Эпидемия цифровизации. Бизнес выбирает удаленные рабочие места
Необходимость самоизоляции и последовавший за этим указ президента о продлении оплачиваемых каникул за счет бизнеса вызвали ажиотажный спрос на IT-решения для удаленной работы. Всплеск цифровизации игроки рынка наблюдают практически во всех сферах бизнеса.
Бизнес-модель удаленной работы давно освоили Amazon, Dell, Toyota, SAP, Xerox, Twitter и Microsoft. Однако, компании, не связанные с IT-рынком, до недавнего времени избегали таких решений, предпочитая удаленному рабочему месту традиционный офис или место в коворкинге. В короткие сроки коронавирус приобщил к ценностям home-office, по оценкам ГК Softline, от 50% до 80% сотрудников российских компаний, в зависимости от специфики и масштаба бизнеса. На удаленку оперативно перешли такие крупные игроки рынка, как Газпромбанк, Тинькофф Банк, «Почта России», «Русал», «Сибур», Mail.ru Group, «Яндекс», En+ Group, группу «Соллерс», «Магнит», МТС, Райффайзенбанк, ВЭБ, «Аэрофлот», «Росбанк», ВТБ и т.д.
Крупному бизнесу, тем более связанному с IT, конечно, проще быстро перейти на новый формат работы. «Еще месяц назад количество сотрудников, работающих удаленно, в нашей компании исчислялось сотнями человек, сегодня на удаленку перешли более 40 тыс. сотрудников», — рассказал старший вице-президент «Ростелекома» по информационным технологиям Кирилл Меньшов. На Северо-Западе это 50% сотрудников оператора. В пиковое время в системе одновременно удаленно работают более 30 тыс. пользователей. Доступ к корпоративной почте на мобильном устройстве имеют более 10 тыс. сотрудников.
«У госорганов и крупного бизнеса в большинстве случаев уже есть решения для организации удаленной работы сотрудников, — согласен директор центра компетенции по вычислительным комплексам компании «Техносерв» Вадим Муханов. — У них сейчас в основном происходит масштабирование терминального доступа, VDI, почтовых систем. Кроме того, растет число запросов на сервисную поддержку».
В российском сегменте среднего и малого бизнеса (СМБ), по данным полугодичной давности, только 4% компаний работали полностью удаленно, у 40% удаленно работали некоторые сотрудники. «Средний индекс цифровизации СМБ в России составляет около 45%, — рассказал директор по продажам управления сервисов группы компаний Softline Александр Рожков. — До коронавируса многие компании сегмента пользовались местами в офисных коворкингах, но теперь по понятным причинам коворкинги опустели».
Динамика роста
Как рассказали в пресс-службе «Билайна», первым на карантинные решения отреагировал бизнес в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале. «С начала марта мы видели рост по экспоненте, — рассказали в «Билайне». — Десятикратный рост показали Москва и МО, Петербург и Ленобласть, Екатеринбург и Свердловская область». Теперь подтягиваются остальные регионы.
«В среднем за март интерес к нашим разработкам вырос почти на 1000%. Это рекордный показатель, — говорит директор по маркетингу компании Artezio (входит в группу ЛАНИТ) Дарья Богрецова. — Мы обладаем статистикой по двум продуктам удаленного доступа: платформе для передачи больших файлов и системе дистанционного учета рабочего времени».
В «МегаФоне» отметили десятикратный рост востребованности платформы для проведения вебинаров. «Спрос на платформу для создания виртуальной инфраструктуры увеличился в марте в 5 раз, — добавили в пресс-службе «МегаФона». — Также мы видим рост использования CDN-сервиса, который ускоряет работу сайтов, оптимизирует воспроизведение медиаконтента, позволяет организовать бесперебойную онлайн-трансляцию для аудитории любого размера. Также на 30% вырос спрос на решение умной телефонии «виртуальная АТС», которая в числе прочего позволяет собирать аналитику по работе с клиентами».
Количество заявок, поступающих в «Ростелеком», на подключение к высокоскоростному доступу в интернет за последнюю неделю выросло на 22%. В компании считают, что этому как раз способствовал массовый переход на удаленную работу, повышенный спрос на дистанционное образование, интернет-торговлю, цифровые видеосервисы.
По данным Microsoft, количество звонков в Skype на конец марта 2020 года выросло почти в 2 раза. «Появилось больше клиентов у Zoom и других платформ, которые предоставляют возможность дистанционной командной работы, — говорят в Artezio. — По мере продолжения процесса самоизоляции и карантинных мер решения дистанционного рабочего доступа будут всё более и более востребованными. На них перейдут все компании, которые имеют возможность организовать работу удаленно».
Сервис Zoom, в частности, отчитался о росте абенентской базы с 10 млн пользователей в декабре 2019 года до 200 млн в марте 2020 года, что вдвое увеличило капитализацию компании.
Что выросло, то выросло
На первое место по всплеску интереса к решениям для удаленной работы опрошенные «НП» эксперты ставят VDI (Virtual Desktop Infrastructure, инфраструктура виртуальных рабочих столов). «Резко вырос интерес к сервисам для безопасного удаленного доступа к корпоративным системам — VDI, а также на приложения для совместной работы», — уточняет генеральный директор провайдера IT-инфраструктуры Selectel Олег Любимов.
У многих организаций рабочее пространство не ограничивается внутрикорпоративной средой, большое количество бизнес-процессов завязано на взаимодействии с внешними контрагентами — клиентами, дистрибьюторами, поставщиками и т.д. «Это касается прежде всего сферы услуг, логистики, IT, телекома и финансового сектора, — говорит Александр Рожков. — В этом случае сотрудникам требуется удаленный доступ к корпоративным ресурсам (CRM-системе, омниканальному контакт-центру, средам разработки). Кроме того, среди руководителей и в сегменте среднего и малого бизнеса очень популярно использование рабочих мест на основе мобильных приложений — ими пользуются около 50% компаний».
Также, по данным Softline, заметен повышенный интерес заказчиков к услугам по информационной безопасности, в том числе к аутсорсингу DLP (Data Leak Prevention — технологии предотвращения утечек конфиденциальной информации) и облачному SOC (Security Operations Center — центр мониторинга и реагирования на инциденты).
Что бывает
В целом, с точки зрения технологий, коронавирус пока не привнес ничего принципиально нового на рынок решений по организации удаленной работы. Можно выделить несколько основных направлений. Это средства обеспечения безопасного подключения к корпоративной сети (ЦОД) — различного рода VPN-шлюзы и т.д. Кроме того, существуют средства подключения к виртуальным рабочим станциям, удаленным рабочим столам или приложениям — решения VDI или терминального доступа. Также есть клиентские устройства для работы сотрудника дома — тонкие клиенты, ноутбуки, домашние компьютеры, планшеты и т.д.
Помимо этого в «Техносерве» называют средства удаленного управления клиентскими устройствами, с которыми работают сотрудники, а также различные решения для коллективной работы — обмена сообщениями, проведения презентаций, аудио- и видеоконференций, удаленной работы с файлами и т.д. Существует отдельный класс решений для контроля удаленных сотрудников. «Они, например, позволяют осуществлять автоматический мониторинг рабочего времени за компьютером, визуализировать содержание рабочего дня сотрудника (внутренние и внешние коммуникации, административные задачи, обучение, подготовка отчетности), анализировать риски», — рассказали в Softline. А веб-конференции, средства дистанционного обучения, синхронизация с мобильными устройствами идет в таких решениях как дополнительный функционал.
Громкие имена
Среди самых востребованных на сегодняшний день решений VDI эксперты называют разработки VMware, Microsoft, Huawei. В сегменте средств обеспечения безопасного подключения к корпоративной сети популярностью пользуются продукты Cisco, F5 Networks, Citrix, Infotecs, S-terra и т.д. «Основные игроки на рынке средств управления клиентскими устройствами VMware, Citrix, Microsoft, IBM и множество других. Поставщики средств коллективной работы — это Cisco, Microsoft, Google и многие другие. На рынкеи присутствует большое количество российских облачных провайдеров со своими услугами по организации удаленной работы», — говорит Вадим Муханов.
«На российском рынке очень популярны решения для коммуникаций и организации рабочих процессов: Microsoft Teams, Microsoft 365, Google Docs, G Suite, Jira, Confluence, Trello, Slack, Skype, Slack, Zoom, Cisco WebEx и CommunigatePro, — уточняет Александр Рожков. — Из последних трендов можно выделить появление на рынке решений, доступных для малого бизнеса: рабочие места на основе ноутбуков поставляются со встроенной в BIOS многоуровневой системой защиты данных; мобильные решения с поддержкой средств криптозащиты информации; решения для организации виртуальных частных сетей (VPN) с функциями SD-WAN и поддержкой гибридных облаков».
Что выбрать
«Минимальное решение — это выдать сотруднику ноутбук с необходимыми приложениями и подключением к интернету, чтобы результаты работы можно было отправлять по электронной почте с публичного адреса», — приводит пример минимализма Вадим Муханов из «Техносерва».
Виртуальные офисы, удаленные рабочие столы, средства для совместной работы — конструктор для каждого бизнеса зависит от специфики деятельности. «Как правило, под виртуальным офисом понимают набор, состоящий из офисных программ и облачных сервисов, необходимых для совместной работы. Но на рынке есть и эксклюзивные решения, полностью виртуализирующие рабочее пространство — план офиса, виртуальные переговорные, демонстрацию документов с экрана и т.п., — поясняют в Softline. — Есть много компаний, работающих с графическим контентом, например, дизайнерские студии и конструкторские бюро. Им нужна организация удаленной работы с 3D-графикой в различных САПР, BIM-приложениях. В таких случаях актуальны так называемые графические станции в облаке, позволяющие осуществлять виртуальный доступ к высоконагруженным 3D-приложениям с обычных рабочих станций и ноутбуков».
«Мы рекомендуем искать комплексные облачные решения или маркетплейсы, которые объединяют в себе и удаленный доступ, и телефонию, и инструменты колаборации команд», — говорят в «Билайне».
За последние 2 года большинство вендоров, в том числе глобальных, начали движение в сторону диверсификации бизнеса. «У большинства из них сейчас есть линейка продуктов, адаптированных под малый и средний бизнес, — утверждает Алесандр Рожков. — Для установки таких продуктов обычно не требуется вмешательство IT-специалистов. Они учитывают специфику деятельности таких клиентов — масштабы и модели ведения бизнеса, степень автоматизации бизнес-процессов, бюджетные ограничения, недостаток собственных IT-специалистов и т.п.».
Помимо этого, эксперты советуют обращать внимание на модель предоставления сервисов — она должна быть довольно гибкой. «Заказчик должен платить только за используемые ресурсы и иметь возможность в любой момент времени отказаться от продления подписки на сервисы», — говорит Рожков. Эксперты Softline рекомендуют заключать с провайдерами услуг договор SLA, где указаны все необходимые параметры: гарантированный уровень доступности сервисов, время реакции на инциденты, а главное, ответственность провайдера за качество предоставляемых услуг.
Цена вопроса
В схемах продвижения на рынке услуг удаленного доступа уже появились «коронавирусные» изменения. Отдельные крупные облачные провайдеры, телеком-операторы и интернет-компании начали предоставлять некоторые облачные сервисы на безвозмездной основе. «Такие условия распространяются только на период адаптации рынка к новым условиям, как правило, от 1 до 3 месяцев», — считают в Softline.
«Сейчас все пытаются увеличить продажи за счет различных промо-программ, дополнительных скидок и т.д.», — говорят в «Техносерве». «Появляется больше бесплатных или промо-сервисов, всё больше обучающих программ по бизнес-процессам и технологиям для удаленки, пакетных решений по быстрой организации дистанционных рабочих мест», — подтверждают эту мысль в «Билайне». В Artezio добавляют, что пользователям бесплатных сервисов обычно приходится инвестировать средства в доработку систем под свои запросы.
Если говорить о средней стоимости одного рабочего места, то, по данным Softline, аренда ноутбука для удаленной работы может стоить от 3 тыс. рублей в месяц, аренда современной рабочей станции — от 7 тыс. рублей в месяц, графической станции в облаке — от 8,5 тыс. рублей в месяц. Для сегмента СМБ существуют и пониженные тарифы. «Так, виртуальный рабочий стол (VDI) стоит около 2 тыс. в месяц», — добавляет Александр Рожков.
Рынок удаленного доступа, конечно, не будет стоять на месте. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем на нем появятся комплексные решения для организации удаленных рабочих мест с элементами искусственного интеллекта и машинного обучения (распознавания речи, технологий RPA, компьютерного зрения, виртуальных помощников, роботов телеприсутствия), удаленной биометрической идентификации, а также дополненной реальности.
Читайте на эту тему:
Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины
Алёна Енова: «Отельеры уже привыкли к перманентному стрессу»
Авторынок никогда не будет прежним. Дилеры о последствиях эпидемии
Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса
«Человечеству придется научиться играть с вирусом в шахматы»
Аварийный режим. Коронавирус вторгся в быт
«Это выстрел в ногу». Петербургские бизнесмены о президентских каникулах
Николай Вавилов: «Коронавирус — не причина, а повод»
Временно непроверяемые. Вирус отменил ревизии бизнеса