«Государство нас подставило». Ресторанные сети требуют поддержки
Руководители крупнейших сетей быстрого питания Санкт-Петербурга «Теремок» и «Буше» направили совместное обращение губернатору города Александру Беглову и премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, в котором описывают тяжелую ситуацию, в которой оказались их компании, и просят распространить на них меры по поддержке малого и среднего бизнеса.
Оборот сети «Теремок» после запрета на деятельность ресторанов и введения режима самоизоляции сократился на 90%, только в марте сеть недополучила 150 млн рублей, рассказал генеральный директор компании Виталий Свидловский. Оборот «Буше» упал на 75%, убытки сети оцениваются в сотни миллионов рублей, заявил коммерческий директор компании Роман Певзер.
«Теремок» был вынужден закрыть больше половины своих заведений, те, что остались, работают на доставку и навынос. Сеть «Буше» также закрыла половину своих кафе, оставшиеся перепрофилированы под магазины. Как рассказал Роман Певзер, компания полностью свернула свою деятельность в Москве и приостановила работу раменных Chou Do.
Обе сети начали экстренно развивать доставку готовых блюд. Это, по словам предпринимателей, позволяет сохранить производственные и бизнес-процессы внутри компаний. Если в «Теремке» до кризиса на долю доставки приходилось 3-4% оборота сети, то она генерирует до 40% оборота, однако, отмечает Виталий Свидловский, больший экономический эффект его компания получает от работы навынос. В «Буше» до всех ограничений доставка обеспечивала не более 1% от оборота, сейчас этот показатель вырос до 20-25%, но в абсолютных цифрах доход все равно в десятки раз меньше, чем до кризиса. «Доставка — не панацея, возможности выжить на доставке равны нулю. Это миф, который усиленно раскручивается», — делает вывод Виталий Свидовский.
«Работа на доставку хороша, если нужно поддержать командный дух, но экономически невыгодна», — подтверждает управляющий партнёр ресторана «The Repa» и бистро «Яйцо и Булочка» Алена Мельникова. Если ресторан организовывает свою службу доставки, то он как минимум несет расходы на курьеров, доставочные агрегаторы также недешевы — они в среднем забирают 25-35% от стоимости заказа, объясняет она. «А когда у людей закончатся деньги, то и доставка перестанет приносить доход. Агрегаторы уже давят на рестораторов, чтобы те снижали цены», — прогнозирует Алена Мельникова.
«Доставка точно не спасет ресторанный бизнес. Это способ сохранить коллектив и дать заработать сотрудникам хоть какие-то деньги», — согласен совладелец ресторана «Северянин» Александр Батушанский. По данным INFOLine, сеть «Додо Пицца», чей бизнес строится на доставке, в апреле ожидает падения выручки до 30%.
В настоящее время «Теремок» и «Буше» пытаются договориться с владельцами помещений о льготах по арендным платежам. По словам Виталия Свидловского, треть арендодателей уже пошла на уступки, около 40% еще колеблются, а 30% вообще не идут на диалог. На 30% тех арендодателей, кто не соглашается на уступки арендаторам, приходится более 50% арендных платежей, так ведут себя крупные и популярные торговые центры, отмечает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
По мнению экспертов, даже если «Теремку» и «Буше» удастся войти в число тех компаний, на которые распространяются льготы для малого и среднего бизнеса, это им не поможет. «Их подставили: сохранили за ними обязательства по выплате зарплаты, арендных платежей и так далее, при этом запретив основной вид деятельности. Региональные власти, в нарушение всех правовых норм, стали вводить ограничения, впрямую запрещая бизнес, передвижения, фактически лишая людей права на работу. Все меры поддержки в этой ситуации выглядят издевательством. Государство должно назвать вещи своими именами, и если у нас эпидемия, то это признать. И предпринять предусмотренные законом меры борьбы с ней. В такой ситуации все обстоятельства попадают в разряд форс-мажорных, и с предпринимателей снимается ответственность за неисполнение договорных обязательств», — категоричен Иван Федяков. Нужны решительные действия правительства, это единственное, что спасет в том числе и ресторанный бизнес, добавляет он
Анонсированные льготы никак не помогут — это косметические меры, но пусть будут хотя бы они, чем ничего, согласен Александр Батушанский. Все рассчитывают, что будут предложены более серьезные меры поддержки, добавляет он. «Нужно прямое финансирование из бюджета выпадающих доходов населения, чтобы предприниматели могли отправить сотрудников в отпуск и не беспокоиться по поводу их зарплаты. При отсутствии выручки зарплату платить невозможно. Нужна прямая денежная поддержка бизнеса, полугодовые налоговые каникулы, а не отсрочки выплат», — перечисляет он.
Виталий Свидовский признает, что есть «вероятность закрытия компании, так как мы живем в состоянии полной неопределенности». « Но если мы будем умирать, то будем умирать последними в списке», — добавляет он. Роман Певзер уверен, что «Буше» переживет кризис, но какой ценой, пока предсказать не может. «Опасность в том, что из крупного бизнеса мы можем превратиться в малый, количество рабочих мест может сократиться», — предполагает он.
По мнению Алены Мельниковой, кризис «выметет» с рынка рестораны со средним чеком от 500 до 1200 рублей, которые являются самой уязвимой категорией. Рестораны со средним чеком в 300 рублей, к которым относятся «Теремок» и «Буше», по мнению предпринимательницы, выживут и будут развиваться дальше. Также с минимальными потерями выйдут из кризиса рестораны авторской кухни, у которых своя специфичная аудитория, и заведения с чеком свыше 1500 рублей.
Иван Федяков уверен, что ресторанный бизнес будет долго восстанавливаться. Даже после снятия ограничения на передвижения люди не будут массово пользоваться услугами общепита. В сознании произойдет трансформация в сторону снижения потребления, подкрепленная существенным сокращением доходов россиян. Впрочем, есть и другие мнения. По мнению основателя компаний HotelKit и Hotelinstinct, совладельца «ТАЙГА House» Алёны Еновой, например, ресторанный рынок первый начнет восстанавливаться, как только снимут карантин. «Нам всем нужно будет проводить встречи с коллегами, друзьями, а кто-то, может, захочет и отметить пережитое. Также сейчас закрывается много бизнесов, они съезжают со своих офисов, а значит, много переговоров после окончания эпидемии коронавируса будет происходить в ресторанах и кафе», — говорила она в интервью НП.
Ранее ресторатор Александр Затуливетров объявил, что демонстративно откроет свои рестораны 15 апреля, если правительство не введет режим ЧС.
Читайте на эту тему:
Александр Затуливетров: «Сидим без денег с раздражённым персоналом»
Алёна Енова: «Отельеры уже привыкли к перманентному стрессу»
Виталий Свидовский: «Знаем, как привлекать гостей, и будем отбивать их у конкурентов»