Дилеры паркуют бизнес. В Петербурге продают автохолдинг "Максимум"
Фото: vk.com/spb_maximum
«Максимум», второй по величине автохолдинг Петербурга, может сменить владельца. Эксперты рынка называют и возможную сумму сделки — 8 млрд рублей, но оговариваются, что все цифры сейчас приблизительны, поскольку ситуация на рынке крайне неопределенная. Отрасль переживает сильнейший кризис за 15 лет, и вернуться к показателям работы, как до спецоперации, при нынешнем поколении предпринимателей, скорее всего, не сможет.
О том, что автохолдинг «Максимум», подконтрольный Вадиму Арустамяну, может быть продан, «Новому проспекту» рассказали участники рынка, получившие соответствующее предложение от продавца.
«Акционеры ГК «Максимум», одного из крупнейших автомобильных дилеров в Петербурге, рассматривают стратегические опции в отношении продажи 100% бизнеса компании», — отмечено в предложении.
О сделке пока речи нет: ведутся переговоры с игроками как на авторынке, так и с непрофильными.
Михаил Жуков, исполнительный директор автохолдинга, отмечает, что «Максимум» «начал получать многочисленные предложения о продаже, и владелец решил серьезно рассмотреть такую возможность». «Тем компаниям, которые проявляют интерес, наши консультанты высылают базовую информацию про автохолдинг», — сказал он.
По его словам, «есть вероятность, что компания будет продана, но это будет зависеть от рынка и предложений». «Задачи продать быстро или во что бы то ни стало не стоит. Многочисленные переговоры идут, но пока ничем не закончились. Будет устраивающее предложение — будет и сделка», — говорит Михаил Жуков и добавляет, что к активу проявляют интерес и непрофильные игроки.
Цена под вопросом
О стоимости «Максимума» игроки не говорят. Лишь один из них назвал сумму 8 млрд рублей. В автохолдинге ее не подтверждают.
«До 24 февраля я бы оценил актив в 3,3-3,5 млрд рублей без учета товарных запасов и долговых обязательств. Сейчас невозможно назвать стоимость, так как ликвидность активов именно по профилю очень сомнительна. Если найдется покупатель, который готов заплатить с дисконтом не более 40% от стоимости бизнеса до начала спецоперации, то продажа вполне возможна», — говорит генеральный директор автоцентра Mercedes-Benz ГК «Вагнер» Евгений Пекарский.
«В настоящий момент сложно дать объективную оценку любому бизнесу, так как ситуация не позволяет пользоваться в оценке перспектив бизнеса его предыдущими достижениями. Сейчас не представляется возможным спрогнозировать 5-7-летнюю доходность предприятия и тем самым оценить потенциал возврата инвестиций», — считает генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий. Единственное, что сегодня можно объективно оценивать, по его словам, это состояние активов и долгов компании. «При этом, вероятно, любой потенциальный инвестор будет запрашивать значительный дисконт на рыночную оценку активов. Тем не менее определённую роль в оценке автодилера, без сомнения, играют портфель брендов, его распределение по дилерским центрам и глубина клиентской базы автодилера», — говорит Роман Слуцкий.
Уходят почти все
Отечественный авторынок сейчас переживает, пожалуй, самые сложные времена за всю свою историю. Ряд иностранных производителей объявил о приостановке поставок или полном отказе от работы в России. Многие заводы закрываются на фоне спецоперации, которую Россия проводит на Украине, и последовавших за этим санкций. Из-за нарушения логистических цепочек почти все автозаводы в России находятся в простое.
Завод «Рено Россия» был передан московским властям, и там планируется при помощи китайских партнеров выпускать автомобиль «Москвич». В ближайшее время, по данным СМИ, полностью прекратит производство в России VW. Остановил производство на мощностях калининградского «Автотора» BMW, Mercedes — заморозил на заводе в Подмосковье, а завод Nissan обещает возобновить работу, но только в следующем году.
Российский рынок покинул автоконцерн General Motors. Объявили о прекращении поставок на неопределенные сроки Mercedes, Audi, Volvo, Volkswagen, Opel и еще десятки брендов. Также в Россию запрещен импорт автомобилей стоимостью выше € 50 тыс.
По данным АЕБ, апрель 2022 года ознаменовался падением уровня продаж новых автомобилей на 78,5%, или на 119 258 штук, по сравнению с апрелем 2021 года. Продажи составили 32 706 автомобилей. Это самое глубокое падение авторынка за последние 15 лет. И хотя Правительство РФ разрешило параллельный импорт, но он вряд ли он компенсирует выпадающие объемы. Кроме того, по данным агентства «Автостат», мартовский обвал рубля вызвал скачок цен на новые автомобили в среднем на 35-45%.
«На первый взгляд кажется, что на сегодняшний день в самой сложной ситуации оказались компании, бизнес которых в основе своей сосредоточен на работе с брендами, покинувшими российский рынок или временно приостановившими операции. Максимально тяжко должно быть тем дилерам, которые имеют значительный объём заимствований. В любом случае для всех без исключения автодилеров сложившаяся ситуация является серьезным вызовом», — считает Роман Слуцкий.
Основная проблема, с которой начинают сталкиваться автодилеры и их клиенты, по его словам, это дефицит оригинальных запасных частей. «Системные поставки дистрибьюторов на российский рынок всего необходимого для обеспечения быстрого и качественного ремонта автомобилей находятся под большим вопросом. Особенно по «уходящим» брендам. А для формирования альтернативных системных каналов снабжения рынка потребуется от 6-12 месяцев. Думаю, некоторые крупные российские дилерские группы смогут найти в этой нише новые бизнес-возможности», — говорит Роман Слуцкий.
Не время продавать
Участники рынка, опрошенные «Новым проспектом», отмечают, что вряд ли сейчас получится выгодно продать актив — ситуация на рынке слишком неопределенная и не слишком оптимистичная: непонятно, каким в итоге будет авторынок, кто из автоконцернов возобновит поставки в Россию и т. д. Кстати, в апреле стало известно, что сделка между «Ключавто» и ГК «Рольф» («Новый проспект» рассказывал о ней) приостановлена.
«Продаваться надо было несколько месяцев назад, до 24 февраля. Сам по себе автобизнес сейчас не представляет интереса, продать можно только имущество», — говорит Эдуард Маркман, исполнительный директор ГК «Автопродикс».
«С одной стороны, невозможно вернуться на полгода назад, в момент, когда бизнес можно было продать в 5 раз дороже. С другой стороны, никто сейчас не гарантирует, что еще через полгода оценка твоего бизнеса не упадёт в стоимости ниже плинтуса. Готовность к продаже бизнеса именно сейчас — это, в первую очередь, вопрос жизненных целей и приоритетов, которые ставит перед собой продавец», — говорит Роман Слуцкий. По его мнению, в настоящий момент для профессиональных игроков рынка практически не существует объективных предпосылок для покупки «домиков» с франшизами. «Это лотерея. На мой взгляд, сейчас речь может идти только по «покупке» франшизы с товарными остатками с единовременной передачей в аренду объекта недвижимости», — говорит Роман Слуцкий.
«Если Вадим Арустамян и правда предполагает продать активы, то мне крайне жаль: такой талантливый человек и яркий предприниматель решил покинуть нашу сферу. Сильные конкуренты всегда стимулируют к работе и достижениям. К сожалению, сейчас перед дилерами стоит вопрос выживания. Сколько лет надо для восстановления рынка, никто не знает, да и не все готовы ждать десятилетия, когда ситуация стабилизируется», — говорит Антон Солдунов, владелец ГК «Петровский Автоцентр».
Замороженная отрасль
Прогнозы экспертов рынка в целом не слишком оптимистичны. Евгений Пекарский считает, что отрасль ждут банкротства, но у дилеров есть возможность встроиться в новые реалии.
«В России, несмотря на по-прежнему низкий уровень автомобилизации, парк автомобилей весьма внушителен. Рынок подержанных машин будет жить всегда, и автовладельцам нужно обслуживать автомобили. Кто из дилеров успеет и сможет встроиться в новую парадигму, выживет на этом», — говорит он.
По его прогнозам, отрасль ожидает переход в состояние заморозки на определенный период — от нескольких месяцев до 1-2 лет — с дальнейшим возрождением крайне незначительными темпами за 3-5 лет. «Полного восстановления к уровню 2018-2021 годов нашему поколению, возможно уже ждать не стоит», — добавляет Евгений Пекарский.
«Сейчас никто не ответит на вопрос, как будет развиваться рынок в перспективе нескольких лет. Есть вера в Китай и надежда на Корею. Очевидно, «АвтоВАЗ», ГАЗ и КАМАЗ не бросят умирать. По остальным брендам горизонт прогнозов пока сильно отдаленный. Но есть понимание, что в автомобильной отрасли России и смежных с ней отраслях занято около 1 млн человек», — рассуждает Роман Слуцкий.
Автохолдинг «Максимум» работает на рынке с 2007 года и на сегодняшний день владеет автокомплексами на ул. Руставели, пр. Непокоренных, Рыбинской ул. и Торфяной дороге. В портфеле холдинга Ford, Hyundai, Mitsubishi, Honda, Haval, Chery, Kia, Volkswagen, Audi и сервисное обслуживание Genesis.
В 2021 году компания продала 7001 новый автомобиль, что на 1,4% меньше, чем годом ранее, и 9013 автомобилей с пробегом, что на 6,7% больше, чем годом ранее. Доля рынка Петербурга составляет 5%.