Импортозамещение "для себя". Предприятия пытаются удержать рентабельность
Чтобы заместить импортный посевной материал, «Мираторг» намерен создать в поселке Поваровка Калининградской области предприятие полного цикла по производству семенного картофеля высших категорий
Российский союз промышленников и предпринимателей подвел итоги деятельности своих предприятий в III квартале 2022 года. Количество компаний, приостановивших или отменивших инвестпрограммы, по сравнению с предыдущим кварталом выросло втрое. Вопрос, как повысить эффективность бизнеса, волнует всех. Увеличивается доля компаний, планирующих импортозамещение «для себя».
На прошлой неделе Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обнародовал результаты оценки состояния отечественной экономики и работы компаний в III квартале 2022 года. Исследование показало, что период с июля по октябрь этого года для бизнеса мало чем отличался от ситуации апреля-июня.
Главным ограничением деятельности компаний в III квартале осталось ухудшение условий поставки сырья и комплектующих, об этом заявили 32,1% опрошенных против 35% во II квартале. Проблемы с доставкой сырья, оборудования, комплектующих и ухудшение условий транспортировки продукции затрудняли работу 30% респондентов (во II квартале таких было 32%).
Снижение спроса на свою продукцию отметили 25% опрошенных против 23% во II квартале. Пятая часть опрошенных столкнулась с невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта. Столько же компаний сообщили, что резкий рост цен на зарубежную продукцию и пересмотр стоимости контрактов оказывают резко негативное влияние на их деятельность.
Одновременно за прошедшие 3 месяца выросла острота проблем из-за неплатежей со стороны контрагентов: в конце II квартала об этом говорили 17,2% респондентов, в ноябре — уже 23,8%. Невозможность проведения платежей иностранным контрагентам как проблему в ноябре отметили 11% (в июле их было 9%).
Санкционная политика стала затрагивать деятельность 18% респондентов (против 13% во II квартале). Новым для компаний ограничением деятельности стала частичная мобилизация, она оказала негативное влияние на работу 8,3% организаций, отметили в РСПП.
Около 15% компаний пожаловались, что им пришлось сократить инвестиционные программы или перенести их на более поздний срок (во II квартале об этом заявили только 5,5% респондентов). О возможном будущем сокращении объемов инвестпрограмм сообщили 8,8% опрошенных, и это в 2 раза больше, чем во II квартале.
«Новый проспект» еженедельно рассказывает о новых проектах в сфере импортозамещения на Северо-Западе. С предыдущими обзорами можно ознакомиться, перейдя на страницу автора Ольги Вильде
Резать, не дожидаясь…
За счет чего же бизнес собирается оставаться на плаву и даже поддерживать или повышать эффективность? Интересно, что тех, кто уповает на сокращение расходов, стало меньше: 65% в ноябре против 73,2% в июле. В основном под нож пойдут административные, управленческие и хозяйственные траты, благотворительные и социальные программы, расходы на персонал.
Треть респондентов (и эта доля не изменилась) рассчитывает на внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, четверть — на цифровизацию. Искать новых поставщиков и нужную продукцию на новых рынках собираются уже 37,5% вместо 28,5% предпринимателей.
Повысить цены на продукцию или услуги хотят 16,3% компаний, тогда как квартал назад на это собирались пойти 5,7% участников опроса. И ни один из респондентов не указал, что в планах его компании снижение цен. Начать требовать аванс со стороны покупателей собираются 12,5% компаний, а отказаться от предоставления аванса поставщикам намерены 10% респондентов.
Сам себе семеновод
Похоже, в промышленности набирает обороты идея «импортозамещения для себя». С 22,8% до 25% всего за квартал выросло количество компаний, которые «собираются заняться разработкой программ по замещению импортной продукции в рамках собственных инвестпроектов», отмечается в отчете РСПП. Такие проекты уже появляются в реальности.
Например, «Мираторг» заявил о планах создания в Калининградской области собственного семеноводческого центра картофеля. Цель проекта — использовать семена собственной селекции для посадки на своих полях в Брянской и Тульской областях, чтобы уйти от зависимости от импорта этой продукции.
Правда, произойдет это не завтра и даже не через год: посадочный картофельный материал проходит путь от пробирки до продажи за 5 лет. В семеноводческий центр «Мираторг» вложит около 170 млн рублей. Компания уже приобрела земельный участок в поселке Поваровка площадью 250 га. В 2025 году агропромышленный холдинг рассчитывает выйти на объем производства в 1,16 тыс. т посадочного материала в год.
Марципан и чистая вода
Еще одним способом повышения эффективности деятельности для российского бизнеса становится интенсификация производства. По данным опроса РСПП, на это рассчитывают примерно 20% опрошенных (в прошлом квартале таких было 23%). Толчком для этого становится ввод в строй новых мощностей или разработка и вывод на рынок новой продукции.
Так, калининградская компания «Прусс Групп», выпускающая кондитерскую продукцию под брендом Pomatti, завершила строительство и отлаживает оборудование на новой марципановой фабрике в индустриальном парке «Храброво». После запуска нового завода площадью около 3 тыс. м2 и стоимостью 200 млн рублей производственные мощности компании существенно увеличатся. Существующая площадка «Прусс Групп» в поселке Константиновка производит 10 т марципана в месяц.
Фото: pomatti.com
Петербургский Обуховский завод, входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», в ноябре 2023 года обещает выпустить первый образец отечественной декантирующей центрифуги — критически важного оборудования для систем водоснабжения и водоотведения крупных городов, предназначенного для очистки воды.
Подобное оборудование также используется в водозаборных и очистных сооружениях предприятий химической, нефтяной и пищевой отраслей промышленности. Сейчас инжиниринговый центр АО «Обуховский завод» занимается разработкой конструкторской документации, 3D-моделированием, расчетными проверками, тестированием и доработками изделия.
Изготовление первого образца запланировано на ноябрь 2023 года, начало испытаний — на декабрь того же года. Первые серийные поставки изделий начнутся в III квартале 2024 года. В планах Обуховского завода производство более 50 центрифуг этого вида для нужд Петербурга, а в дальнейшем — разработка на основе серийного изделия семейства машин с различными характеристиками. На предприятии надеются, что одним из первых заказчиков центрифуг станет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Деревообработка и упаковка
Холдинг «Лузалес» из Республики Коми собирается вложить 5 млрд рублей в реализацию проекта по переработке низкосортной древесины на территории Собинского района Владимирской области. По планам к 2025 году там будет построен завод по выпуску плит МДФ мощностью 150 тыс. м3 в год. Необходимый земельный участок уже выделен, а сам проект наделен статусом «масштабного инвестиционного», что подразумевает существенные льготы по налогам и платежам.
Сегежский R&D-центр компании Segezha Group готовится к запуску опытно-промышленного эксперимента — началу тестового производства новой бумажной упаковки, защищающей строительные смеси и сухие сыпучие продукты от воды, воздуха, масел и жиров. После использования она может перерабатываться и утилизироваться без вреда для окружающей среды. В основе новой технологии — идея замены стандартного полиэтилена в защитном слое бумажного мешка на защитный слой из полимерного состава на водной основе.