Инвесторы перестали бросать деньги в топку. Куда идет рынок электронной торговли
E-commerce — рынок электронной торговли — показывает рост уже на протяжении нескольких лет. Фактически всё это время он развивался преимущественно за счет вложений инвесторов. Ситуация начала меняться в прошлом году, а сейчас рынок переживает глобальную переориентацию: инвесторы, которые больше не готовы бросать деньги в топку интенсивного развития, теперь обращают внимание не на рост, а на прибыльность бизнеса. «Новый проспект» разбирался, за счет чего растет эффективность таких компаний.
Ориентация на зарабатывание
Эксперты рынка отмечают, что в целом направление e-commerce чувствует себя сегодня неплохо. По данным Артёма Соколова, президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), несмотря на все сложности, с января по апрель рынок вырос на 50%. «Однако есть целая группа рисков», — отмечает Сергей Беляков, управляющий директор компании «Озон».
На первое место он ставит сокращение платежеспособности населения, объясняя, что если экономикой своих компаний и логистическими цепочками можно управлять, то этой ситуацией — нет.
«Это означает, что весь ретейл — и офлайн, и e-commerce — должен ориентироваться на снижение потребления», — говорит Сергей Беляков, уточняя, что это сокращает возможности для развития отрасли в целом, создавая в то же время новые точки роста для лидеров рынка. В связи с этим эксперт прогнозирует усиление конкуренции.
О том, кто является лидерами рынка, можно прочитать в колонке Ивана Федякова, генерального директора аналитического агентства INFOLine
«Экономическое состояние наших покупателей нестабильно: многие экономят, не понимая, что будет завтра», — подтверждает Арина Аванесова, операционный директор компании «Перекрёсток Впрок».
Но началось это не весной 2022 года, а гораздо раньше, в пандемию. И в связи с этим она отмечает тенденцию, появившуюся на рынке e-commerce: если еще совсем недавно многие бизнесы были нацелены на капитализацию и даже создавали в чём-то избыточное предложение для клиента, то сейчас компании практикуют более взвешенный подход, улучшая свои компетенции и не распыляясь.
«Со второй половины 2021 года инвесторы стали меньше обращать внимание на темпы роста и оборота, а больше смотрят на прибыльность», — отмечает Сергей Лебедев, вице-президент по связям с органами государственной власти компании «Алиэкспресс Россия».
Соответственно, компании начали перестраиваться, отходя от модели взрывного роста и сжигания денег и переходя к модели большей эффективности и зарабатывания.
Совершенствование процессов
Тем не менее лидеры рынка, особенно обладающие необходимыми ресурсами, от интенсивного развития не отказываются. Так, Мария Тимофеева, генеральный директор компании «Сбер Еаптека», говорит о проведении в прошлом году сильной региональной экспансии и взрывном росте данного сегмента, который продолжается и в этом году.
«Сегодня мы сосредоточены на внутренней эффективности своей экономики и сконцентрированы на поддержании стабильности нашего ассортимента и поставок лекарств, поскольку малейшее изменение вызывает волнение наших потребителей», — рассказывает она.
Рост внутреннего рынка e-commerce видит и Артём Стёпин, директор по маркетингу и развитию продуктов компании «Почта России», отмечая при этом, что его структура поменялась: люди сегодня больше начали обмениваться товарами. «И те компании, которые более гибко и быстро перестроятся под новые потребности, будут более эффективными», — считает он.
«Конкуренция сейчас идет даже не между сроками доставки, кто быстрее доставит товар: людям не всегда нужно быстро. Предметом конкуренции становится соблюдение сроков. Кто из компаний гарантирует это соблюдение, тот и выиграет», — замечает Сергей Беляков.
Экономика должна остаться рыночной
Еще одним серьезным вызовом времени Сергей Беляков называет увеличение на рынке доли дешевых товаров. «Если потребитель начнет выбирать не между качественным и некачественным продуктом, а между дешевым и более дорогим, то мы рискуем сделать акцент в своей отрасли рынка на продажу плохих товаров», — высказывает эксперт свои опасения.
Одним из самых главных вызовов он называет высокую концентрацию рынков во всех сегментах экономики и, как следствие, сокращение количества участников. «Наша отрасль характеризуется тем, что в ней очень конкурентная среда, в результате чего в выигрыше оказываются и наши партнеры, имеющие возможность размещаться на разных маркетплейсах, и потребитель, получающий возможность выбора. Сейчас мы наблюдаем стремительную концентрацию во всех сегментах рынка вокруг двух-трех игроков, и это не очень хорошо и для покупателя, и для производителя товаров», — отмечает эксперт, объясняя, что когда на рынке в каждом сегменте остается один-два игрока, то вся регуляторная экономическая политика неизбежно съеживается до политики в интересах этого одного игрока.
«Хотелось бы избежать такого развития событий, когда регуляторное пространство формируется в интересах одного такого игрока: это сделает нашу рыночную экономику даже не квазирыночной, а абсолютно нерыночной» — подчеркивает Беляков.
Предпосылки для избежания этого сценария есть. Артём Соколов отмечает, что АКИТ сегодня наблюдает увеличение рынка e-commerce: за первые 4 месяца 2022 года ассоциация зарегистрировала более 3 тыс. юридических лиц, получающих выручку от интернет-торговли.
Внимание на локальные бренды
Компании и бренды, ушедшие с российского рынка, задали новый вектор развития и офлайн-, и онлайн-торговли. Арина Аванесова рассказывает, что первая реакция на это и у игроков рынка, и у покупателей была эмоциональной: потребители скупали товары и продукты, создавая тем самым дефицит, а продавцы оказывались в замешательстве перед этим.
«Сейчас ситуация другая: спокойное взвешенное замещение тех, кто принял решение об уходе», — говорит она, отмечая, что ушедшие компании дали возможность зайти на полки магазинов многим локальным игрокам.
«Конечно, у нас будет борьба за цены, борьба за определенные категории товаров. Но уже сейчас мы наблюдаем то, что появляется очень много новых брендов и производителей, причем качественных и интересных — таких, которые в перспективе ближайшего года смогут заменить привычные потребителю бренды», — соглашается Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Яндекс e-com и foodtech».
«Сейчас в торговле главный вызов — это наличие товара. Не цена, не маркетинг, не упаковка, а именно наличие. И бизнес пойдет по пути минимизации риска отсутствия товаров, поскольку производство будет поближе, так как будут развиваться локальные производители», — подводит итог Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ.
Окно возможностей для всех
Дмитрий Русаков подчеркивает, что e-commerce сегодня однозначно выигрывает по сравнению с традиционной торговлей, поскольку здесь у продавца нет ни контрактных обязательств, ни длинных поставок, ни больших объемов. «Бизнесмен сегодня нашел 10 кг бананов и тут же их продал», — объясняет Русаков, подчеркивая, что в традиционной торговле так работать невозможно.
«Сегодня открылось окно возможностей фактически для всех», — подтверждает Сергей Лебедев, называя кардинальным отличием e-commerce от традиционного ретейла неограниченную товарную полку, ведь в интернете можно выложить хоть миллион товарных позиций.
Конечно, весь рынок e-commerce, да и офлайн-ретейла завязан на IT-технологиях. И в этом отношении абсолютно все эксперты единодушны: никаких проблем здесь нет. Более того, как говорит Сергей Беляков, мы конкурентны настолько, что «между нами и остальным миром по некоторым вещам дистанция космических размеров, и спрос глобальной экономики на российских специалистов и на наши продукты колоссальный».
По материалам VIII Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла»