Заводы Ford пойдут на запчасти

Российский аукционный дом (РАД) и ЗАО «Форд Мотор Компани» заключили договор на реализацию движимого имущества закрывшихся в прошлом году автозаводов Ford в Ленобласти и Республике Татарстан. Первые торги назначены на 27 марта: на продажу будут выставлены 11 лотов. Их стоимость варьируется от 20 тыс. рублей до 4,2 млн рублей, в составе — различное производственное оборудование, от отверток и соединителей до газоанализаторной системы и сварочного робота. Торги пройдут на электронной торговой площадке РАД lot-online.ru.

«После закрытия заводов Ford у компании осталось большое количество ликвидного движимого имущества. По договору РАД будет реализовывать разнообразное оборудование — от отверток до сложных автоматов. Выставленные на торги лоты — это лишь первый транш объектов», — пояснила заместитель генерального директора РАД Динара Усеинова.

Она также отметила, что РАД ведет переговоры о реализации имущества заводов Ford «со всеми крупными действующими автопредприятиями, а также с небольшими игроками рынка, включая автомастерские, поскольку в списке лотов много неспециализированного оборудования, которое может быть интересно любому производству».

«Распродажа только движимого имущества снижает привлекательность активов в глазах крупных покупателей, например, действующих автозаводов. Производственные линии нужно сначала демонтировать, потом куда-то перевезти, там снова смонтировать, наладить, запустить. Если бы речь шла о продаже всего производственно-имущественного комплекса заводов, это наверняка вызвало бы большой интерес у игроков рынка. И надо помнить, что новая линия — это рост объемов производства, а на сегодняшнем вялом авторынке это неактуально», — считает аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев. По его оценкам, значительная часть движимого имущества заводов Ford уйдет с молотка по довольно низким ценам — дисконт на многие позиции может достигать 90% от их балансовой стоимости.

О том, что американский автоконцерн уходит из России, стало известно почти год назад, в конце марта 2019-го. В конце июня заводы во Всеволожске и Набережных Челнах прекратили выпуск легковых авто, тогда же остановился завод по выпуску автодвигателей в Елабуге. Как объясняли тогда руководители Ford, причиной такого решения стали перманентные убытки, которая компания несла в сегменте легковых автомобилей на российском рынке. Концерн оставил в России одно производство — в ОЭЗ «Алабуга». СП Ford Sollers выпускает коммерческие фургоны и грузовики семейства Transit / Tourneo.

Ford называют первооткрывателем российского авторынка. В 2002 году американская компания первой из иностранных производителей начала выпуск в России своих авто. Ford вложил в российский производственный бизнес $150 млн и с нуля, в чистом поле под Всеволожском построил новый автозавод. На первом этапе его мощность составляла 25 тыс. авто в год, и эти машины разлетались, как горячие пирожки: покупателей стояли в очереди за бюджетными всеволожскими «Фокусами» первого и второго поколения от полугода до года. В 2003 году Ford Focus получил титул самой продаваемой иномарки на российском рынке, а концерн Ford практически на 10 лет стал его лидером.

В 2011 году для того, чтобы соответствовать требованиям российского правительства по промышленной сборке, Ford пришлось найти себе местного партнера, которым стал концерн Sollers. Сборка фордов пошла еще активнее: под них были перепрофилированы площади завода Sollers в Набережных Челнах, где раньше собирали SsangYong, построены мощности в ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга, Татарстан). Все складывалось довольно удачно для американцев до 2012 года, когда российские заводы Ford поставили на конвейер третий Focus. Его цена отпугнула покупателей: в кризис седан Focus-3 оказался не по карману покупателям бюджетных иномарок. В 2013 году российские продажи Ford сократились на треть, в 2014 году — почти на 60%, и американский концерн надежно закрепился в списке марок-аутсайдеров рынка. В 2015 году Ford продал в России всего 36 тыс. авто, это в 5 раз меньше, чем в лучшие времена, которыми считают 2008 год.

К 2018 году Ford сумел увеличить продажи авто до 53 тыс. штук, из которых 40 тыс. пришлось на легковые машины, но его прямые конкуренты — Renault-Nissan, KIA, Hundai, VW, Skoda — продавали на порядок больше. Заводы Ford, в которые с 2002 года было вложено более $1,5 млрд и суммарная мощность которых позволяла выпускать 300 тыс. авто в год, простаивали. Для того чтобы восстановить свои позиции на рынке, американскому концерну следовало бы еще раз потратиться: на запуск новой бюджетной модели или даже моделей, на маркетинг, инвестировать в углубление локализации. Но Ford, видимо, решил воспользоваться народной мудростью «если лошадь сдохла, слезь с нее» и свернул свое некогда процветающее производство в России.

Актуально сегодня