
Петербургская служба заказа такси «Таксовичкоф» (ООО «Транс-Миссия»), ранее входившая в группу компаний Игоря Рудзия, намерена привлечь до 400 млн рублей инвестиций от зарубежных партнёров. Средства пойдут на дальнейшую экспансию сервиса в Красноярском крае, Крыму и Казахстане.
О планах развития «Новому проспекту» сообщили представители компании. В прошлом году «Таксовичкоф» уже рассчитывал на вложения инвесторов в размере 350 млн рублей, но переговоры замедлились из-за пандемии ковида.
«Сервис заказа такси возобновил диалог с потенциальными инвесторами. При положительной динамике переговоров мы рассчитываем на вливания в размере 350–400 млн рублей», — сообщил изданию руководитель отдела по привлечению инвестиций службы заказа такси «Таксовичкоф» Вячеслав Алексейцев.
Расширение портфеля компании курируют инвестиционный банк Lincoln International Russia & CIS и мировой британский аудитор Ernst & Young (EY).
Привлеченные средства «Таксовичкоф» намерен реинвестировать в дальнейшую экспансию сервиса в городах Крыма, а также в регионе Черноземья и Красноярского края (параллельный бизнес в сфере грузовых перевозок — «Грузовичкоф» — уже частично представлен в этих регионах).
«К открытию уже готовятся совместные предприятия в городах Алматы и Жезказган (Казахстан), в Бресте и Гомеле (Беларусь), а также в других странах СНГ», — пояснил Вячеслав Алексийцев. По словам топ-менеджера компании, свои позиции «Таксовичкоф» укрепляет за счёт альянсов с региональными предпринимателями из сферы перевозок и создания совместных предприятий. Новых партнёров в компании не раскрывают, но известно, что ближайшие соглашения будут подписаны на этой неделе.
Бизнес с большим кошельком
Эксперты говорят, что намерение компании привлечь деньги за рубежом понятно. «Сейчас это сделать проще и дешевле, чем в России. Кроме того, это может привлечь внимание потенциальных покупателей, если собственники решат продавать бизнес», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его подсчётам, на 400 млн рублей можно приобрести недвижимость для таксомоторных парков, купить транспортные средства, нанять персонал. «Для начала работы в нескольких регионах названной суммы может хватить. Если потребуется, то компания может увеличить заимствования», — рассуждает эксперт.«Я представляю себе примерный объем инвестиций Uber, Lyft (США) и прочих главных игроков этого рынка. На этом фоне сумма в €4,5 млн напоминает о пожелании «дай бог нашему теляти волка съесть», — иронизирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор и научный руководитель факультета городского и регионального развития «Высшей школы экономики» Михаил Блинкин.
«Безусловно, 400 млн рублей — сумма очень небольшая, особенно если сравнивать ее с недавней сделкой по покупке активов «Везёт» «Яндеком», которая оценивается в $178 млн (сделка состоялась в начале февраля. — Прим. «НП»). Я думаю, такую небольшую сумму «Таксовичкоф» без труда найдёт, тем более инвесторы верят в этот бизнес, агрегаторы могут хорошо капитализироваться», — считает председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова.
Главный вопрос, по ее словам, в том, сможет ли за счёт этих инвестиций «Таксовичкоф» показать быстрый рост. «Если у них получится взять этот раунд инвестиций, со временем, наверное, они смогут стать достойным конкурентом «Яндекса» или «Максима», — рассуждает Ирина Зарипова. По её мнению, чтобы зайти на новый рынок, нужны креативные решения. «Хочется верить в компанию «Таксовичкоф». Все-таки это отечественный бизнес. Приятно, что он развивается», — подытожила эксперт.
В битве мировых гигантов такси фигурируют суммы инвестиций в десятки и сотни миллионов долларов. На российском рынка такси также фигурируют крупные суммы. Кроме упомянутой сделки по покупке «Яндексом» компании «Везёт» была еще сделка по покупке тем же «Яндексом» доли в российском Uber за $1,24 млрд. А сейчас «Яндекс» рассматривает покупку доли Uber Technologies Inc. в совместном подразделении. Кроме того, с марта 2020 года Mail.ru Group ведёт переговоры о покупке доли Gett. А годом ранее группа привлекла 64 млрд рублей от Сбербанка на развитие служб такси «Ситимобил» и доставки еды. «Впрочем, достичь капитализации «Яндекса» аналогичным сервисам Mail.Ru не удалось», — говорят собеседники «НП».
Перспективные регионы
Оборот рынка таксомоторных услуг в России год от года растёт. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в 2019 году объём легального рынка в денежном выражении достиг 710 млрд рублей (против 671 млрд рублей в 2018 году). Ожидалось, что в 2020 году рынок достигнет 735,3 млрд, но точные данные с учётом пандемии пока не представлены.Развитие рынка легкового такси по-прежнему обеспечивают агрегаторы: около 60% поездок совершаются через них. Основную долю рынка агрегаторов в 24% занимает сервис «Яндекс.Такси» (Яндекс Go), «Везёт» (бренды «Везёт», Red Taxi, «Такси Сатурн», Fasten, «Лидер») — 11%, курганский «Максим» Максима Белоногова — 8%, израильский Gett — 5%, около 2% — «Ситимобил» (входит в Mail.ru Group), представленный в основном в Москве и Петербурге. «Таксовичкоф» в этом распределении входит в 6%, что приходятся на остальные агрегаторы.
По мнению Дмитрия Баранова, в регионах хватит свободных ниш для петербургского игрока. «Во-первых, там рынок услуг такси недостаточно насыщен. Кроме того, он пока не такой цивилизованный, как в ряде крупных городов страны, что даёт возможность предложить уровень услуг, который будет востребован. Во-вторых, порог входа на российский рынок такси пока меньше, чем в других странах, что тоже интересно инвесторам», — комментирует Дмитрий Баранов.
«В Крыму, куда собрался «Таксовичкоф», привычных агрегаторов почти нет. На рынке работают местные небольшие компании. Это, безусловно, связано с санкциями. Привычные приложения App Store и Google Play Store здесь недоступны», — пояснила Ирина Зарипова.
Интересно, что в 2016 году в Крым и Севастополь пыталась выйти «Яндекс.Такси», но поскольку у компании иностранные собственники, возникла угроза штрафов, и эксперимент менее чем через полгода свернули. У «Таксовичкова» такой проблемы нет.
«В Красноярске среди крупных игроков работают «Яндекс.Такси», «Максим», «Ситимобил» и ныне подконтрольный «Яндексу» «Везёт». Остальной рынок представлен несколькими десятками диспетчерских служб и таксопарков с совокупным оборотом около 100 млн рублей. В принципе, Красноярский край вполне может принять ещё трёх-четырёх игроков», — считают местные партнёры «Ситимобил».
Перспективен и рынок Казахстана. Хотя здесь и представлены почти все мировые, в том числе российские, агрегаторы, местный рынок только начал расти. По наблюдениям экспертов, знакомых с ситуацией, казахстанцы только привыкают к разнообразию и пока нередко жестом руки ловят такси и попутки на дорогах. Оборот рынка услуг такси в Казахстане оценивается в 3,5 млрд тенге в год (примерно 630 млн рублей).
Что касается белорусского рынка, то сами представители «Таксовичкоф» признают: переговоры замедляет тяжёлая политической обстановка в стране.
Справка «Нового проспекта»:
ГК «Таксовичкоф.Грузовичкоф» в 2014 году основал Игорь Рудзий, но в 2019 году он из бизнеса вышел. Сейчас служба заказов такси на 90% принадлежит гендиректору Максиму Федорову и на 10% Михаилу Мальцеву, а малотоннажные перевозки (ООО «Грузовичкоф-Центр») на 100% контролирует Михаил Перминов.В 2019 году оборот «Таксовичкоф» (ООО «Транс-Миссия») составил 177 млн рублей (против 64 млн рублей в 2018 году). К концу 2021 году «Таксовичкоф» рассчитывает выйти на выручку в 180 млн рублей. У компании 21,7 тыс. автомобилей и 22 тыс. водителей. Доля на рынке регионов составляет 60%, в Петербурге — 26%, в Москве — 11%.
К 2025 году компания намерена присутствовать на пяти континентах мира. С начала 2020 года «Таксовичкоф» уже запустился в Ульяновске, Омске, Пензе, Норильске и в столице Казахстана Нур-Султан (сервис TaxovichkoF Astana, 12 компаний-партнёров), а также подписал соглашения по созданию совместного предприятия в столице Таиланда Бангкоке и в пяти провинциях королевства. Оба сервиса за рубежом будут представлены отдельным международным брендом Tappy Taxi и Tappy Moving.
С 2019 года компания присутствует на бирже. Инвестиционная программа предлагает брокерский счёт, облигации или купонный доход с 15% годовых (номинал облигаций — 10 тыс. рублей, объём выпуска — 150 млн рублей), срок окупаемости — 13–21 месяц.
Всего минувшей осенью «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф» объявили о намерении привлечь около $15 млн инвестиций (примерно 1,2 млрд рублей в перерасчёте на курс конца октября 2020 года) в оба бизнеса.
Сергей Шпилькин: "Скорее прилетят инопланетяне и проведут в России честные выборы"
Подробнее
Борис Штерн: "Наша наука развивается без денег и держится на героизме"
Подробнее
Александр Хохлов: "Ракета — это транспорт, а транспорту нужны правила дорожного движения"
Подробнее
Всего в рамках контракта город на Неве получит 54 вагона разных моделей.
30.08.2023
Электрическое летающее такси, созданное британской компании Vertical Aerospace в партнерстве с корпорацией Rolls-Royce, успешно завершило свой первый полет в автономном режиме.
21.07.2023
Американская компания Doroni Aerospace провела испытание двухместного пилотируемого летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL).
19.07.2023