Экспертная дискуссия «Работник и работодатель». Фоторепортаж
Отношения работодателя и его работника всегда были самой политизированной сферой отношений. Трудовые споры лежат в основе всех самых кровавых революций — и восстание Спартака среди них было отнюдь не первым. Права трудящихся являются краеугольным камнем всех мало мальски правовых государств, и все власть предержащие в этих государствах понимают, что в случае чего именно трудящиеся — а не собственники бизнес-империй — наденут желтые жилеты или красные повязки и пойдут жечь машины и бить витрины.
Поэтому «Новый проспект» решил посвятить этим отношениям очередную свою практическую бизнес-конференцию. Мы созвали экспертов не только по трудовому праву, но и по вопросам патентного права, информационной безопасности, налогового и банкротного права — но все они говорили о работодателях и работниках — каждый со своей колокольни.
Первой выступила старший юрист юрбюро «Григорьев и партнеры» Светлана Виногорова, которая поведала слушателям (таковыми стали полтора десятка директоров по персоналу из крупных и средних финансовых, девелоперских, промышленных, торговых и многопрофильных бизнес-групп Петербурга) тонкости налогообложения работодателей. Главный вопрос, на который ответила Светлана — это «можно ли компаниям использовать труд самозанятых граждан, чтобы экономить на налогах и отчислениях, и в каких объемах?» Ответила она на него утвердительно: по крайней мере, в четырех регионах России, где идет сейчас эксперимент по самозанятости, это активно практикуется.
Плохие люди могут посоветовать вам уволить всех сотрудников по их собственному желанию и привлечь к труду уже как "самозанятых". Так не получится.
Дело в том, что законодатель предусмотрел такой трюк, и в законе прямо указано, что бывший работодатель не может использовать труд самозанятого. Кроме того, отметила Светлана, очень легко будут выявляться случаи перекрестного найма «самозанятых» аффилированными фирмами: мы оба увольняем своих сотрудников, а потом их как самозанятых привлекаем друг у друга: я твоих «бывших», а ты моих. Отсутствие других контрагентов сделает эту схему уязвимой для претензий налоговых, а то и правоохранительных органов.
После Светланы слово взял Виктор Станковский, патентный поверенный РФ, партнер и руководитель петербургского филиала фирмы «Городисский и партнеры». Он рассказал о том, какие проблемы может создать работодателю (и нередко создает) работник, занимающийся творческим трудом: от журналиста и дизайнера до инженера-конструктора.
По его словам, те случаи, когда сотрудник по заданию начальства создает что-то новое — будь то текст (статьи или программного кода), изобретение или полезная модель, фотография или дизайнерский макет — он вступает с работодателем в принципиально новые отношения, которые должны быть урегулированы правовым образом. И, хотя посвященной этому правовому образу главе Гражданского Кодекса РФ уже стукнуло 10 лет, споров по поводу интеллектуальной собственности и интеллектуальных прав между работниками и работодателями бушует немало, и копья вокруг принципиальных вопросов этой практики по-прежнему ломаются с неутихающей яростью.
Наше законодательство заточено таким образом, что права на служебное произведение или изобретение скорее всего будут признаны за предприятием. Тогда как работнику, автору изобретения или произведения, будут полагаться выплаты — и здесь суды в случае споров скорее всего встанут на сторону гражданина.
Завершилась первая сессия конференции выступлением Ольги Лобановой, старшего юриста Emegring Market Group, которая рассказала о последних трендах развития практики по выплатам, полагающимся при увольнении работника. В первую очередь она ответила на сакраментальный вопрос, крайне заинтересовавший всех присутствовавших: надо ли облагать НДФЛ выплаты золотых, серебряных и бронзовых парашютов? Оказалось, что те работодатели, которые облагают такие выплаты налогом, могут защитить свою позицию в суде: ведь большинство исков работников, оспаривавшего это обложение, не было удовлетворено. Но и те работодатели, которые НДФЛ не удерживают, тоже, как ни странно, правы: оказывается, у них есть такое право, предусмотренное законом, что подтверждается позицией Минфина России.
В Налоговом Кодексе есть такая фраза: налогообложению не подлежат выплаты, установленные законом, либо решением органа государственной власти или местного самоуправления за исключением сумм, превышающих трехкратный размер среднемесячного заработка работника. Все это знают, но судебная практика полярная.
Судебная практика делится на два лагеря: арбитражные суды считают, что такие выплаты не подлежат обложению НДФЛ, а суды общей юрисдикции полагают наоборот, что НДФЛ следует удерживать со всех сумм выплат выходных пособий, в том числе не превышающих трехмесячного размера оплаты труда.
Почему именно так получилось — мы с вами сможем понять, когда ознакомимся с полным текстом доклада Ольги, который будет опубликован позднее.
Вторую сессию открыла Ева Тимофеева, советник по трудовым вопросам юридической фирмы «ССП-Консалт». Она рассказала о трудностях, с которыми сталкивается работодатель, когда он попадает в предбанкротный период, а затем «падает» в процедуру банкротства. По ее словам, для предбанкротного периода характерны такие проблемы как простой производства по вине работодателя, невыход работников на работу в связи с невыплатой зарплаты, сокращение штатов или массовое увольнение работников по коллективному договору - и то и другое, понятно, сопровождается выплатами выходных пособий, опустошающих бюджет предприятия. Плюс повышенное внимание контролирующих органов, прокуратуры, а в некоторых случаях и следственного комитета.
В банкротстве с одной стороны проще: недосказанностей не остается, а все правоотношения идут в рамках закона «О несостоятельности». Но с другой — есть свои нюансы, которые надо учитывать. И главный нюанс — это то, что во всех процедурах банкротства трудовое законодательство действует в полном объеме.
Пока мы свыкаемся с мыслью, что наш замечательный трудовой коллектив необходимо проредить или вообще обнулить, этот самый трудовой коллектив активно создает нам проблемы самого разного характера — и могу сказать, что в этом он абсолютно прав!
Тут к дискуссии подключился Иван Кайсаров, старший юрист международной юридической фирмы Eversheds Sutherland, который рассказал о способах, какими бизнес пытается защитить свои секреты: коммерческие тайны, ноу-хау и т.д. А завершила конференцию Марина Горлачева, партнер CLC, рассказавшая о том, как сложно в процедуре банкротства избавить компанию от супервысокооплачиваемых дистанционных работников.
СЛЕДУЮЩАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "НП" — "БАНКРОТСТВО-2019" — СОСТОИТСЯ 21 НОЯБРЯ 2019 ГОДА. НЕ ПРОПУСТИТЕ!