"Форд" в ближайшее время назовет покупателя производственной площадки в Ленобласти
Автопроизводитель «Форд» в ближайшее время продаст свою производственную площадку в Ленобласти.
Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Мероприятие было посвящено подведению итогов 2021 года. По словам губернатора, озвучивать покупателя «Форда» пока рано. «Но имя его может быть названо представителями самого завода в ближайшее время», — отметил губернатор.
О том, что американский автоконцерн уходит из России, стало в конце марта 2019 года. Заводы во Всеволожске и Набережных Челнах прекратили выпуск легковых авто летом 2019 года, тогда же остановился завод по выпуску авто двигателей в Елабуге. Как объясняли тогда руководители компании, причиной такого решения стали перманентные убытки, которая кона несла в сегменте легковых автомобилей на российском рынке. Концерн оставил в России одно производство — в ОЭЗ «Алабуга». СП Ford Sollers выпускает коммерческие фургоны и грузовики семейства Transit / Tourneo.
«Форд» называют первооткрывателем российского авторынка. В 2002 году американская компания первой из иностранных производителей начала выпуск в России своих авто. «Форд» вложил в российский производственный бизнес $ 150 млн и с нуля, в чистом поле под Всеволожском построил новый автозавод. На первом этапе его мощность составляла 25 тыс. авто в год, и эти машины разлетались, как горячие пирожки: покупателей стояли в очереди за бюджетными «Фокусами» первого и второго поколения от полугода до года. В 2003 году Ford Focus получил титул самой продаваемой иномарки на российском рынке, а концерн Ford практически на 10 лет стал его лидером.
В 2011 году для того, чтобы соответствовать требованиям российского правительства по промышленной сборке, «Форду» пришлось найти себе местного партнера, которым стал концерн Sollers. Сборка фордов пошла еще активнее: под них были перепрофилированы площади завода Sollers в Набережных Челнах, где раньше собирали SsangYong, построены мощности в ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга, Татарстан).
Все складывалось довольно удачно для американцев до 2012 года, когда российские заводы «Форд» поставили на конвейер третий Focus. Его цена отпугнула покупателей: в кризис седан Focus-3 оказался не по карману покупателям бюджетных иномарок. В 2013 году российские продажи Ford сократились на треть, в 2014 году — почти на 60%, и американский концерн надежно закрепился в списке марок-аутсайдеров рынка. В 2015 году «Форд» продал в России всего 36 тыс. авто, это в 5 раз меньше, чем в лучшие времена, которыми считают 2008 год.
К 2018 году «Форд» сумел увеличить продажи авто до 53 тыс. штук, из которых 40 тыс. пришлось на легковые машины, но его прямые конкуренты — Renault-Nissan, KIA, Hundai, VW, Skoda — продавали на порядок больше. Заводы «Форд», в которые с 2002 года было вложено более $ 1,5 млрд и суммарная мощность которых позволяла выпускать 300 тыс. авто в год, простаивали. Для того чтобы восстановить свои позиции на рынке, американскому концерну следовало бы еще раз потратиться: на запуск новой бюджетной модели или даже моделей, на маркетинг, инвестировать в углубление локализации. Но «Форд», видимо, решил воспользоваться народной мудростью «если лошадь сдохла, слезь с нее» и свернул свое некогда процветающее производство в России.
Сегодня же Александр Дрозденко заявил, что Ленобласть не будет в следующем году строить новые социальные объекты. Но и вводить дополнительные ограничения перед Новым годом из-за ковида не собирается. Хотя в соседнем Петербурге планируют запретить детские новогодние праздники.
Екатерина Фомичева