Группа «Гражданская оборона»
Фото: Макс Ветров/РИА «Новости»
Правительство России раскрыло информацию о том, какие именно предприятия в условиях непростой геополитической ситуации обязаны обеспечить сотрудников бомбоубежищами и иными средствами гражданской обороны. В список попали не только оборонные предприятия и ядерные объекты, но и почтовые отделения, офисы банков и другие безобидные объекты.
В России все организации обязаны уделять внимание гражданской обороне, например иметь запас противогазов на всех сотрудников («НП» писал об этом в статье «Готов к гражданской обороне»). К предприятиям «особой важности» предъявляются специальные требования. Однако до последнего времени критерии, по которым организации попадали в особую категорию объектов, были засекречены. И вот наконец премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ, который вносит ясность в порядок этой классификации.
Особое задание
До сих пор к особым объектам относились «организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение», а также «представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время». Причем документ, в котором содержится данная обтекаемая формулировка, официально не опубликован, то есть юридически его не существует. Даже в МЧС России признают, что такая секретность «не позволяет в полной мере организовать работу по отнесению организаций всех видов собственности к категориям по гражданской обороне, поскольку возникают сложности по доведению до организаций самих правил».
Постановление, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным 27 апреля, впервые вводит открытые и более-менее понятные критерии. В первую очередь специальные требования затронут организации, включенные в утвержденный президентом России перечень стратегических, а также предприятия оборонно-промышленного комплекса. В этом перечне сегодня числится 135 субъектов, в том числе вполне мирные: информационные агентства ИТАР-ТАСС и МИА «Россия Сегодня», а также Сбербанк и ВТБ, АО «Почта России», киноконцерн «Мосфильм», ОАО «Российские железные дороги», авиакомпания «Аэрофлот», Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и даже ФГУП «Союзплодимпорт» (курирует советские алкогольные бренды) и многие другие.
Особые требования по обеспечению гражданской обороны возлагаются на предприятия, имеющие мобилизационные предписания, производственные объекты I и II классов опасности (химические, металлургические и иные заводы), радиационно- и ядерноопасные объекты, а также гидротехнические сооружения высокой опасности. В реестр Ростехнадзора, по последним данным, включено около 13 тыс. таких объектов (большинство — промышленные). Также гражданской обороной предписывается заниматься музеям, в которых находятся особо ценные объекты культурного наследия, коллекции и книжные памятники. В Государственном cводе числится всего 107 особо ценных объектов культурного наследия, в том числе крупнейшие театры, музеи, университеты, музеи-заповедники, архивы, соборы и даже памятники археологии.
Бункеризация всей страны
Новые требования вступят в силу 1 сентября 2024 года. Еще 2 месяца федеральным ведомствам, региональным органам власти и государственным компаниям, а также муниципалам выделяется на составление списков соответствующих установленным критериям организаций. На основе этих сведений будут формироваться и каждые 6 лет актуализироваться реестры компаний, классифицированных по гражданской обороне. Всем ведомствам указано обеспечить защиту содержащихся в таких материалах «государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны».
Самим классифицированным предписывается в первую очередь оборудовать бомбоубежища, рассчитанные на размещение максимальной по численности работающей смены. Кроме того, в изданной в августе прошлого года методичке МЧС России уже упоминаются дроны, в том числе камикадзе (барражирующие боеприпасы). Для защиты от них в условиях международных вооруженных конфликтов необходимо проводить мероприятия комплексной маскировки и устанавливать физическую защиту.
Исполнение подобных предписаний вызывает многочисленные споры. Так, в отсутствии убежища уличили МУП «Ульяновскэлектротранс» (эксплуатирует трамваи и троллейбусы в Ульяновске). Районные и областные суды обязали транспортников построить бункер на территории депо. Оспаривая эти решения, предприятие отрицало необходимость создания убежища для сотрудников, которые работают на линиях и постоянно в депо отсутствуют. Кассационная коллегия поддержала эти доводы. В частности, выяснилось, что предприятие даже не знало и не могло знать о присвоенной им категории, так как его запрос в городскую администрацию был отклонен под предлогом защиты государственной тайны.
В подобной спорной ситуации окажутся многие компании, соответствующие новым критериям по гражданской обороне и имеющие разветвленную сеть территориально обособленных подразделений. В частности, создать убежища для максимально работающей смены обязано будет АО «Почта России», более 300 тыс. сотрудников которого разбросано между 38 тыс. отделений (в среднем по восемь работников). В 12,6 тыс. офисах «Сбера» трудятся 210 тыс. человек и так далее. А пилоты и стюардессы «Аэрофлота», например, вообще большую часть времени проводят в воздухе, где для них-то оборудовать убежище?..
Война и мир
За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрены штрафы в размере 100 тыс. рублей, а в условиях ведения военных действий — 200 тыс. И хотя официально военное положение в России не введено, надзорные органы активно применяют «военные» жесткие санкции. Такой штраф уже наложили, в частности, на директора АО «Брянский хлебокомбинат №1» Николая Клименко, который не обеспечил «подготовку к проведению мероприятий по укрытию максимальной по численности работающей смены работников». За отсутствие убежища для защиты персонала «от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения» оштрафовали и ООО «Газпром трансгаз Ухта», Переславский филиал которого находится в сотнях километрах от линии соприкосновения.
Впрочем, корпоративные средства гражданской обороны даже самых мирных организаций проверяются и в мирное время. Например, в еще 2020 году Государственный Эрмитаж уличили в том, что музей не проводит среди смотрителей и научных сотрудников обязательные командно-штабные учения, тренировки и тактико-специальную подготовку на случай боевых действий. В музее тогда такие нарушения объяснили пандемией. Но времена меняются, коронавирус отступил, и теперь нарушителям будет сложнее привести аргументы в свое оправдание.