитию продуктов компании «Почта России», отмечая при этом, что его структура поменялась: люди сегодня больше начали обмениваться товарами. «И те компании, которые более гибко и быстро перестроятся под новые потребности, будут более эффективными», — считает он.

«Конкуренция сейчас идет даже не между сроками доставки, кто быстрее доставит товар: людям не всегда нужно быстро. Предметом конкуренции становится соблюдение сроков. Кто из компаний гарантирует это соблюдение, тот и выиграет», — замечает Сергей Беляков.


Экономика должна остаться рыночной

Еще одним серьезным вызовом времени Сергей Беляков называет увеличение на рынке доли дешевых товаров. «Если потребитель начнет выбирать не между качественным и некачественным продуктом, а между дешевым и более дорогим, то мы рискуем сделать акцент в своей отрасли рынка на продажу плохих товаров», — высказывает эксперт свои опасения.

Одним из самых главных вызовов он называет высокую концентрацию рынков во всех сегментах экономики и, как следствие, сокращение количества участников. «Наша отрасль характеризуется тем, что в ней очень конкурентная среда, в результате чего в выигрыше оказываются и наши партнеры, имеющие возможность размещаться на разных маркетплейсах, и потребитель, получающий возможность выбора. Сейчас мы наблюдаем стремительную концентрацию во всех сегментах рынка вокруг двух-трех игроков, и это не очень хорошо и для покупателя, и для производителя товаров», — отмечает эксперт, объясняя, что когда на рынке в каждом сегменте остается один-два игрока, то вся регуляторная экономическая политика неизбежно съеживается до политики в интересах этого одного игрока.

«Хотелось бы избежать такого развития событий, когда регуляторное пространство формируется в интересах одного такого игрока: это сделает нашу рыночную экономику даже не квазирыночной, а абсолютно нерыночной» — подчеркивает Беляков.

Предпосылки для избежания этого сценария есть. Артём Соколов отмечает, что АКИТ сегодня наблюдает увеличение рынка e-commerce: за первые 4 месяца 2022 года ассоциация зарегистрировала более 3 тыс. юридических лиц, получающих выручку от интернет-торговли.


Внимание на локальные бренды

Компании и бренды, ушедшие с российского рынка, задали новый вектор развития и офлайн-, и онлайн-торговли. Арина Аванесова рассказывает, что первая реакция на это и у игроков рынка, и у покупателей была эмоциональной: потребители скупали товары и продукты, создавая тем самым дефицит, а продавцы оказывались в замешательстве перед этим.

«Сейчас ситуация другая: спокойное взвешенное замещение тех, кто принял решение об уходе», — говорит она, отмечая, что ушедшие компании дали возможность зайти на полки магазинов многим локальным игрокам.

«Конечно, у нас будет борьба за цены, борьба за определенные категории товаров. Но уже сейчас мы наблюдаем то, что появляется очень много новых брендов и производителей, причем качественных и интересных — таких, которые в перспективе ближайшего года смогут заменить привычные потребителю бренды», — соглашается Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Яндекс e-com и foodtech».

«Сейчас в торговле главный вызов — это наличие товара. Не цена, не маркетинг, не упаковка, а именно наличие. И бизнес пойдет по пути минимизации риска отсутствия товаров, поскольку производство будет поближе, так как будут развиваться локальные производители», — подводит итог Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ.


Окно возможностей для всех

Дмитрий Русаков подчеркивает, что e-commerce сегодня однозначно выигрывает по сравнению с традиционной торговлей, поскольку здесь у продавца нет ни контрактных обязательств, ни длинных поставок, ни больших объемов. «Бизнесмен сегодня нашел 10 кг бананов и тут же их продал», — объясняет Русаков, подчеркивая, что в традиционной торговле так работать невозможно.

«Сегодня открылось окно возможностей фактически для всех», — подтверждает Сергей Лебедев, называя кардинальным отличием e-commerce от традиционного ретейла неограниченную товарную полку, ведь в интернете можно выложить хоть миллион товарных позиций.

Конечно, весь рынок e-commerce, да и офлайн-ретейла завязан на IT-технологиях. И в этом отношении абсолютно все эксперты единодушны: никаких проблем здесь нет. Более того, как говорит Сергей Беляков, мы конкурентны настолько, что «между нами и остальным миром по некоторым вещам дистанция космических размеров, и спрос глобальной экономики на российских специалистов и на наши продукты колоссальный».

По материалам VIII Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла»


e-commerce ретейл торговля аналитика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Алексей Литвенюк, начальник отдела торговли и общественного питания управления развития потребительского рынка комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга, рассказал, как городской потребительский рынок справляется с кризисом.
Общественное питание и ретейл всегда развивались параллельно, не заходя на территорию друг друга. Но в последнее время границы этих бизнесов начинают размываться. Кто они, конкуренты или партнеры в новой экономической реальности, разбирался «Новый проспект».
В следующем году Ростуризм введет стандарт «всё включено» в отелях России. Как к этой реформе готовятся отельеры, почему важно избегать путаницы в тарифах и изменится ли в итоге стоимость гостиничных услуг, разбирался «Новый проспект».

Путин разрешил попавшим под санкции банкам не исполнять требований по валютным счетам
08.08.2022
"Л’Этуаль" полностью выкупил сеть косметических магазинов "Подружка"
08.08.2022
Всего четверо кандидатов в губернаторы в России получили отказ в регистрации
08.08.2022
Выручка петербургских застройщиков "просела" за год более чем на треть
08.08.2022
Развитие сотовой связи в России может остановиться из-за санкций
08.08.2022
Финляндия может начать отказывать россиянам в визах для транзита в Европу
08.08.2022
ФНБ России в июле вырос на 1,4 трлн рублей
08.08.2022
В Запорожской области власти подписали распоряжение о референдуме по поводу присоединения к России
08.08.2022
Группа RBI приобрела участок на Петровском острове под строительство дома бизнес-класса
08.08.2022
За неделю уровень заболеваемости коронавирусом в России вырос на 60%
08.08.2022
Siemens Energy осенью планирует завершить уход из России
08.08.2022
В Россию бежали от боевых действий уже более 3 млн украинцев
08.08.2022
В России готовятся создать национального дистрибьютора сельхозпродукции
08.08.2022
Власти Хельсинки демонтировали подаренный Москвой памятник
08.08.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки