Бюджет из-под палки
За счет штрафов федеральная казна в наступающем году должна пополнится почти на 40 млрд рублей. Больше всех чиновники надзорных ведомств будут «кошмарить» перевозчиков, монополистов и недобросовестных работодателей. Относительно предыдущих лет аппетиты ревизоров практически не изменились.
Административные, налоговые и налагаемые за преступления штрафы распределяются между бюджетами различных уровней. Например, нарушившие Правила дорожного движения водители платят в казну региона, санкции за выявленные муниципальными инспекторами проступки направляются в местный бюджет. В федеральный в основном зачисляются штрафы за правонарушения в сфере бизнеса.
Картели и дороги
Больше всего в федеральную казну планируется собрать с перевозчиков. Так, Ространснадзор намерен наказать 5,6 тыс. владельцев большегрузов, не заплативших за проезд по федеральным дорогам, и иных нарушителей. Средний административный штраф за такие проступки составит почти 964 тыс. рублей. Еще почти 5,9 тыс. нарушений правил перевозки опасных грузов планирует выявить ГИБДД, взыскав в среднем по 4,8 тыс. рублей за каждое. Таким образом, общая сумма только административных штрафов достигнет 5,5 млрд рублей, тогда как в 2022 году фактически в бюджет поступило 5,1 млрд рублей различных взысканий. Еще более 47 млрд рублей законопослушные владельца большегрузов должны заплатить в федеральную казну в счет возмещения причиняемого автомобильным дорогам вреда.
Почти 13 тыс. нарушителей на 5,3 млрд рублей намерена «разорить» Федеральная антимонопольная служба. В первую очередь санкции должны применяться за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках и заключение картельных соглашений. Относительно прошлого года аппетиты ФАС снизились на 19%.
В планах фискального ведомства оштрафовать более 1,9 млн налогоплательщиков в среднем на 2,6 тыс. рублей каждого. Практика минувших лет свидетельствует, что чаще всего такие санкции применяются за несвоевременную подачу декларации, иных расчетов или сведений.
Улов государственных трудовых инспекций в будущем году должен увеличиться на 17%. Более 370 тыс. работодателей, незаконно привлекающих иностранных сотрудников, планирует оштрафовать МВД России (в среднем на 9,7 тыс. рублей за каждый факт). На 38% выросли аппетиты Росприроднадзора: за экологические правонарушения (в первую очередь при обращении с отходами) он намерен собрать больше 1,1 млрд рублей.
Прогнозы Следственного комитета РФ основаны на итогах прошлого года: с уличенных в коррупции чиновников и осужденных за иные преступления против государственный службы в федеральную казну взыскали 1,5 млрд рублей. Общая сумма предусмотренных Уголовным кодексом РФ штрафов в 2024 году должна превысить 4,5 млрд рублей.
Эра милосердия
В условиях сохраняющегося моратория на проверки бизнеса большинство надзорных органов не ожидают масштабного применения административных санкций. Так, за нарушения противопожарных и иных правил МЧС России намерено наложить 37,3 тыс. штрафов на 677 млн рублей (в 2022 году фактические поступления достигли 732 млн). Роспотребнадзор — взыскать 712 млн за нарушения прав потребителей и 972 млн — за несоблюдение санитарных норм. В период пандемии сборы этого ведомства достигали 1 млрд рублей в год, при том что большинство административных штрафов за несоблюдение коронавирусных ограничений зачислялось в региональные бюджеты.
Более 24 тыс. штрафов в среднем по 8,3 тыс. рублей каждый должен собрать Роскомнадзор (контролирует СМИ, интернет, операции с персональными данными и др.). В планах Министерства обороны РФ выявить 43,5 тыс. нарушителей правил воинского учета и оштрафовать каждого в среднем на 900 рублей. Эти прогнозы основаны на итогах прошлых лет и, видимо, не учитывают многократное увеличение санкций за такие проступки: с 1 октября минимальные (!) административные штрафы для уклоняющихся граждан увеличены с 500 до 10 тыс. рублей, организаций — с 3 тыс. до 400 тыс. С ведомственных нарушителей ПДД Военная автоинспекция намерена взыскать 2 млн рублей штрафов.
В антирейтинге по планам на сбор штрафов — Федеральное дорожное агентство (279 млн), Федеральная служба охраны, Счетная палата России и Минпромторг. Министерство юстиции РФ планирует наложить 120 административных штрафов, в том числе 110 — в отношении иностранных агентов и иных НКО. «Средний чек» оценивается в 4,1 тыс. рублей, что опять же существенно ниже закрепленных в действующем законодательства санкций за такие правонарушения.
«Маски-шоу» продолжается
В то же время заметная роль в «кошмарении» бизнеса остается у полиции и прокуратуры. На них не распространяются ни мораторий на проверки, ни предусмотренные законодательством многочисленные ограничения, защищающие компании от карательных действий и злоупотреблений чиновников. В наступающем году именно органы МВД России должны будут собрать самый большой урожай штрафов в федеральный бюджет — более 7,9 млрд рублей (20,8% общего дохода этой категории). Так, только в сфере предпринимательской деятельности полиция планирует выявить почти 102 тыс. административных правонарушений. Это больше, чем налоговое, антимонопольное и некоторые другие профильные надзорные ведомства вместе взятые.
Недопустимость вмешательства правоохранителей в дела бизнеса признается на самом высоком уровне. «Происходит подмена понятий. Говорим «проверок не будет», а на практике оказывается, что будет, только называется по-другому и другие люди приходят. Конечно, это подрывает доверие бизнеса к реформе контрольно-надзорной сферы, сказывается на работе бизнеса. Хочу подчеркнуть: проверки, там, где они остаются, должны проводиться только профильными ведомствами», — заявил на Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин («НП» писал об этом в статье «Полицию отлучают от бизнеса»).
Разработанный для реализации указания главы государства законопроект 12 декабря был одобрен Госдумой в первом чтении. Декларируется, что дела об административном правонарушении по факту несоблюдения обязательных требований могут возбуждаться только уполномоченными надзорными органами. Вместе с тем за полицией сохраняются полномочия выявлять и фиксировать нарушения избирательного законодательства, незаконную предпринимательскую деятельность, обман потребителей, распространение фейков и многое другое. Более того, парламентарии предлагают делегировать силовикам право «незамедлительно реагировать» на сообщения о любом правонарушении и рассматривать опять же любые дела при наличии даже теоретической угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Не корысти ради
Формально чиновники надзорных органов, в том числе уполномоченные выявлять нарушения, составлять протоколы и выносить постановления, не получают процентов от штрафов и не имеют иных прямых стимулов «кошмарить» бизнес рублем. Хотя в статистической отчетности каждого ведомства отражаются как суммы наложенных штрафов, так и расходы на проведение надзорных мероприятий. Это один из критериев оценки эффективности деятельности инспекторов. Возможно, поэтому они нередко лоббируют повышение размера санкций, так как действующие, по их мнению, не обеспечивают соблюдение закона. Напомним, в 90-е годы до 45% от дополнительно взысканных налогов и штрафов зачислялось в специальный фонд развития налоговой службы, используемый для поощрения отличившихся «мытарей».
Не отрицая сохранение «палочной» системы, опрошенные «НП» юристы лояльно относятся к политике надзорных органов. «Полагаю, что ФАС не имеет пока четкой разнарядки по штрафам. В частности, по делам о картельных сговорах часто удается добиться снижения санкций в несколько раз, тогда как за нарушения в сфере госзаказа в последние годы штрафы стали почти обязательными», — отмечает управляющий партнер адвокатского бюро CTL Дмитрий Кудрявцев. По словам налогового консультанта Сергея Тимофеева, многие штрафы фискальной службы, в том числе в отношении корпоративных налогоплательщиков, исчисляются тысячами или даже сотнями рублей. «Так, за непредставление уведомления по единому налоговому платежу или иной информации могут взыскать максимум 200 рублей, с учетом смягчающих обстоятельств — 100 или даже 50 рублей. И для этого нужно назначить камеральную проверку, составить акт, вынести решение и так далее. О какой эффективности и «палках» может идти речь?» — рассуждает эксперт.