Олег Барабанов: "Владение автомобилем как предметом роскоши умирает. Грядёт новая эра — аренда"
Новый проспект
Интервью

Олег Барабанов: "Владение автомобилем как предметом роскоши умирает. Грядёт новая эра — аренда"

Прочитано: 1862

Основной владелец автохолдинга «РРТ» Олег Барабанов создал инвестиционную компанию «Икс 2», куда вошли его автомобильный холдинг, строительная компания, а также новые направления бизнеса. В интервью «Новому проспекту» он рассказал о том, почему принял решение диверсифицировать бизнес, куда еще планирует инвестировать капитал и каким видит развитие авторынка.

Олег, в этом году вы объединили все свои активы в инвестиционную компанию «Икс 2». Расскажите, для чего вы это сделали? Помимо автобизнеса и строительства какие еще направления в нее входят?

— Весь бизнес мы перевели на проектную модель управления и очень жестко структурировали его, разделив на направления. Это связано с тем, что 2020 год и начало 2021 года стали очень показательными с точки зрения выявления слабых мест в бизнес-процессах наших компаний.

В качестве управляющей компании была создана компания «Икс 2», в первую очередь это автохолдинг «РРТ». В автохолдинге мы полностью изменили парадигму управления, подходы к работе и мировоззрение. 2021 год — это начало тяжелой работы. Команда поставила задачу к 25 декабря 2022 года, а это 30-летие «РРТ», презентовать коллективу и внешнему миру проработанную стратегию развития до 2027 года.

В «Икс 2» также входят строительная компания «ИМСА», IТ-компания «Кайт», компания «Интеграл», которая занимается финансовым консалтингом, аудитом и т. д., а также лизинговая компания «Икс Лизинг». В портфеле «Икс Лизинга» сегодня есть производственное оборудование, танкеры, транспортные средства — много всего. А дальше планируем использовать «Икс Лизинг» для развития модели подписки в автобизнесе, сдавая автомобили в краткосрочную и долгосрочную аренду.

Кроме того, в «Икс 2» вошли торговый дом ABM-Trade, торгующий металлопродукцией, стройматериалами, нефтепродуктами, и «Карьер Доломиты» — карьер по добыче и производству доломитового камня, щебня и доломитовой муки в Ленобласти.

«Икс 2» также принимает участие в проекте строительства нового образовательного комплекса «Точка притяжения», который будет включать в себя школу на 450 мест и кампус в «Охта Парке». Этот проект мы реализуем вместе с известной петербургской частной школой «Пять с плюсом». Планируем принять первых учеников уже 1 сентября 2022 года.

Школа — это неожиданный проект. Откуда интерес к образованию? Это окупаемо вообще?

— Сегодня мы видим высокий спрос на качественное образование, особенно когда ребенка не просто учат, а готовят к поступлению в вузы, и не только в российские, но и ведущие зарубежные. А когда образовательный процесс предполагает еще и проживание — такого в России почти нет.

Что касается окупаемости: конечно, мы не рассматриваем этот проект в тех же метриках, что и остальные бизнесы «Икс 2», здесь период окупаемости составляет 6-7 лет.

А что за стратегия до 2027 года? Какие ставите перед собой задачи?

— Есть две составляющих нашей стратегии: финансовая стабильность компании и клиентоцентричность бизнеса. Первая реализуется в том числе за счет реинвестирования денег, которые компания получила при проведении сделок. В частности, в 2021 году мы успешно провели сделки по продаже зданий дилерского центра Nissan на Выборгском шоссе и Mitsubishi на Хошимина, а также вышли из бизнеса Subaru. Это позволило нам, с одной стороны, сократить кредитные лимиты с почти 13 млрд рублей до 9 млрд рублей, фактически мы полностью погасили все инвестиционные кредиты. При этом мы смогли по итогам года увеличить выручку «РРТ» с 23,14 млрд в 2020 году до 25,3 млрд рублей в 2021 году. А общая выручка «Икс 2» превысит 30 млрд по итогам года.

Что касается клиентоцентричности бизнеса, то здесь также есть конкретные задачи: переформатировать бизнес, перевести его на технологичное сопровождение клиента на протяжении максимально возможного времени.

Как развивается строительный бизнес компании? В какой стадии стройка в Новгороде?

— В марте 2020 года мы приобрели с торгов проект недостроя жилья в Великом Новгороде — 18 тыс. м2 квартир с готовностью 50-60% и 35 га земли. За год мы создали команду строителей и не только достроили этот великий недострой Великого Новгорода, тянувшийся с 2011 года. Сейчас на нас приходится уже 40% рынка жилья в городе. Для Новгорода это жилье нового уровня, но при этом его стоимость не превышает среднерыночную — 63-65 тыс. рублей за 1 м². Сейчас мы строим следующую очередь, которую сдадим весной, и проектируем четвертую, которую начнет также строить весной, а сдадим в декабре 2022 года.

Вы говорите, что заняли сразу 40% рынка Великого Новгорода. Там совсем нет конкуренции в строительстве жилья?

— У нас есть серьезное преимущество — самый большой земельный банк в одной локации. По факту это проект комплексного освоения территории, который реализуется по новым нормативам: здесь и парковки для автомобилей, и зоны отдыха, и стадион, и детские площадки, и даже парк с водоемом. Проект крупный, что признают и новгородские власти. Сейчас заканчивается работа с администрацией Новгородской области по созданию новой дороги, которая соединит Великий Новгород, Новгородский район и Юрьевское поселение. Она будет построена в 2023—2024 годах.

Еще важно, что мы привезли сюда лучший опыт петербургского строительного рынка в части взаимодействия с клиентами и предоставления им различных сервисов. У нас клиент может выбрать квартиру без отделки, с отделкой, с отделкой и мебелью — как угодно. Как и в автомобильном бизнесе, мы берём квартиры в зачёт (trade-in). Их также можно взять в единый кредит, а не как раньше, когда сначала надо было взять ипотеку, а потом ещё потребительский кредит на ремонт и мебель. Если нужен «тест-драйв» — можно взять в краткосрочную или долгосрочную аренду готовые квартиры в наших построенных домах. Более того, в проекте активно участвуют новгородцы. Например, студенты Новгородского университета делают проекты отделки квартир, строительные компании Новгорода привлекаются как субподрядчики.

Вообще наш проект для Новгорода довольно масштабный и инновационный. Он будет реализован в течение 10 лет, учитывая объемы рынка в городе.

Для «Икс 2» стройка жилья стала приоритетным направлением бизнеса, который уже в 2021 году сгенерирует около 25% от общей прибыли компании. В дальнейшем мы видим в стройке 35-40% от доходов «Икс 2».

Планируете ли что-то строить в Петербурге?

— Непосредственно в Петербурге не планируем. Но «ИМСА» принимает участие в тендере на строительство 40-50 тыс. м2 в Шлиссельбурге. Отдельно изучаем вопрос строительства жилья на 5 га земли в Вологде — это около 40-45 тыс. м2. Пока этот проект находится в проработке.

Но сейчас стартовал проект строительства экопоселка «Озерный Край» в Приозерском районе Ленинградской области. Это будет круглогодичная база отдыха с 40 отдельными коттеджами, гостиницей на 50 номеров, с прямым доступом к озеру Прохладному. Как раз рядом находится курорт «Игора», лыжные и пешеходные трассы, на базу будут поставляться продукты здорового питания с близлежащих фермерских хозяйств. В каждом коттедже будет большая кухня-гостиная и две-три спальни. Первую часть проекта мы запустим к декабрю 2022 года — это все сети и первые 15-20 домов, вторая очередь — это оставшиеся 20-25 домов, а третья — это уже гостиница.

Мне интересно сделать этот поселок не просто базой отдыха выходного дня. Учитывая то, насколько активно весь мир движется к модели подписки и аренды, я хотел бы, чтобы «Озерный край» для многих стал местом постоянного проживания, где помимо привычного комфорта и технологичности будет доступна самая главная наша ценность — природа.

Торговый дом и карьер — это что-то новое для вас? Когда вы начали заниматься этими направлениями и почему?

— Торговый дом — это как раз не совсем новое направление. Как обычная компания по торговле нефтепродуктами АВМ-Trade появилась в 1992—1993 годах. Тогда три физлица — я, мой партнер Юрий Андреев и Дмитрий Макаров (в дальнейшем он вышел из бизнеса), — объединив знание, наглость в хорошем понимании этого слова стали покупать и продавать цистерны со спецмаслами крупным промышленным предприятиям Северо-Запада. Это как в анекдоте: а что, так можно было? Оказывается, да, можно.

В 2021 году появилась новая бизнес-идея — создать торговый дом, и для нас начался новый этап развития. За год выручка выросла с 370 млн до почти 900 млн рублей. Компания заключила долгосрочные договоры с производителями металлопродукции и стала крупнейшим поставщиком Самарского завода нефтяного резервуарного оборудования — производителя цистерн для хранения нефтепродуктов, тех самых цистерн, о которых в прошлом году говорила вся страна после экологической трагедии в Норильске. На следующий год сформирован портфель заказов на сумму уже более 3 млрд рублей.

В октябре 2021 мы также заключили дилерский контракт с японской компанией Nichiha на поставки в Северо-Западный регион фиброцементных фасадных панелей. Первые контракты на поставку на сумму более 30 млн рублей уже заключены, сейчас ведётся подготовка плана продвижения, создание сайта и т. д.

«Икс 2» имеет в этом проекте 30%, остальное у партнеров. Для нашей длинной стратегии это не только диверсификация рисков, но и получение новых компетенций в отраслях, не связанных с автобизнесом.

Что касается карьера, то «Карьер Доломиты» долгое время был в плачевном состоянии, проходил процедуру банкротства. Совместно с компанией «Инкобалт» мы проводим процедуру оздоровления предприятия. Уже сейчас карьер добывает и производит доломитовый камень и щебень. Мы с партнерами уже поставили туда завод по производству доломитовой муки, которая используется как присадка к асфальту, и доломитового удобрения, а оно в свою очередь используется для раскисления почв, поднимая их урожайность. Например, сегодня потребность одной только Ленобласти в раскислении — 400 тыс. га. Для нас это изначально был интересный проект с точки зрения именно выведения предприятия из банкротства на нормальный жизненный цикл, а не распродажа бизнеса по частям.

Для «Икс 2» это в большей степени именно консультационный проект, где мы предоставляем наши юридические и финансово-экономические компетенции. Кроме того, это интересный инвестиционный инфраструктурный проект, который необходим экономике Северо-Западного региона, потому что он помогает развивать два ключевых направления — дороги и сельское хозяйство.

Стратегически важным бизнесом я считаю нашу IT-компанию «Кайт». В 2005 году мы начали создавать свою ERP-систему для автохолдинга, и надо отдать должное команде, это получился удачный IT-продукт. Но жизнь стремительно меняется. Мы поняли, что все задачи, которые себе ставим, невозможны без полной цифровизации в полном понимании смысла этого слова. Тогда мы начали собирать команду, и так появился «Кайт». Сегодня ни в одном из направлений «Икс 2» нет своих айтишников — они все выделены в «Кайт», и компания является внутренним исполнителем для всех подразделений «Икс 2». Это навело порядок в сроках, стоимости и главное — в приоритизации задач. В 2022 году у «Кайта» стоит цель привлечь сторонние заказы. Сейчас в «Кайте» работают почти 200 высококвалифицированных специалистов по разным IT-направлениям: разработчики, веб-программисты, технари, тестировщики, дата-инженеры. В дальнейшем, мы видим, «Кайт» может оказывать услуги IT для многих дилеров, сервисов и т. д. Для «Икс 2» это не только решение своих IT-задач, но и новый вид бизнеса, где мы сможем использовать синергию наших юристов, финансистов, маркетологов, компетенции в автобизнесе, и всё это будет связано полным циклом цифровизации.

Какими еще проектами вам было бы интересно заняться?

— Мне интересны все проекты, где мы можем использовать свои компетенции: юридические и финансово-экономические по структурированию сложных сделок, выводу предприятий из кризиса, настраиванию бизнес-процессов с полной цифровизацией всего бизнеса компании. Сегодня мы смотрим на два таких крупных проекта, пока их не раскрываем. Время покажет — возьмемся или нет.

Возвращаясь к автобизнесу, почему вы решили продать бизнес, который буквально недавно выкупили у «Мега-Авто»? Получается, что в Петербурге у вас остался только Nissan. Совсем не верите в петербургский рынок?

— Мы развиваем массовые бренды и направление автомобилей с пробегом в малых городах — такова наша стратегия. Мы считаем, что в средне- и долгосрочной перспективах потенциал там гораздо выше, чем в мегаполисах. В городах присутствия мы дилеры: Nissan, Mitsubishi, Kia, Geely.

В начале года вы продали свой исторически сложившийся бизнес Subaru японцам тоже в рамках стратегии?

— Много на эту тему было статей, слухов и домыслов. Правда в следующем: весной 2021 года мы вышли из бизнеса Subaru, продав свою долю японской Sojitz Corporation. Это был первый шаг реализации нашей стратегии в автобизнесе. В бренде Subaru мы проработали с 2004 года, было очень жалко расставаться, но наши японские коллеги не разделяли взгляды на дальнейшие развитие, и мы приняли коллегиальное решение о выходе «РРТ» из бренда. Сделка, как мы и говорили раньше, оказалась выгодна для обеих сторон.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок в регионах? В чём разница с петербургским? Где выше доходность?

— Доходность примерно сопоставима. Вопрос в том, что, если отбросить локальную ситуацию с пандемией, то импортеры в борьбе за долю рынка открывают в больших городах такое количество дилеров, что те не могут выжить, не демпингуя. Это рушит бизнес и не дает строить нормальные отношения с клиентами. Для нас на первом месте клиент. Мы строим с ним долгосрочные отношения и понимаем, что только при обеспечении прозрачных условий сделки можно рассчитывать на то, что он вернется к нам, чтобы совершить повторную покупку или получить сервисное обслуживание. Такой подход позволяет прогнозировать доходность бизнеса в перспективе нескольких лет.

Что касается направления автомобилей с пробегом, на нём вы также планируете сосредоточиться? Как оцениваете этот рынок?

— Мы уже открыли центры по выкупу подержанных авто в Москве, Петербурге, а также центры по продаже в Великом Новгороде, Пскове, Белгороде, Брянске, Воронеже, активно развиваем центры в Вологде, Казани, Мурманске. Результаты нашей работы — это объемы продаж и деньги. Здесь наша основная идея заключается в том, чтобы за счёт современной IT-инфраструктуры, качественного сервиса по подготовке автомобилей с пробегом, правдивой их оценки сделать продажи неновых машин максимально безопасными и удобными для клиентов.

Одним из этапов развития этого направления стал запуск сайта «РРТ Аукцион», где в форме аукциона ведется продажа автомобилей. Клиент получает всю информацию о состоянии автомобиля и может безопасно его приобрести из любой точки России. В 2021 году через сайт продадим около 1 тыс. автомобилей, план на 2022 год — 3,5-4 тыс. автомобилей. До 2027 года одним из основных драйверов роста продаж мы видим именно онлайн-продажи и сервис по доставке покупателям автомобилей по всей стране.

Дефицит, который позволил дилерам хорошо зарабатывать, не продлится вечно. Что ждет рынок в будущем году и после того, как дефицит закончится?

— Дефицит вряд ли продлится дольше, чем до конца следующего года. Ажиотаж, вызванный мировой пандемией, через год сойдет на нет. Дальше опять начнутся ценовые войны и снижение доходности. Таким рынок останется на долгое время. И какой смысл участвовать в этом? Поэтому мы радикально поменяли вектор развития, сосредоточившись на авто с пробегом и работе в регионах.

Получается? За счет чего?

— Мы меняем подход в бизнесе, когда главное — это продукт, вокруг которого мы строим все процессы. Продукт — это лишь возможность дать клиенту то, что ему нужно. Все-таки в таком бизнесе, как наш, учитывая меняющиеся реалии и высокую конкуренцию, главное — это клиент. Мы должны сделать так, чтобы клиент, один раз придя к нам, оставался максимально долго, меняя и обслуживая автомобили, меняя квартиры и так далее. Всё это должно быть основано на нашей новой IТ-платформе.

Клиент должен чувствовать, что получает материальные и нематериальные бонусы от сотрудничества с нами. Это вроде очевидные вещи, но вопрос, кто в автобизнесе сегодня это реализовал? Я не знаю, хотя обещали многие. За 2022 год мы должны придумать и внедрить первые продукты для клиентов и, главное, настроить систему взаимодействия с ними. Мое мнение, да и всей нашей команды, заключается в том, что «лохотрон», так называемый «агрессивный кумулятив», с приходом века онлайн в автобизнесе стремится к закату. Да и само владение автомобилем как предметом роскоши или престижа в массовом сегменте умирает. Грядёт новая эра пользования — аренда. А это опять сервисная модель для продавцов автомобилей и владельцев сервисных центров.

Для того чтобы осуществить все эти планы, приходиться менять и структуру компании. Сейчас идёт процесс реорганизации всех юридических лиц, осуществляющих деятельность в автобизнесе «РРТ». В результате появится одна компания ООО «РРТ», она и будет дилером всех брендов, которыми занимается автохолдинг, и она же будет основным продавцом автомобилей с пробегом. Это позволит нам не только сократить управленческие расходы, оптимизировать финансовые ресурсы, но и продвинет к идее долгосрочного сотрудничества с клиентом в рамках одной компании.

Как думаете, какую долю рынка авто с пробегом реально могут забрать дилеры и почему это так медленно происходит?

— Сейчас рынок машин с пробегом составляет около 5 млн единиц в год. Дилеры на нем занимают около 20%, за последние 3 года их доля выросла с 13-15%. По мере того, как рынок будет становиться более цивилизованным, дилеры будут занимать всё бо́льшую долю. Уже сейчас цена покупки у дилера сопоставима с ценой у «перекупа». А зачем идти на рынок, когда можно купить в уютном чистом автоцентре, с понятным сервисом, с понятной историей автомобиля, и быть уверенным в том, что сможешь его нормально проверить, а при возникновении проблем сможешь предъявить кому-то претензии.

Кстати, цены на автомобили значительно выросли, означает ли это, что рынок еще больше упадет? По вашим прогнозам, сколько он составит в России в будущем году?

— Мы прогнозируем снижение рынка новых автомобилей в следующем году примерно с 1,6 млн до 1,4-1,45 млн. Если смотреть на финансовое состояние людей, на динамику цен на автомобили, то сложно предположить рост. Я думаю, что сохранение текущего уровня продаж или его рост возможны только при заметном увеличении реальных доходов населения, а этого пока не предвидится.

Что нужно сделать автоконцернам и государству, чтобы поддержать авторынок?

— Это общая задача. Во-первых, восстановить цепочки поставок и снизить дефицит. Во-вторых, усилить программы государственной поддержки продаж новых автомобилей. В-третьих, настроить внятные правила игры с дилерами, остановить бездумное расширение дилерских сетей, начать играть в парадигме win-win. Это, кстати, вопрос к производителям.

А как банки сейчас работают с дилерами? Есть интерес к кредитованию?

— Этот интерес есть всегда. Но, во-первых, сейчас сильно дорожают деньги, а во-вторых, банки гораздо внимательнее изучают реальные возможности бизнеса и смотрят на его устойчивость, прежде чем кредитовать. Время бездумного кредитования всех и вся давно прошло.

Представляют ли угрозу для дилеров такие проекты, как продажа напрямую автомобилей от импортеров, авто по подписке, каршеринг? Влияют ли они сейчас на дилерский бизнес?

— Опосредованная угроза, конечно, есть. В случае с подпиской и каршерингом дилеры, как правило, вообще исключены из цепочки продаж. В случае же с онлайн-продажами от импортеров дилер становится просто точкой выдачи. Но в условиях, когда импортеры предъявляют жесткие требования к дилерскому центру и площадь шоурума должна быть, например, 500 м², становится непонятно, как это соотносится с концепцией продаж без дилера. И если импортеры хотят из дилеров делать просто точки выдачи и сервиса, полностью забирая на себя процесс продаж, тогда надо смягчать требования к шоурумам, разрешая ставить там автомобили других брендов, например.

Как на рынке отразится появление таких гигантов, как объединенный холдинг «Ключавто» и «Рольф»?

— Если за этим объединением не последует никаких структурных перемен в новой компании, то на рынке это никак не отразится. Ключевой момент заключается в том, что у компании таких масштабов есть реальные возможности трансформации бизнес-модели автомобильного бизнеса в масштабах всей страны. Но есть ли у новых владельцев такие планы, пока предположить сложно.

А как обстоят дела с созданием собственного дилерского классифайда? Верите в эту идею?

— Главный ограничитель создания и развития дилерского классифайда — это способность дилеров договориться между собой, поэтому перспектива этого продукта туманна.

Вы в автобизнесе уже почти 30 лет (в 2022 году будет). За это время рынок не раз менялся. Каким он будет через 5-10 лет?

— Он точно будет более клиентоориентированным и цифровым, будут другие технологии работы и продаж. Не факт, что сами продажи сохранятся в текущем виде — шеринговая модель и модель подписки перетянут на себя весомую часть клиентов, и те участники рынка, которые не смогут адаптироваться, будут вынуждены уйти. Однозначно начнут появляться новые форматы дилеров — электронные дилеры, не обремененные дорогими дилерскими центрами и толпами сотрудников. В число таких дилеров точно смогут попасть классифайды, банковские сервисы и все те, у кого есть прямой доступ к клиенту, понимание его интересов и способность влиять на формирование потребности.

Какие результаты вы видите по итогам 2021 года для «Икс 2»?

— Совокупная выручка по «Икс 2» превысит 30 млрд рублей. Такие направления, как стройка, лизинг, ABM-Trade, составят около 5 млрд рублей, остальное — автобизнес.

В том, что касается продаж автомобилей, несмотря на выход из бизнеса Subaru и продажу часть бизнеса в Петербурге, мы свои показатели только улучшили.

В 2020 году мы продали 8757 новых машин и 7740 машин с пробегом. По итогам 2021 года прогнозируем, что продажи новых автомобилей составят 11 487 штук, а с пробегом — 15,3 тыс. штук. При этом выручка по автонаправлению вырастет с 23,14 млрд до 25,3 млрд рублей. Если смотреть на чистую прибыль, то по итогам 2021 года она составит около 2,3 млрд рублей.

справка нового проспекта

Олег Барабанов родился в 1968 году в Ленинграде. В 1991 году окончил Инженерно-строительный институт по специальности «Инженер по автомобильному транспорту». В 1996 году поступил в Московский институт безопасности бизнеса по специальности «Руководитель службы безопасности». «РРТ» он создал в 1992 году на базе раллийной команды «Ретус Ралли Тим». С 1996 года компания была дилером «АвтоВАЗа» и крупнейшим в России центром тюнинговых и спортивных автомобилей.

На сегодняшний день у компании есть дилерские центры Nissan и Kia в Вологде, Nissan в Петербурге, Вологде и Казани, Mitsubishi в Мурманске, а также автоцентры по продаже автомобилей с пробегом в Альметьевске, Белгороде, Брянске, Великом Новгороде и Пскове.

В настоящее время «РРТ», по данным «АвтобизнесРевю», вошел в топ-10 российских автохолдингов по продажам машин с пробегом. В 2021 году компания продала 11487 новых машин и 15,3 тыс. машин с пробегом. Выручка составила 25,3 млрд рублей.

автодилеры строительство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Соучредитель компании «Евроинвест Девелопмент» Андрей Березин рассказал «Новому проспекту», почему коворкинги так важны для крупных районов современной застройки и какие дополнительные функции может взять на себя недвижимость этого формата в новом доме.
Китайские автомобили, хлынувшие на российский рынок в последние два года, активно занимают нишу, освободившуюся после ухода привычных и понятных европейских, американских и корейских брендов. В портфелях многих автохолдингов «китайцев» уже большинство, и этот тренд только усиливается.
Строительная компания «Абсолют Строй Сервис» планирует инвестировать 10 млрд рублей в загородный проект в Выборгском районе Ленобласти.
25.04.2024

В Петербурге заработал проект кейтеринга и подарков «ВкусВилл Праздник»
17.05.2024
В учебных заведениях РФ вновь проведут масштабные антитеррористические учения
17.05.2024
В Петербурге установят 2 тыс. умных камер для слежки за курильщиками и вандалами
17.05.2024
В США объявили, что начнут закупать замену российскому ядерному топливу
17.05.2024
Управляющая компания «Макфы» перешла в собственность России
17.05.2024
РУСАЛ расширил грантовый конкурс для поддержи развития малых городов России
16.05.2024
Под Петербургом тестируют систему наблюдения за беспилотниками
16.05.2024
Проект строительства набережной Макарова через Смоленку получил одобрение
16.05.2024
В российских банках продолжают расти ставки по депозитам
16.05.2024
Власти Ленобласти запретят строительство квартир площадью менее 28 кв.м
16.05.2024
В Петербурге состоится второй форум развития общественных пространств “Место и люди"
16.05.2024
SOTA media признали нежелательной в РФ организацией
16.05.2024
Россияне стали реже получать многократные шенгенские визы
16.05.2024
"Евроинвест" определился с параметрами нового проекта в Ленобласти
16.05.2024
Конкурс на участие в муниципальных выборах в Петербурге у единороссов превысил 5 человек
16.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки