В деле «ПетроСтроя» обнаружились нелегальный банк и черная наличность

20 Июня 2019


Арбитражный суд Северо-Западного федерального округа отказал ООО «ПетроСтрой» в удовлетворении кассационной жалобы на решение Арбитражного суда СПб и ЛО по иску компании к УФНС по Петербургу. Суд признал законной налоговую претензию на сумму 584 млн рублей, предъявленную по результатам выездной налоговой проверки в 2012-2014 годах. Компания подала жалобу в Верховный суд РФ. 

Вышли из группы

«ПетроСтрой» (прежнее наименование — «Петербургская строительная компания» (ПСК), а еще раньше — «Лендорстрой») был создан в 2008 году как дорожно-строительная фирма. Основным владельцем компании был петербургский бизнесмен Максим Штерн, он же руководил ею в первые четыре года работы. Со временем она выросла в многопрофильную строительную группу. Однако ООО «ПСК» до 2016 года оставалось ключевой девелоперской компанией. Ее оборот на пике (2013-2015 годы) составлял 3-3,5 млрд рублей. 

В 2016 году петербургская межрайонная налоговая инспекция №2 по крупнейшим налогоплательщикам провела выездную проверку и доначислила ПСК 14 млн рублей недоимки. После этого компания начала масштабную реорганизацию.

«В настоящее время группа компаний «ПСК» фактически уже более года не имеет отношения к деятельности ООО «ПетроСтрой», которое продолжает выступать самостоятельным участником строительного рынка», — заявляют теперь в пресс-службе ПСК. В компании пояснили, что ООО «ПетроСтрой» полностью перешло под контроль отдельных лиц из числа бывших топ-менеджеров холдинга «ПСК» и вышло из состава группы, сохранив при этом значительную часть материально-технической базы.

Действительно, в 2017 году, по данным СПАРК, ООО «ПСК», во-первых, было переименовано в ООО «ПетроСтрой». Во-вторых, Максим Штерн продал компанию некоей Дине Пантелеевой, а та почти сразу — Максиму Поминчуку. В-третьих, как указано в судебных актах налогового спора, «основные средства общества были полностью реализованы», что привело к резкому уменьшению активов. С баланса исчезли: «строительное оборудование, механизмы, техника и материалы на сумму 30 млн рублей», легковые автомобили (проданы физлицам из числа бывших работников, включая Илью Штерна, отца основателя компании). 

Узнав об этом, в 2017 году налоговая провела повторную проверку. В ходе нее обнаружила, что офис компании используется ее контрагентами: ООО «ПСК», ООО «Петростройкомплект», ООО «Ресурс», ООО «ПСК-Инжиниринг», ООО «СУ-235», ИП Штерн И.В. Причем, по данным судебных актов, «Петрострой» и его контрагенты имеют общего учредителя, фактические адреса организаций совпадают, контактные телефонные номера тоже, виды деятельности тождественны, должностные лица контрагентов — бывшие сотрудники проверяемой организации.

По результатам повторной проверки налоговая доначислила компании 195 млн рублей НДС, 207 млн рублей налога на прибыль. 

Подозрительный «Империал»

Впрочем, главные претензии налоговиков вызвали вовсе не операции, похожие на вывод активов с целью непогашения долгов перед бюджетом, а взаимоотношения, которые сложились у ПСК с ООО «СК Империал», которому строительная компания почему-то переводила ежедневно по 5 млн рублей. В ходе проверки выяснилось, что доказательная база налоговиков зиждется на материалах уголовного дела №221637 по статье 172 УК РФ («незаконная банковская деятельность»), возбужденного еще в 2014 году Следственным комитетом. Тогда следователи провели серию громких обысков в целом ряде строительных компаний Петербурга, в том числе в офисе ПСК. В 2016 году по этому делу был вынесен обвинительный приговор некоему Сенникову и возглавляемой им организованной группе лиц, а факты, установленные Московским районным судом при его рассмотрении, легли в основу налоговых проверок.

Именно Сенников, как установило следствие, реально контролировал «СК Империал» и ряд других юрлиц, очень похожих на фирмы-однодневки. И использовал он эту сеть юрлиц для обнальных операций: как указал суд в приговоре, «целями совершения таких операций для клиентов являлись оптимизация налогообложения и сроков проведения расчетов по сделкам и перевод безналичных денежных средств в наличную форму». Клиентов в деле — более 250 юрлиц и ИП. У ПСК «Империал» работал генподрядчиком на строительных объектах и в результате получил от заказчика более 1 млрд рублей, в связи с чем ПСК подала на вычет НДС на сумму 186 млн рублей.

Однако налоговая по результатам проверки сделала вывод, что все работы генподрядчика носили формальный характер, а деятельность его была направлена исключительно на обналичку. В итоге ПСК и были доначислены указанные 584 млн рублей.

Как ни переименуй

Три инстанции арбитражного суда в течение 2018 года отказали компании, которая пытается оспорить решение налоговой. УФНС по Петербургу подала иск о банкротстве «ПетроСтроя». Пока что заявление еще не принято к рассмотрению судом. Но шансы на то, что владельцам удасться взять процесс под контроль, невелики.

Судебная практика показывает, что стратегия ПСК, довольно популярная среди крупных бизнесменов, не очень эффективна в последнее время: налоговики никогда не ограничиваются преследованием юрлица, которое налогоплательщик отдает им «на растерзание», а продолжают преследовать всех лиц, имеющих отношение к должнику, а также тех, кто получил от него активы.

При этом, как отметила на нашей недавней конференции «Налоги-2018» партнер консалтинговой компани CLC Марина Горлачева, «те документы, которые есть у налогового органа по результатам налоговой проверки, а также у следственных органов (если они сопровождали эту проверку или проводили какие-то собственные дознавательные мероприятия), позволяют весьма эффективно пополнять конкурсную массу должника за счет оспаривания сделок».


Актуально сегодня