"Жирный год позади". Автодилеры готовятся к возвращению на рынок покупателя
Новый проспект
Мнения

"Жирный год позади". Автодилеры готовятся к возвращению на рынок покупателя

Прочитано: 879

Прошедший год стал для авторынка прорывным. Из-за дефицита автомобилей на фоне пандемии дилеры впервые за долгое время заговорили о высокой доходности своего бизнеса. Произошло и множество сделок, крупнейшей из которых стало приобретение краснодарской группой «Ключавто» бизнеса ГК «Рольф» опального экс-депутата Сергея Петрова. О противоречивых итогах года и планах на будущее «Новому проспекту» рассказали сами дилеры.

Евгений Пекарский, директор направления Mercedes-Benz ГК "Вагнер":

— Год для автобизнеса был удачным: инновации внедряли, кредиты гасили, сделки M&A совершали, прибыль получали и т.д. — об этом скажут многие. Я хочу отметить другое. Год очень четко показал потрясающую эластичность рынка, а точнее эластичность ценообразования под спрос вкупе с эластичностью кошельков покупателей (не без помощи банков). Кто-то много тратил, кто-то много зарабатывал, а потом так же много тратил... Это про рынок в целом и про автобизнес в частности. Разнузданность и покупательский экстремизм прошлых лет перешли, как вымпел, к дилерскому сообществу.

В итоге чувства удовлетворения нет ни у кого. Покупатели чувствуют себя обманутыми и жаждут реванша, а дилеры чувствуют, что вымпел в их руках ненадолго и реванш не за горами. Нездоровое желание одних сэкономить, а других заработать так и не дает наладить двусторонние отношения на основе уважения и порядочности. И это печально. В 2022 году я отмечу 25 лет в автобизнесе, а уровень доверия между клиентами и дилерскими центрами сейчас даже меньше, чем в 90-х. Не в деньгах ведь счастье, и даже не в их количестве, а в балансе прибыльности и удовлетворения от дела, которое делаешь. Хочу пожелать, чтобы баланс вместе с удовлетворением пришли ко всем нам.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга "Аларм Моторс":

— Начиная со II квартала прошлого года российский авторетейл стал заметно ощущать на себе последствия глобального кризиса полупроводников. Произошло уменьшение объёма предложения автомобилей на рынке. Эта ситуация обострялась с каждым месяцем и, к сожалению, до сих пор не имеет ясного горизонта разрешения.

При этом на протяжении всего года на рынке сохранялся высокий уровень спроса. И это несмотря на существенное подорожание автомобилей, значительное увеличение кредитной ставки и отмену основных госпрограмм. А самым ярким явлением этого года на рынке, с моей точки зрения, стал прорыв китайских автопроизводителей. Дефицит автомобилей у традиционных лидеров авторынка помог поместить новые бренды в шорт-лист потребителя. Протестировав яркие и хорошо технически вооруженные новинки, многие клиенты отдали предпочтение именно автомобилям ведущих китайских брендов.

Стоит также отметить высокий спрос в сегменте коммерческого транспорта. Это неудивительно: потребитель разворачивается в сторону онлайна, а для растущих объёмов доставки необходим надёжный автопарк.

В целом ситуация способствовала довольно высокой в сравнении с предшествующими годами доходности автодилеров. Но изменения на авторынке неизбежны. Непонятно, какими компетенциями и инфраструктурой должен располагать идеальный автодилер через 3–5 лет, никто этого не знает. Остаётся лишь догадываться и аккуратно делать ставки на различные сюжеты.

Кто-то всерьёз считает, что продажи вот-вот уйдут в онлайн и сосредотачивает свои вложения на этом направлении; кто-то инвестирует в покупку новых дилерских центров и расширение портфеля брендов; кто-то, соответственно, считает, что сейчас самое время продать бизнес. Многие масштабно вкладываются в системный бизнес по автомобилям с пробегом, некоторые активно распределяют дивиденды, другие гасят кредиты.

Собственно, мало кто из автодилеров работает с одним-единственным вектором развития, но в каждом отдельном случае можно говорить о ключевом направлении действий и инвестиций.

Игорь Седов, директор по развитию ГК "Аксель":

— Прошедший год был нетипичным для авторынка. Мы все думали, что после первого полугодия дефицита автомобилей не будет, но он продлится еще первое полугодие 2022 года. В этой ситуации самым неожиданным было то, что дилеры заработали намного больше, чем рассчитывали. Такой ситуации в бизнесе еще не было. Например, в том же 2019 год году EBIDTA составляла в среднем около 1%, а половина компаний работала в убыток. Все думали, что из-за пандемии бизнес вообще закончится. Но вдруг пошел рост, который ознаменовала новая тенденция: в отрасль потекли вложения, рынок стал укрупняться, им заинтересовались непрофильные игроки — банки.

Вообще год был интересный, но вскоре мы вернемся к тому, с чего начали, и это будет огромным испытанием для всех. Совсем иначе сейчас выстроена система продаж и взаимодействия с клиентами, теряется квалификация, которая появилась в условиях жесткой конкуренции. Но не думаю, что в первом полугодии 2022 года что-то серьезно изменится. Разве что по рынку ударят новые международные санкции, которыми нам давно грозят.

Александр Шапринский, директор по развитию ГК "Прагматика":

— Ситуация на рынке новых автомобилей зависит исключительно от мировых производителей комплектующих. Как только в этом сегменте нормализуются поставки, произойдут насыщение рынка и стабилизация ценообразования на машины.

В первой половине 2022 года на состояние автомобильного рынка в городе будут влиять следующие факторы: рост стоимости комплектующих, возможности коротких локдаунов из-за пандемии, отсутствие государственных программ поддержки авторынка. А во втором полугодии мы рассчитываем на поставки автомобилей, соответствующие спросу, и реализацию мер государственной поддержки отрасли, в частности запуск программ субсидирования процентной ставки по кредиту.

В ближайшее время мы увидим тренды, которые сформировались за последние полтора-два года. Продолжится рост первичных обращений клиентов через онлайн-каналы, дилеры и производители расширят проекты интернет-продаж и будет расти рынок машин с пробегом, у которого есть все предпосылки стать основным бизнесом для официальных дилеров.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК "АВТОDOM":

— Сегодня мы слышим заявления автопроизводителей о том, что ситуация на авторынке будет сложная только в первые 3 месяца 2022 года, а потом поставки и продажи машин восстановятся. Но очевидно, что за 3 месяца ситуация кардинально не изменится. Нужно смотреть в будущее чуть дальше, чем те прогнозы, которые мы получаем от наших партнеров. Вряд ли кто-то из участников рынка может сейчас предсказать будущее, но совокупность событий, которые мы наблюдаем, дает основание прогнозировать ухудшение ситуации с поставками.

Летом 2021 года нам казалось, что логистические цепочки начинают восстанавливаться и мы сможем уравновесить спрос и предложение в начале 2022 года. Теперь же ситуация находится совсем в другой крайности. Даже те возможности, которые были летом, уже недоступны как по количеству автомобилей, так и по другим опциям. По моим наблюдениям, видна большая разбалансировка в авторетейле, начиная с производства комплектующих и заканчивая передачей автомобилей клиентам.

Основные факторы, которые нужно осознать на текущий момент, — это ограничения по полупроводникам и проблемы с логистикой, особенно с контейнерной. Они создают для системного повышения цен производителями. По моим ощущениям, мы увидим наибольший рост цен во II квартале.

Думаю, что весь 2022 год будет наполнен событиями с ограниченным предложением наших брендов, поэтому ограничение спроса или его регулирование может стать частью политики производителей. Автомобили будут менее доступны для клиентов.

Надеюсь, что уровень инфляции будет снижаться и ЦБ РФ пропорционально снизит ключевую ставку, что позволит людям приобретать автомобили в кредит или лизинг. Текущие уровни ставок, которые будут еще выше, существенно ограничивают возможность получения финансовых продуктов.

Сергей Моренков, председатель совета директоров ГК "Автополе":

— Рынок останется на уровне прошлого года, но будет снижаться маржа дилеров, это уже происходит. За последний год на фоне дефицита и других факторов автомобили подорожали на 20–30%. Покупательная способность не растет. Мы ожидаем падение спроса. Но это позволит несколько подкорректировать цены, в том числе и с помощью программ господдержки, которые, надеюсь, снова будут работать. Рынок продавца подходит к своему завершению, мы снова возвращаемся к рынку покупателя. В целом негативных изменений не избежать, но надо быть к ним готовыми и работать над эффективностью бизнеса.


Сергей Новосельский, директор по маркетингу и цифровым продуктам ИК "Икс2":

— Дефицит автомобилей, с которыми столкнулись дилеры в минувшем году, возможно, продлится до конца 2022 года, но затем всё равно будет сходить на нет. Это вернёт авторынок к исходным позициям — борьбе за клиента, демпинговым войнам и, соответственно, снижению доходности. Это те реалии, от которых автобизнес отвык за последний год и к которым ему нужно готовиться заново. На первый план выйдут технологии, которые позволят оптимизировать затратную часть бизнеса и дадут возможность сохранять доходность даже в условиях снижения маржи.

Востребованность бизнес-модели, основанной на подписке, будет расти и отбирать долю у классической модели продаж, это неизбежно. Если дилер хочет жить дальше, он должен понимать, как ему меняться в этих условиях.

Эдуард Маркман, исполнительный директор ГК "Автопродикс":

— Итоги 2021 года финансово всех удовлетворили: в зависимости от бренда и специфики ведения бизнеса маржа дилеров составила 4–6%. Но уже конец года нам показал, что дальше всё будет непросто. Прежде всего, мы ожидаем снижения трафика на фоне низкого уровня запасов в связи с дефицитом комплектующих. Таким образом, небольшое количество продаж вряд ли удастся компенсировать добавочной стоимостью. Доходность дилеров упадет до допандемийного уровня. Если других потрясений не будет, автопроизводители в середине года войдут в стабильный режим производства, и мы увидим привычный авторынок, где покупатели диктуют условия продавцам.

Небольшая надежда на рост рынка есть: во-первых, подходит срок менять автомобиль тем, кто приобретал его в 2015–2016 годах; во-вторых, может быть возобновлена программа поддержки покупателей. Всё это может стимулировать спрос. Но мы живем в непредсказуемом мире, и надо готовиться к любому сценарию.

итоги года прогнозы автодилеры авторынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Китайские автомобили, хлынувшие на российский рынок в последние два года, активно занимают нишу, освободившуюся после ухода привычных и понятных европейских, американских и корейских брендов. В портфелях многих автохолдингов «китайцев» уже большинство, и этот тренд только усиливается.
На прошлой неделе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в России обязательно наступит «демографическая весна» и призвала сограждан «создавать тренды» на большую семью. «Новый проспект» выяснил, что думают о лозунгах политика врачи и демографы.
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.

В США объявили, что начнут закупать замену российскому ядерному топливу
17.05.2024
Управляющая компания «Макфы» перешла в собственность России
17.05.2024
РУСАЛ расширил грантовый конкурс для поддержи развития малых городов России
16.05.2024
Под Петербургом тестируют систему наблюдения за беспилотниками
16.05.2024
Проект строительства набережной Макарова через Смоленку получил одобрение
16.05.2024
В российских банках продолжают расти ставки по депозитам
16.05.2024
Власти Ленобласти запретят строительство квартир площадью менее 28 кв.м
16.05.2024
В Петербурге состоится второй форум развития общественных пространств “Место и люди"
16.05.2024
SOTA media признали нежелательной в РФ организацией
16.05.2024
Россияне стали реже получать многократные шенгенские визы
16.05.2024
"Евроинвест" определился с параметрами нового проекта в Ленобласти
16.05.2024
Конкурс на участие в муниципальных выборах в Петербурге у единороссов превысил 5 человек
16.05.2024
За полтора месяца в Петербурге собрали с туристов более 40 млн рублей сбора
16.05.2024
"Родина" и "Зеленые" хотят принять участие в выборах губернатора Петербурга
16.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки