Деликатесы для питомцев. Кто накормит домашних животных?
Фото: Артем Пряхин / Коммерсантъ
Многие европейские производители кормов для животных в 2022 году покинули российский рынок. Возникший дефицит продукции смогли восполнить российские компании. Но в зооиндустрии решены далеко не все проблемы. «Новый проспект» разбирался в основных из них.
В прошлом году на российском рынке кормов для животных появилось нескольких новых брендов. В частности, было запущено предприятие компании «Биотех». Завод по производству кормов будет выпускать 20 тыс. тонн продукции в год, объем инвестиций в проект составил 500 млн рублей.
Также «Алейскзернопродукт» сообщил о запуске новой производственной линии кормов для домашних животных, благодаря которой компания сможет выпускать до 150 тонн продукции в сутки.
Всего же в России в 2023 году было произведено около 1,4 млн тонн кормов для домашних животных (в 2019-м — 1,016 млн тонн). При этом, по данным Россельхознадзора, объем ввезенных кормов составил в 2023 году всего 80 тыс. тонн — на 35% меньше, чем в 2022-м.
«По нашим данным, рынок зоотоваров в России вырос на 14% и достиг 433 млрд рублей, а рынок ветпрепаратов вырос на 22% и достиг 35,4 млрд рублей. Импорт кормов в Россию продолжает сокращаться, а цена производства растет», — говорит Александр Колчин, директор по контенту ИИЦ «Зооинформ».
О том, как в прошлом году рынок зооиндустрии пережил уход импортных кормов для животных и ветеринарных препаратов и для какого сегмента рынка это оказалось наиболее безболезненным, можно узнать из опроса «Любить, кормить, лечить. Как чувствует себя отечественная зооиндустрия»
Почему за корм взялись только сейчас
Очень много лет производство кормов в России было просто не нужно. «Когда мы начали производить свою продукцию, оказалось, что даже с учетом логистики она равна стоимости продукции, привезенной из-за границы. И тогда было проще привезти импортный продукт и не заморачиваться с поисками специалистов, потому что найти специалиста-технолога или инженера по оборудованию крайне сложно. Любой компании было легче нанять двух менеджеров, которые могли привезти бесконечное количество тонн любой продукции из любой точки мира. Так что в отечественном производстве просто не было потребности», — рассказывает Денис Ерёменков, директор завода FAVA.
Сейчас завод выпускает корма высокого качества. И большинство из них, по словам экспертов, лучше европейских и по используемому сырью, и по заявляемым показателям. «Для производства кормов завод использует отечественную пшеницу. А пшеница, выращенная во Франции, по своему составу, в том числе аминокислотному, значительно отличается от отечественной пшеницы, выращенной в Ростовской области», — говорит Денис Ерёменков. Но основным успехом своего производства он называет выстроенную систему управления качеством, начиная с аудита производителей и поставщиков сырья и заканчивая контролем за выпуском готовой продукции.
Высокое качество отечественных сухих кормов подтверждают и продавцы, работающие напрямую с потребителем. «Качество наших сухих кормов на уровне качества французских или канадских. Мы даем совершенно конкурентный продукт», — утверждает Серж Иванов, директор по маркетингу интернет-магазина Petshop.
Но клиента, как он замечает, до сих пор нужно убеждать в этом, так как он часто хочет купить «не столько корм, сколько бренд». «Со стереотипами приходится бороться», — улыбается Серж Иванов, утверждая при этом, что доля отечественной продукции будет с каждым годом только расти.
Вместе с ветврачами
Многим владельцам животных в прошлом году пришлось переводить своих питомцев на другие корма, и фактически у всех были опасения, что животные будут чувствовать себя хуже. Эти опасения развеивает Владимир Сотников, главный врач Ветеринарной клиники неврологии, травматологии и интенсивной терапии Сотникова.
«Больных питомцев на самом деле больше не стало, потому что наши корма в большинстве своем хорошие», — утверждает он, обращая при этом внимание на то, что отечественным производителям кормов и ветеринарных препаратов следует вести работу и с ветеринарными врачами в том числе.
«Поскольку наши производители еще достаточно молоды, они не понимают сути этого рынка, не понимают главного: что врач скажет клиенту, то клиент и будет давать своей собаке или кошке. И нам бы хотелось рекомендовать им российские корма. Но на зарубежных производствах наши ветеринары, и я в их числе, были, а что происходит на отечественных заводах, никто не знает», — говорит врач.
«Мы сейчас расширяем линейку ветеринарных препаратов для малых домашних животных, и так как имеем более чем 30-летний опыт разработки лекарственных средств для сельскохозяйственных животных, хорошо понимаем огромную разницу между ними и малыми животными. И мы действительно пришли к выводу, что без ветеринарных специалистов из этого сегмента качественный препарат сделать невозможно», — поддерживает Владимира Сотникова Александр Хлынцев, директор по маркетингу компании «НИТА-ФАРМ». По его словам, чтобы сделать буквально пару-тройку разработок, приходится общаться с сотней специалистов, которые вносят множество полезных рекомендаций.
Главные проблемы отрасли
Денис Ерёменков одной из основных проблем зооиндустрии назвал отсутствие в России компании, производящей необходимое оборудование. Это препятствует расширению и развитию производства. «Это, например, мешает нам поставить вторую производственную линию», — говорит он, объясняя, что для ее получения нужно делать заказ в Европе, а потом окольными путями оплачивать его и завозить.
С китайскими аналогами при этом, как он рассказывает, завод пока не готов работать, потому что на китайских линиях можно производить только корма экономсегмента, причем только в небольших объемах. «А если мы говорим о производстве качественных кормов премиум- и суперпремиум-класса, на что влияет даже, условно, размер и форма лопатки кондиционера, то в этом плане проблемы с оборудованием большие», — подчеркивает Денис Ерёменков.
Кроме того, отсутствие отечественного производителя оборудования влечет за собой проблему отсутствия деталей и запасных частей для выходящих из строя линий.
Есть проблемы и в отношении производства ветеринарных линеек: российских ветеринарных кормов для кошек и собак на рынке нет. Как рассказывают игроки рынка, разработка ветеринарных линеек — процесс весьма долгий, требующий больших инвестиций и длительного тестового периода, ведь между профилактическими и лечебными кормами очень большая разница: уже и формула производства есть, и даже корм готов, но он всё еще проходит тестирование. Поэтому владельцам животных, которым нужен ветеринарный корм, пока приходится довольствоваться импортными линейками.
«Недостаток отечественных специализированных ветеринарных и лечебных диет, на мой взгляд, объясняется отсутствием серьезных научно-исследовательских центров, которые были бы полностью посвящены разработке такого рода рецептур. Потому что, по сути, на нашем рынке этим занимаются только крупнейшие компании, которые в это инвестируют. А ведь для этого нужны кадры, нужна научная база, которой у нас пока нет», — заключает Кирилл Дмитриев, председатель управляющего совета Национальной ассоциации зооиндустрии, член Общественного совета при Россельхознадзоре.
По материалам доклада Александра Колчина «Зообизнес в России в 2023 году. Основные события и цифры» и круглого стола «Зообизнес в России: адаптация или рост», прошедших на выставке «Зооиндустрия-2024»