Иван Федяков: "Уже 50% россиян регулярно покупают товары в интернете"
Новый проспект
Мнения

Иван Федяков: "Уже 50% россиян регулярно покупают товары в интернете"

Прочитано: 603

Год назад многие компании демонстрировали даже не двузначный, а трехзначный рост онлайн-торговли. Продажи в интернете были основным направлением развития ретейла FMCG (товаров повседневного спроса). События последних месяцев корректируют работу рынка. Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, объяснил, как именно это происходит, и рассказал, какие сети стали лидерами рынка по итогам первого квартала.

Многолетний путь за несколько месяцев

Крупнейшие FMCG-ретейлеры начали развивать интернет-торговлю довольно давно: «Азбука вкуса», например, вступила на этот путь еще в нулевых, а «Метро», «О'Кей», «Семья» — в середине 2010-х. Следующие 10 лет свои сервисы по доставке товаров продуктов питания начали запускать уже многие торговые сети, и к началу 2020 года фактически все лидеры отечественного ретейла предлагали покупателям такую возможность.

Но ключевым драйвером роста в 2018—2019 годах стало появление сервисов по доставке из магазинов, работающих как независимые компании (iGooods, «СберМаркет», Delivery Club, «Яндекс.Еда»), а впоследствии — активное развитие маркетплейсов (Wildberries, Ozon) и сервисов с собственной доставкой тех компаний, которые развиваются на базе дарксторов («Яндекс.Лавка», «Самокат»).

2020 год вместе с пандемией принес много изменений в нашу жизнь. Но для сегмента товаров повседневного спроса он дал дополнительный толчок роста: многие потребители стали меньше ходить в магазины, переключились на доставку. Развитие рынка, которое при иных обстоятельствах могло занять годы, спрессовалось до нескольких месяцев.

Рубеж в 50% преодолен

Сегодня доставка становится повседневной функцией большинства россиян. Опрос компании «Ромир» показывает, что более половины потребителей покупают товары онлайн. Аналитики предоставляют такие цифры: 49% покупателей приобретают товары преимущественно офлайн, 5% — преимущественно онлайн, 46% активно покупают и там, и там.

Таким образом бо́льшая часть потребителей покупает либо только в онлайн, либо смешивает каналы покупок, но в любом случае активно использует интернет. Рубеж в 50% преодолен впервые! Это меняет парадигму развития розницы FMCG в целом.

Несколько лет назад мы видели, как крупные федеральные сети, оперирующие форматами гипермаркет, супермаркет, магазин у дома, оттягивали потребителя у традиционной розницы. Теперь онлайн-канал уводит потребителей из современных магазинов, из-за чего, в частности, стал существенно страдать формат гипермаркета. Но это же дало дополнительную мотивацию всем крупным сетям активно заниматься развитием собственных онлайн-магазинов либо самостоятельно, либо в партнерстве с сервисными компаниями.

Выдающийся первый квартал

Динамика развития рынка товаров повседневного спроса очевидна: по итогам 2021 года он вырос почти в 2,5 раза, достигнув 380 млрд рублей (это более 2% от розничного товарооборота продуктов питания в стране в целом). Причем в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель превысил уже 5% и, по нашим ожиданиям, в ближайшее время должен превысить 10%.

Первый квартал был во многом аномальным. В январе-феврале мы видели вполне позитивную динамику отрасли, а в марте, когда многие россияне стали активно скупать продукты питания, рост резко повысился.

В целом первый квартал 2022 года показал рост на 18% по сравнению с четвертым кварталом 2021 года. При этом четвертый квартал является традиционно активным для FMCG-розницы, потому что он учитывает предновогодний спрос. Несмотря на это, первый квартал в этом году его перекрывает.

Впервые за всю историю наблюдений за различными кризисами, через которые проходила наша страна, мы увидели, как россияне (во всяком случае жители крупных городов) побежали не в магазины скупать гречу и сахар, а пошли на сайты интернет-магазинов, заказывая там доставку этих весьма востребованных в кризис продуктов.

Это дало рынку серьезный прирост. Но уже второй квартал похвастаться такими выдающимися результатами не может.

Десятка лидеров

Помимо динамики рынка в целом, меняется его структура. Экспресс-доставка — новый, появившийся совсем недавно сегмент доставки продуктов питания — стала очень быстро доминировать, опередив почти в полтора раза количество заказов впрок.

Сегодня мы уже можем определить лидеров отрасли по итогам первого квартала.

В десятке лидеров появились относительно новые игроки. «Яндекс.Еда» заняла 10-е место, Delivery Club — 9-е. При этом мы учитываем их выручку от продажи продуктов питания именно из магазинов, не беря в расчет их сервисы доставок еды из ресторанов.

Интересно активное развитие сети «Лента» (8-е место): поглотив один из старейших сервисов в нашей отрасли «Утконос», она упрочила свои позиции в рейтинге лидеров. Опять же, мы показываем только их собственную выручку, без учета продаж через партнеров, иначе торговая сеть «Лента» была бы на более высоком уровне, а в рейтинге у нас появился бы такой крупный игрок, как торговая сеть «Метро», которая не имеет собственного интернет-магазина и работает только через партнеров, но уже генерирует в этом канале за первый квартал более 6 млрд рублей выручки.

С 7-го по 4-е места распределились так: «Яндекс.Лавка», Wildberries, Ozon, «Самокат».

Всегда интересно смотреть на то, что происходит с лидерами отрасли в топ-3.

X5 Retail Group, еще недавно занимавшая 1-е место в нашем рейтинге, смещается со всеми своими сервисами на 3-е место.

2-е место занимает компания «ВкусВилл», которая демонстрирует действительно уникальные преобразования своей деятельности, показывая готовность к быстрой трансформации.

Лидером рынка по итогам первого квартала стал сервис «СберМаркет», демонстрирующий один из самых высоких темпов роста. Этот сервис, став лидером в прошлом году, упрочил лидирующие позиции в данной отрасли. Сегодня он занимает 14,6% рынка.

обратите внимание!

1. «СберМаркет»

2. «ВкусВилл»

3. X5 Retail Group

4. «Самокат».

5. Ozon

6. Wildberries

7. «Яндекс.Лавка»

8. «Лента»

9. Delivery Club

10. «Яндекс.Еда»

Десятка лидеров демонстрирует очень высокую консолидацию отрасли. В отличие от обычного FMCG-ретейла, где, по нашим оценкам, топ-10 лидеров контролирует около 35%, в данной отрасли на эту десятку приходится 85% рынка.

Все остальные интернет-магазины (мы проанализировали около 200 FMCG-сетей, и у половины из них есть собственные интернет-магазины) серьезно отстают от лидеров, которые фактически полностью контролируют рынок, определяя дальнейшее развитие отрасли.

По материалам конференции агентства бизнес-аналитики INFOLine и отраслевого портала Retail.ru «Online-торговля: гиперОТСКОК или корректировка стратегий?»

торговля ретейл интернет-торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Российские маркетплейсы решили зарегулировать окончательно. В Госдуму внесен законопроект, запрещающий площадкам типа Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет» брать деньги за возврат товаров. И это еще не всё: «единорогов» рынка урежут в правах сильнее прочих.
Юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Пронина рассказала, какие проблемы могут возникнуть у покупателей и продавцов на маркетплейсах и как юристы помогают разрешать такие споры.
Сеть кафе-пекарен «Хлебник» в течение 2 лет в 15 раз увеличит число микромаркетов. Вендинговые автоматы с кулинарией разместят по франшизе в бизнес-центрах и коворкингах Петербурга. Несколько игроков общепита в последние годы свернули подобные проекты, предупреждают эксперты.

На вантовом мосту через Неву впервые за 17 лет отремонтируют деформационный шов
18.03.2024
Умер астронавт Стаффорд, командовавший исторической стыковкой "Аполлона" и "Союза-19"
18.03.2024
Эрдоган поздравил Путина с победой на выборах
18.03.2024
Ученые СПбГУ создали математическую модель прогнозирования эпидемий
18.03.2024
Верфь «Пелла» должна вернуть заказчику 500 млн рублей за не сданный ледокол
18.03.2024
Кингисеппский машиностроительный завод построит в этом году 150 катеров
18.03.2024
Самую престижную мировую премию в области инноваций для сельского хозяйства получила компания из России
18.03.2024
Китайская группа «Хуа-Жэнь» продала земельный участок на Обводном сыну совладельца ХК «Адамант»
18.03.2024
В России в апреле на 8-15% подорожает пиво
18.03.2024
На улице Лондона появилась новая работа художника Бэнкси
18.03.2024
В Петербурге начался сезон кик-шеринга
18.03.2024
Король Карл III умер, а потом он не умер
18.03.2024
РАД выставил на продажу старый особняк около метро «Петроградская» за 150 млн рублей
18.03.2024
В Румынии началось строительство крупнейшей базы НАТО в Европе на 10 тыс. военных
18.03.2024
В Лицее Setl создадут технологические кластеры
18.03.2024
Компания «Нонтон» вложит 500 млн рублей в открытие гипермаркета мебели в Петербурге
18.03.2024
Петербург занял 9-е место в России по уровню зарплат в различных отраслях
18.03.2024
Производитель телевизоров из Калининграда STI Group переносит мощности в Подмосковье
18.03.2024
Окончательный результат Владимира Путина на выборах в Петербурге - 81,65% голосов
18.03.2024
На Васильевском острове продадут участок с фундаментом дома и лаборатории Ломоносова
18.03.2024
За год в Петербурге стало на 29% больше помещений для индивидуального складского хранения
18.03.2024
Владимир Путин заявил, что готов был обменять Навального, и что возможен конфликт с НАТО
18.03.2024
Результат Владимира Путина в Петербурге - 81,65% после обработки 99,3% бюллетеней
18.03.2024
Путин 18 марта встретится с кандидатами в президенты
18.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки