"Рук не хватает". На рынке продуктовой розницы продолжается консолидация
Новый проспект
Мнения

"Рук не хватает". На рынке продуктовой розницы продолжается консолидация

Прочитано: 663

Прошедший 2021 год для продуктового розничного рынка был сложным. С одной стороны, ограниченный потребительский спрос, с другой — значительный рост себестоимости производства продуктов питания, повышение розничных цен и проверки ФАС. О сложностях пережитого и планах на 2022 год «Новому проспекту» рассказали топ-менеджеры компаний FMCG-сферы.

По предварительным данным агентства INFOLine, рост рынка продуктовой розничной торговли в 2021 году составил 2% по сравнению с 2020 годом. Это довольно слабый рост с учетом падения рынка в 2020 году. При этом активными темпами развивался рынок e-grocery (товаров повседневного спроса), его доля в общем обороте розничной торговли продуктами питания достигла уже 2%.

По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, рынок активно развивают лидеры продуктовой розницы: Х5, «Магнит», «Лента» и другие сети. Кроме того, активно стали развивать сегмент продуктов питания и маркетплейсы. В некоторых категориях, таких как кофе, чай, бакалея, они становятся лидерами.

В целом продуктовая розница продолжает консолидироваться, и на долю топ-10 продуктовых сетей уже приходится треть всего рыночного оборота. Региональные сети продолжают выходить из игры. Также в 2021 году состоялась крупнейшая сделка по слиянию и поглощению на рынке продуктовой розницы: «Магнит» приобрел «Дикси» за 97 млрд рублей. «А продажу «Магнита» ВТБ не стоит учитывать, — отмечает Иван Федяков, — так как в этой сделке был выход собственника из капитала».

О том, как пережила 2021 год продуктовая розница и какие планы строит на 2022 год, «Новому проспекту» рассказали топ-менеджеры крупных компаний сегмента.

Григорий Кунис, сооснователь и управляющий igooods:

— Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись в 2021 году, это дефицит персонала и повышение оплаты труда. Россия находится в демографической яме, сотрудников не хватает во всех отраслях. За последний год расходы на персонал выросли примерно на 40%. Если раньше доход автокурьера составлял 3 тыс. рублей в день, то в 2021 году он вырос до 4,5 тыс. рублей. В условиях жёсткого дефицита кадров выход только один — перекупать людей на более высокие зарплаты, а это могут себе позволить только очень крупные игроки.

Сейчас на рынке e-grocery инвестиционный период: все компании вкладывают огромные средства в развитие, увеличение своей доли рынка, наращивание клиентской базы. Экосистемы, такие как "Сбермаркет", "Яндекс", "Самокат", тратят безумные деньги на это — от миллиарда рублей в месяц. В настоящее время никто из них никаких действий для перехода на экономическую модель не предпринимает. Они обеспечивают и бесплатную доставку, и бонусы для клиентов в виде 300–500 рублей на счет при повторной покупке. Всё это инвестиционные деньги. Сколько продлится инвестиционный период, сказать сложно, так как всё зависит от амбиций акционеров. Более мелкие игроки в таких условиях будут терять свои доли.

Что касается динамики рынка e-grocery, то, по нашим оценкам, он в объеме вырос в 2021 году в 2–2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. При этом средний чек в целом в отрасли снизился, преимущественно за счет развития экспресс-доставок (но у нас он вырос на 12%).

В 2022 году рост продолжится примерно с такой же динамикой, но основные проблемы — борьба за кадры и клиентов — сохранятся.

Марита Коскинен, генеральный директор сети финских супермаркетов Prisma:

— Мы все ожидали, что 2021 год станет годом окончания эпохи коронавируса, но этого не случилось, поэтому работаем уже в новой реальности, где маски, вакцинация и ПЦР-тесты стали частью повседневной жизни. Теперь на первый план вышел комфортный шопинг, и ретейлеры стремятся совершенствовать внутренние процессы, улучшают сервисы доставки продуктов и параллельно инициируют поводы для посещения офлайн-магазинов.

Полагаю, эти же тренды будут развиваться и в 2022 году, поэтому в первую очередь мы планируем масштабировать автоматизацию таких рутинных задач, как планирование товарных остатков и графиков работы сотрудников. Тогда мы сможем сфокусироваться на создании приятной атмосферы в магазинах, отличном обслуживании и поиске новых качественных местных и импортных товаров. Продолжим делать то, что у нас всегда хорошо получается, — привозить кусочек Финляндии в Петербург и каждый день встречать покупателей с улыбкой.

Игорь Рожков, директор по маркетингу онлайн-ретейлера "Самокат":

— 2021 год был успешным для нас: мы вышли сразу в 39 новых городов и стали федеральным онлайн-ретейлером с крупнейшей сетью дарксторов на Западе. Сегодня мы оперируем сетью из 1 тыс. дарксторов по всей стране. Всё больше людей доверяют нам доставку продуктов и товаров, и это, конечно, не может не радовать.

Уходящий год был успешным и для фудтеха в целом. Онлайн продолжает отвоевывать у офлайна долю рынка.

Главной победой для нас стало то, что после бурного роста 2020 года в 2021 году мы не потеряли управляемость как организация, сохранили всё что построили и без перерыва на реорганизации продолжили развиваться.

На 2022 год у нас амбициозные планы. Мы продолжим и дальше наращивать географию присутствия, ассортимент и повышать качество предоставляемых услуг. Еще одна немаловажная цель — изменить отношение к профессии курьера. Мы много делаем для того, чтобы их работа была комфортной, начиная с помещений для отдыха внутри дарксторов, специально разработанной нами формы и заканчивая страхованием жизни, премиями за работу в сложных условиях и чаевыми.

В Петербурге наша сеть насчитывает 132 даркстора, и мы продолжим открывать новые склады в разных районах города для уплотнения зоны 15-минутной доставки.

Михаил Толоконников, коммерческий директор онлайн-магазина "Утконос":

— В 2021 году мы расширили ассортимент (сейчас в нем более 85 тыс. наименований), в том числе за счет партнерств с такими крупными брендами, как "Шоколадница", "Л'Этуаль" и "Город-Сад". За 2021 год расширили ассортимент категории ЗОЖ на более чем 4 тыс. наименований, из которых почти 800 приходится на органическую продукцию.

Компания успешно завершила проект автоматизации фулфилмент-центра "Бутово" — это первый центр "Утконос Онлайн". За счет реконструкции и внедрения мезонинной системы хранения склад может вмещать 150 тыс. наименований товаров. Также в 2021 году компания расширила линейку собственных торговых марок, теперь их семь, а совокупный ассортимент — почти 500 наименований товаров.

Основной вызов на рынке e-grocery — растущая конкуренция: появляются новые игроки, а те, кто уже в деле, укрепляют свои позиции и наращивают мощности. Наша компания продолжит в 2022 году фокусироваться на усилении позиций и дальнейшем развитии бизнеса в Московском регионе и будет поддерживать высокий уровень сервиса. Сейчас показатель NPS (net promoter score) держится на уровне не менее 80%. Меньше 1% процента заказов "Утконос Онлайн" укомплектованы не полностью, это самый низкий показатель в отрасли, 98% всех заказов доставляются в точно выбранный покупателем временной интервал. Также одна из основных задач на этот год — расширение ассортимента до более чем 100 тыс. наименований.

Александр Слуцкий, руководитель направления по развитию бизнеса "AliExpress Россия":

— 2021 год был очень результативным. Мы увеличили штат (сейчас в "AliExpress Россия" работает больше 1 тыс. человек), запустили локальное приложение, которое по росту скачиваний опередило всех конкурентов в России, предложили новые меры поддержки локальным продавцам (нулевая комиссия с продаж за внешний трафик, скидки за счет платформы в период крупных распродаж, субсидии на логистику).

Важным вектором стало развитие собственной логистики: вместе с "Почтой России" мы предложили продавцам маркетплейса передавать заказы во всех отделениях и сортировочных центрах почты. В конце сентября открыли первый собственный фулфилмент AliExpress для российских продавцов. Также в сентябре открылся первый в России центр экспертизы и поддержки продавцов и покупателей в Нижнем Новгороде.

В 2021 году выросла локальная доля бизнеса: продажи товаров российских продавцов занимают около трети от всего оборота "AliExpress Россия", а самих продавцов из России уже больше 75 тыс. С начала года этот показатель вырос больше чем в 2 раза. При этом наш маркетплейс остается номером один на рынке по ассортименту: на площадке размещено больше 209 млн товаров.

Для рынка электронной торговли год был важным. Индустрия убедилась, что бум онлайн-торговли был не временным фактором, вызванным изоляцией, а стойким трендом. Фокус пришелся на экспресс-доставку товаров народного потребления, особенно еды. Мы также запустили свою доставку в срок от 15 минут от разных сетей.

В следующем году мы будем развивать локальную часть маркетплейса: увеличивать ассортимент российских товаров и число российских продавцов. Мы запланировали увеличение площадей собственного фулфилмента в Казани, Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах России до более чем 200 тыс. м2.

итоги года продукты питания ретейл торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Как внедрить свою продукцию в подсознание покупателей и зачем ароматное сопровождение шедеврам живописи, «Новому проспекту» рассказала руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова.
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.

«Водоканал» продлит работу 32 фонтанов в Петербурге в период белых ночей
19.05.2024
Евросоюз ужесточил требования к ввозу домашних животных из России и Белоруссии
19.05.2024
КМЗ разработал устройство для сбора нефтяных загрязнений с поверхности воды
19.05.2024
Троицкий мост сегодня подсветят красным и желтым в честь недели Вьетнама
19.05.2024
GloraX не может приступить к реконструкции Апраксина двора из-за разногласий с КЦ «Питер»
19.05.2024
В Петербурге и Москве планируют открыть магазины беспошлинной торговли
19.05.2024
Индия резко нарастила закупки алмазов из России
19.05.2024
Опрос: россияне меньше жителей других стран довольны своей работой и зарплатой
19.05.2024
Авиалесоохрана за сутки потушила 63 лесных пожара в России
19.05.2024
РАД продаст 1,5 га земли в Московском районе Петербурга
19.05.2024
Украинец Александр Усик стал абсолютным чемпионом мира по боксу в супертяжелом весе
19.05.2024
«Кронвелл Групп» из Петербурга реализует проект парк-отеля в Саратовской области
19.05.2024
В Петербурге запустили Всероссийскую отельную премию WHERETOTRAVEL
19.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки