Эпидемия цифровизации. Бизнес выбирает удаленные рабочие места
Статьи

Эпидемия цифровизации. Бизнес выбирает удаленные рабочие места

Прочитано: 434
Эпидемия цифровизации. Бизнес выбирает удаленные рабочие места

Необходимость самоизоляции и последовавший за этим указ президента о продлении оплачиваемых каникул за счет бизнеса вызвали ажиотажный спрос на IT-решения для удаленной работы. Всплеск цифровизации игроки рынка наблюдают практически во всех сферах бизнеса.

Бизнес-модель удаленной работы давно освоили Amazon, Dell, Toyota, SAP, Xerox, Twitter и Microsoft. Однако, компании, не связанные с IT-рынком, до недавнего времени избегали таких решений, предпочитая удаленному рабочему месту традиционный офис или место в коворкинге. В короткие сроки коронавирус приобщил к ценностям home-office, по оценкам ГК Softline, от 50% до 80% сотрудников российских компаний, в зависимости от специфики и масштаба бизнеса. На удаленку оперативно перешли такие крупные игроки рынка, как Газпромбанк, Тинькофф Банк, «Почта России», «Русал», «Сибур», Mail.ru Group, «Яндекс», En+ Group, группу «Соллерс», «Магнит», МТС, Райффайзенбанк, ВЭБ, «Аэрофлот», «Росбанк», ВТБ и т.д.

Крупному бизнесу, тем более связанному с IT, конечно, проще быстро перейти на новый формат работы. «Еще месяц назад количество сотрудников, работающих удаленно, в нашей компании исчислялось сотнями человек, сегодня на удаленку перешли более 40 тыс. сотрудников», — рассказал старший вице-президент «Ростелекома» по информационным технологиям Кирилл Меньшов. На Северо-Западе это 50% сотрудников оператора. В пиковое время в системе одновременно удаленно работают более 30 тыс. пользователей. Доступ к корпоративной почте на мобильном устройстве имеют более 10 тыс. сотрудников.

«У госорганов и крупного бизнеса в большинстве случаев уже есть решения для организации удаленной работы сотрудников, — согласен директор центра компетенции по вычислительным комплексам компании «Техносерв» Вадим Муханов. — У них сейчас в основном происходит масштабирование терминального доступа, VDI, почтовых систем. Кроме того, растет число запросов на сервисную поддержку».

В российском сегменте среднего и малого бизнеса (СМБ), по данным полугодичной давности, только 4% компаний работали полностью удаленно, у 40% удаленно работали некоторые сотрудники. «Средний индекс цифровизации СМБ в России составляет около 45%, — рассказал директор по продажам управления сервисов группы компаний Softline Александр Рожков. — До коронавируса многие компании сегмента пользовались местами в офисных коворкингах, но теперь по понятным причинам коворкинги опустели».

Динамика роста

Как рассказали в пресс-службе «Билайна», первым на карантинные решения отреагировал бизнес в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале. «С начала марта мы видели рост по экспоненте, — рассказали в «Билайне». — Десятикратный рост показали Москва и МО, Петербург и Ленобласть, Екатеринбург и Свердловская область». Теперь подтягиваются остальные регионы.

«В среднем за март интерес к нашим разработкам вырос почти на 1000%. Это рекордный показатель, — говорит директор по маркетингу компании Artezio (входит в группу ЛАНИТ) Дарья Богрецова. — Мы обладаем статистикой по двум продуктам удаленного доступа: платформе для передачи больших файлов и системе дистанционного учета рабочего времени».

В «МегаФоне» отметили десятикратный рост востребованности платформы для проведения вебинаров. «Спрос на платформу для создания виртуальной инфраструктуры увеличился в марте в 5 раз, — добавили в пресс-службе «МегаФона». — Также мы видим рост использования CDN-сервиса, который ускоряет работу сайтов, оптимизирует воспроизведение медиаконтента, позволяет организовать бесперебойную онлайн-трансляцию для аудитории любого размера. Также на 30% вырос спрос на решение умной телефонии «виртуальная АТС», которая в числе прочего позволяет собирать аналитику по работе с клиентами».

Количество заявок, поступающих в «Ростелеком», на подключение к высокоскоростному доступу в интернет за последнюю неделю выросло на 22%. В компании считают, что этому как раз способствовал массовый переход на удаленную работу, повышенный спрос на дистанционное образование, интернет-торговлю, цифровые видеосервисы.

По данным Microsoft, количество звонков в Skype на конец марта 2020 года выросло почти в 2 раза. «Появилось больше клиентов у Zoom и других платформ, которые предоставляют возможность дистанционной командной работы, — говорят в Artezio. — По мере продолжения процесса самоизоляции и карантинных мер решения дистанционного рабочего доступа будут всё более и более востребованными. На них перейдут все компании, которые имеют возможность организовать работу удаленно».

Сервис Zoom, в частности, отчитался о росте абенентской базы с 10 млн пользователей в декабре 2019 года до 200 млн в марте 2020 года, что вдвое увеличило капитализацию компании.

Что выросло, то выросло

На первое место по всплеску интереса к решениям для удаленной работы опрошенные «НП» эксперты ставят VDI (Virtual Desktop Infrastructure, инфраструктура виртуальных рабочих столов). «Резко вырос интерес к сервисам для безопасного удаленного доступа к корпоративным системам — VDI, а также на приложения для совместной работы», — уточняет генеральный директор провайдера IT-инфраструктуры Selectel Олег Любимов.

У многих организаций рабочее пространство не ограничивается внутрикорпоративной средой, большое количество бизнес-процессов завязано на взаимодействии с внешними контрагентами — клиентами, дистрибьюторами, поставщиками и т.д. «Это касается прежде всего сферы услуг, логистики, IT, телекома и финансового сектора, — говорит Александр Рожков. — В этом случае сотрудникам требуется удаленный доступ к корпоративным ресурсам (CRM-системе, омниканальному контакт-центру, средам разработки). Кроме того, среди руководителей и в сегменте среднего и малого бизнеса очень популярно использование рабочих мест на основе мобильных приложений — ими пользуются около 50% компаний».

Также, по данным Softline, заметен повышенный интерес заказчиков к услугам по информационной безопасности, в том числе к аутсорсингу DLP (Data Leak Prevention — технологии предотвращения утечек конфиденциальной информации) и облачному SOC (Security Operations Center — центр мониторинга и реагирования на инциденты).

Что бывает

В целом, с точки зрения технологий, коронавирус пока не привнес ничего принципиально нового на рынок решений по организации удаленной работы. Можно выделить несколько основных направлений. Это средства обеспечения безопасного подключения к корпоративной сети (ЦОД) — различного рода VPN-шлюзы и т.д. Кроме того, существуют средства подключения к виртуальным рабочим станциям, удаленным рабочим столам или приложениям — решения VDI или терминального доступа. Также есть клиентские устройства для работы сотрудника дома — тонкие клиенты, ноутбуки, домашние компьютеры, планшеты и т.д.

Помимо этого в «Техносерве» называют средства удаленного управления клиентскими устройствами, с которыми работают сотрудники, а также различные решения для коллективной работы — обмена сообщениями, проведения презентаций, аудио- и видеоконференций, удаленной работы с файлами и т.д. Существует отдельный класс решений для контроля удаленных сотрудников. «Они, например, позволяют осуществлять автоматический мониторинг рабочего времени за компьютером, визуализировать содержание рабочего дня сотрудника (внутренние и внешние коммуникации, административные задачи, обучение, подготовка отчетности), анализировать риски», — рассказали в Softline. А веб-конференции, средства дистанционного обучения, синхронизация с мобильными устройствами идет в таких решениях как дополнительный функционал.

Громкие имена

Среди самых востребованных на сегодняшний день решений VDI эксперты называют разработки VMware, Microsoft, Huawei. В сегменте средств обеспечения безопасного подключения к корпоративной сети популярностью пользуются продукты Cisco, F5 Networks, Citrix, Infotecs, S-terra и т.д. «Основные игроки на рынке средств управления клиентскими устройствами VMware, Citrix, Microsoft, IBM и множество других. Поставщики средств коллективной работы — это Cisco, Microsoft, Google и многие другие. На рынкеи присутствует большое количество российских облачных провайдеров со своими услугами по организации удаленной работы», — говорит Вадим Муханов.

«На российском рынке очень популярны решения для коммуникаций и организации рабочих процессов: Microsoft Teams, Microsoft 365, Google Docs, G Suite, Jira, Confluence, Trello, Slack, Skype, Slack, Zoom, Cisco WebEx и CommunigatePro, — уточняет Александр Рожков. — Из последних трендов можно выделить появление на рынке решений, доступных для малого бизнеса: рабочие места на основе ноутбуков поставляются со встроенной в BIOS многоуровневой системой защиты данных; мобильные решения с поддержкой средств криптозащиты информации; решения для организации виртуальных частных сетей (VPN) с функциями SD-WAN и поддержкой гибридных облаков».

Что выбрать

«Минимальное решение — это выдать сотруднику ноутбук с необходимыми приложениями и подключением к интернету, чтобы результаты работы можно было отправлять по электронной почте с публичного адреса», — приводит пример минимализма Вадим Муханов из «Техносерва».

Виртуальные офисы, удаленные рабочие столы, средства для совместной работы — конструктор для каждого бизнеса зависит от специфики деятельности. «Как правило, под виртуальным офисом понимают набор, состоящий из офисных программ и облачных сервисов, необходимых для совместной работы. Но на рынке есть и эксклюзивные решения, полностью виртуализирующие рабочее пространство — план офиса, виртуальные переговорные, демонстрацию документов с экрана и т.п., — поясняют в Softline. — Есть много компаний, работающих с графическим контентом, например, дизайнерские студии и конструкторские бюро. Им нужна организация удаленной работы с 3D-графикой в различных САПР, BIM-приложениях. В таких случаях актуальны так называемые графические станции в облаке, позволяющие осуществлять виртуальный доступ к высоконагруженным 3D-приложениям с обычных рабочих станций и ноутбуков».

«Мы рекомендуем искать комплексные облачные решения или маркетплейсы, которые объединяют в себе и удаленный доступ, и телефонию, и инструменты колаборации команд», — говорят в «Билайне».

За последние 2 года большинство вендоров, в том числе глобальных, начали движение в сторону диверсификации бизнеса. «У большинства из них сейчас есть линейка продуктов, адаптированных под малый и средний бизнес, — утверждает Алесандр Рожков. — Для установки таких продуктов обычно не требуется вмешательство IT-специалистов. Они учитывают специфику деятельности таких клиентов — масштабы и модели ведения бизнеса, степень автоматизации бизнес-процессов, бюджетные ограничения, недостаток собственных IT-специалистов и т.п.».

Помимо этого, эксперты советуют обращать внимание на модель предоставления сервисов — она должна быть довольно гибкой. «Заказчик должен платить только за используемые ресурсы и иметь возможность в любой момент времени отказаться от продления подписки на сервисы», — говорит Рожков. Эксперты Softline рекомендуют заключать с провайдерами услуг договор SLA, где указаны все необходимые параметры: гарантированный уровень доступности сервисов, время реакции на инциденты, а главное, ответственность провайдера за качество предоставляемых услуг.

Цена вопроса

В схемах продвижения на рынке услуг удаленного доступа уже появились «коронавирусные» изменения. Отдельные крупные облачные провайдеры, телеком-операторы и интернет-компании начали предоставлять некоторые облачные сервисы на безвозмездной основе. «Такие условия распространяются только на период адаптации рынка к новым условиям, как правило, от 1 до 3 месяцев», — считают в Softline.

«Сейчас все пытаются увеличить продажи за счет различных промо-программ, дополнительных скидок и т.д.», — говорят в «Техносерве». «Появляется больше бесплатных или промо-сервисов, всё больше обучающих программ по бизнес-процессам и технологиям для удаленки, пакетных решений по быстрой организации дистанционных рабочих мест», — подтверждают эту мысль в «Билайне». В Artezio добавляют, что пользователям бесплатных сервисов обычно приходится инвестировать средства в доработку систем под свои запросы.

Если говорить о средней стоимости одного рабочего места, то, по данным Softline, аренда ноутбука для удаленной работы может стоить от 3 тыс. рублей в месяц, аренда современной рабочей станции — от 7 тыс. рублей в месяц, графической станции в облаке — от 8,5 тыс. рублей в месяц. Для сегмента СМБ существуют и пониженные тарифы. «Так, виртуальный рабочий стол (VDI) стоит около 2 тыс. в месяц», — добавляет Александр Рожков.

Рынок удаленного доступа, конечно, не будет стоять на месте. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем на нем появятся комплексные решения для организации удаленных рабочих мест с элементами искусственного интеллекта и машинного обучения (распознавания речи, технологий RPA, компьютерного зрения, виртуальных помощников, роботов телеприсутствия), удаленной биометрической идентификации, а также дополненной реальности.

Читайте на эту тему:

Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины

Алёна Енова: «Отельеры уже привыкли к перманентному стрессу»

Авторынок никогда не будет прежним. Дилеры о последствиях эпидемии

Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса​

«Человечеству придется научиться играть с вирусом в шахматы»

Аварийный режим. Коронавирус вторгся в быт

«Это выстрел в ногу». Петербургские бизнесмены о президентских каникулах​

Николай Вавилов: «Коронавирус — не причина, а повод»​

Временно непроверяемые. Вирус отменил ревизии бизнеса


COVID 19 коронавирус Бизнес реорганизация пандемия
Другие статьи автора Читайте также по теме
Минувшая неделя окончательно погрузила россиян в новую реальность жизни с QR-кодами. Теперь каждый день жители страны узнают про это явление новости — одна другой краше. Вот как видит дивный новый мир художник Сергей Ёлкин.
На фоне ковида растет число бактериальных пневмоний, которые лечат антибиотиками. Как пандемия перекосила фармацевтический рынок, рассказывает гендиректор фармацевтической компании «ВЕРТЕКС» Георгий Побелянский.

О странных и сложных просьбах гостей отеля и специфике профессии консьержа «Новому проспекту» рассказала заместитель директора номерного фонда, до недавнего времени шеф-консьерж Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg Ольга Качалова.


Еще двое бизнесменов задержаны в Петербурге по делу Александра Ебралидзе
25.11.2021
Владимир Путин отправил в отставку главу ФСИН Александра Калашникова
25.11.2021
Вячеслава Володина завалили отрицательными отзывами на идею введения режима QR-кодов
25.11.2021
На рынке складской недвижимости Петербурга закрыта крупная сделка
25.11.2021
На противопожарную эскадрилью "Ростеха" собираются потратить более 50 млрд рублей
25.11.2021
Вакцина для подростков "Спутник М" показала эффективность у 93% добровольцев
25.11.2021
В Кемеровской области продолжают искать горняков, пострадавших от взрыва в шахте
25.11.2021
Пресс-конференция президента России Владимира Путина пройдет до Нового года
24.11.2021
Доля вакансий на удаленке ниже всего в Петербурге и Москве, а выше всего − в Воронеже, Волгограде и Перми
24.11.2021
В Ленобласти вводится обязательная вакцинация для отдельных групп граждан
24.11.2021
Жительницу Читы оштрафовали за обращение к Путину с просьбой не вводить QR-коды
24.11.2021
Instagram ограничил доступ к странице Марии Шукшиной за то, что она выступает против прививок
24.11.2021
«585*ЗОЛОТОЙ» планирует создать премиальную сеть по продаже ювелирных изделий
24.11.2021
«Присвоение QR-кода людям, считаю преступлением». Лидер «Алисы» Кинчев ответил врачам на обвинения в ковид-диссиденстве
24.11.2021
Ученые СПбГУ выяснили, когда и почему Сибирь отделилась от Балтики
24.11.2021
Действие сертификатов переболевших ковидом продлят до года
24.11.2021
Росздравнадзор начал передавать информацию об антипрививочниках в прокуратуру и Следственный комитет
24.11.2021
Все торговые сети хотят заходить в новые спальные районы Петербурга, которые ещё 5 лет назад не были известны
24.11.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки