Алексей Безобразов: "Автобизнес уповает на кризисное поведение покупателей"
Новый проспект
Интервью

Алексей Безобразов: "Автобизнес уповает на кризисное поведение покупателей"

Прочитано: 1729

Алексей Безобразов, генеральный директор группы компаний «Аксель», рассказал «Новому проспекту» о переменах на рынке продажи автомобилей, объяснил, в чём особенности поведения российских покупателей машин и почему будущее рынка за автомобилями с пробегом и за китайским автопромом.

Алексей Борисович, каким, на ваш взгляд, будет авторынок в перспективе 3-5 лет, учитывая те потрясения, которые он переживает в последние годы?

— Прогнозы — дело неблагодарное. Думаю, что после этого небольшого всплеска наступит стагнация или даже падение. Очень многое зависит от материального состояния людей. Но чем Россия отличается от Европы и Америки: у нашего покупателя автомобиль считается инвестицией. У нас люди на последние деньги покупают машину, берут кредиты, вкладываются. Хотя любой человек, который приобретает автомобиль, понимает, что через минуту, выехав за ворота автосалона, он теряет сразу 20-25% от цены, которую заплатил. Тем не менее автобизнес уповает в том числе на подобное кризисное поведение покупателей.

Я много лет слышу о крайне низкой маржинальности в продажах новых машин. Это сколько?

— Новых — ноль или минус. Мы зарабатываем на бонусах, сервисе, допуслугах. В 2019 году около половины дилеров вообще работали в убыток. А сколько их позакрывалось, разорилось! Только за счёт этого дефицита сейчас у дилеров есть временные сверхприбыли.

Дилеры успеют подкопить жирок за это время, чтобы компенсировать дальнейший спад?

— Хороший вопрос, сложный. На 100% сказать, за счёт чего дальше будут существовать дилеры, нельзя. Я считаю так: не бойся расходов, когда есть доходы. Ну на сколько можно накопить жирок? Ну на год. Но затратная-то часть присутствует, она будет существовать всегда. Поэтому в случае правильного ведения бизнеса все останутся на плаву. Те же, кто сегодня думает, что и завтра, и всегда так и будет, очень заблуждаются. И мы знаем много примеров, когда люди из совершенно других бизнесов считали, что автобизнес — это такой замечательный, сладкий, высокомаржинальный бизнес, приобретали компании, а через год-два продавали и уходили с этого рынка.

Еще один тренд — автомобили с пробегом. Как вы развиваете эти продажи?

— Мы никакой велосипед не изобретали, во всём мире дилеры активно занимаются продажей автомобилей с пробегом. Например, в европейских странах автомобили продаются в соотношении один к одному, в Великобритании и США — один к двум. Мы все эти годы мониторим, что происходит в тех странах, где этот бизнес работает гораздо дольше, чем у официальных дилеров в России. Поэтому мы одни из первых, кто активно занялся развитием вторичного рынка автомобилей. Мы вовремя поняли, что это хороший бизнес, он востребован, он приносит прибыль. В прошлом году мы были крупнейшими по Северо-Западу на вторичном рынке.

Мы видим, как падает доходность автомобильных предприятий. Это она сегодня прыгнула из-за дефицита, но мы прекрасно понимаем, что это временное явление. Через полгода, через год, скорее всего, импортеры наладят свои производства, и всё вернётся к докризисному уровню. Зарабатывать можно будет не на продаже новых автомобилей, а на услугах, запчастях и автомобилях с пробегом. Будет очень низкая маржинальность.

А у вас есть планы по развитию в Петербурге? Планируете ли какие-то марки брать?

— В Петербурге нет, потому что рынок уже перенасыщен. Регионы нам интересны, поскольку работа с ними, с одной стороны, сложная из-за удаленности, но, с другой стороны, там низкая конкуренция. Мы за 20 лет научились и удаленно работать, и подбирать правильных людей на местах.

В каких регионах планируете открывать новые центры?

— Это не делается по щелчку. Прежде чем войти в регион, нужно изучить его со всех сторон: есть ли спрос, интерес к тем или иным маркам и т. д. Вот, например, почему мы в Мурманске и Архангельске открыли Toyota-Lexus и Volkswagen, но не открываем там BMW? Мы понимаем, что в каждом регионе есть свой спрос на совершенно определённые бренды и марки. Это тоже важно. Сейчас рассматриваем для возможной работы Ханты-Мансийск, Сыктывкар, Петрозаводск. Дилеры там есть, но мы видим, что рынок не перегружен, не переполнен, и там ещё осталось для нас место.

Что касается Петербурга, у нас сейчас наплыв китайских марок. Все хотят брать «китайцев». У вас такие планы есть?

— Нет. Они всё равно занимают менее 10% рынка и либо никогда большую долю не будут занимать, во что мы очень сильно верим, либо, если даже если займут большую долю, с китайцами вы никогда не заработаете.

Почему?

— У китайцев зарабатывают только они — примерно так же, как и у корейцев. Мы же имели печальный опыт работы с SsangYong и KIA. Наверное, за китайским автопромом будущее, и если мы будем планировать на 30, 40, 50 лет вперед, то он заполнит весь мир. Просто у китайцев не будет дилеров, этого нет у них в повестке. Они планируют продавать всё сами, а сейчас пока дают дилерам занять какую-то долю рынка. Если им это удастся, то китайские производители откроют свои точки продаж, а партнеры им станут не нужны. Туда же сейчас двигаются и корейцы, они тоже за прямые продажи. Поэтому мы стараемся работать с теми производителями, которые всё-таки видят смысл в дилерах и в долгосрочной работе. Серьёзные производители изначально хотят, чтобы дилеры тоже зарабатывали. Особенно это касается японцев. Например, Toyota: в своё время в период переговоров мы показали им бизнес-план окупаемости, и они сказали нет, 6 лет — это очень много, зачем такой бизнес нужен? То есть забота импортера о дилерах должна быть, поэтому нас и привлекают крупные компании, крупные марки. Ну и потом приятно продавать машины действительно качественные, красивые и надёжные. Они уже не одно десятилетие на мировом рынке и никуда оттуда не денутся.

Это правда, что «Аксель» переживает корпоративный конфликт?

— Вы про публикации в прессе о том, что мы судимся с бывшими акционерами? Я бы не назвал это корпоративным конфликтом: в моём понимании корпоративный конфликт предполагает заинтересованность всех конфликтующих сторон в непосредственно корпоративной деятельности. То, что наблюдаем мы — попытка двух бывших акционеров играть на добром имени и интересах компании в исключительно личных целях.

Почему не удалось договориться о выкупе долей акционеров Одудов? В какой стадии находятся судебные разбирательства?

— Изначально нашей компании поступило предложение о продаже. Такие к нам, как к зарекомендовавшему себя готовому бизнесу, поступают регулярно. Заявленная стоимость устроила всех акционеров, кроме Игоря и Юрия Одудов. Они нашли других покупателей на свои доли за более высокую цену, и были выставлены официальные оферты, на которые по закону мы должны были ответить в течение месяца: или воспользоваться преимущественным правом приобретения, или отказаться от него. Я акцептировал, если говорить юридическим языком, эти оферты в установленные законом сроки, о чем была уведомлена в том числе Нотариальная палата Санкт-Петербурга.

Таким образом, ни один из нотариусов города не смог бы провести сделку по продаже долей без моего участия, но вышеуказанные лица ввели нотариуса в заблуждение и провели сделку в нарушение законодательных норм Российской Федерации. Собственно, это и стало причиной того, что мы с участниками общества обратились в суд с иском о незаконности проведенных сделок. По суду были наложены обеспечительные меры, дальше пошёл небыстрый процесс судебных разбирательств, в результате которых суд — сначала арбитражный, а потом апелляционный — признал правоту наших заявлений. Я получил доли в тех компаниях, которые я акцептировал, а они, соответственно, деньги, которые они хотели получить в своих офертах. На сегодняшний день идет еще несколько судов, но они касаются лишь возмещения убытков, которые я понёс в судебных делах.

А о каких суммах идет речь? Сколько они получили?

— $ 7,8 млн на двоих.

Почему тогда они решили продать свои доли сторонним инвесторам, если деньги те же?

— Полагаю, об этом знают только они сами, ну и сторонние инвесторы.

Как вы думаете, почему это происходит? У вас были конфликты в период совместного владения компанией?

— Лично со мной, разумеется, нет: я много работаю, в том числе над здоровой атмосферой в коллективе, и всегда стараюсь все конфликты разрешать мирно. Но, к сожалению, за ними не раз наблюдалось превышение полномочий, командование сотрудниками компании, использование подменных автомобилей в личных целях — всё это не может остаться незамеченным, и жалобы сотрудников мне приходилось получать регулярно.

В СМИ проходила информация о том, что на вас заведено уголовное дело. С чем это связано?

— Это ложь. Видимо, элемент черного пиара, очередная неудачная попытка повлиять на бизнес-репутацию нашей компании и мою личную. Разумеется, никаких подтверждений этому вбросу нет и быть не может, поэтому можно только улыбнуться, вспомнив забавную поговорку современности о том, что черный пиар тоже пиар. Собственно говоря, об этом свидетельствуют результаты компании по итогам года: мы выполняем все планы, утвержденные импортерами, нами довольны, мы получаем награды и призы как лучшие дилеры, и, как лучшие дилеры, готовы и дальше в полную силу работать с нашими клиентами.

справка нового проспекта

ГК «Аксель» была основана в 1995 году Евгением Войтенковым, Алексеем Безобразовым и их партнёрами. В 2005 году Войтенков вышел из бизнеса и основным владельцем стал Алексей Безобразов.

На сегодняшний день в портфеле компании бренды BMW, MINI, Volkswagen, Toyota, Lexus и Renault. Группа владеет дилерскими центрами в Санкт-Петербурге, Мурманске и Архангельске. В 2021 году ее оборот составил 37 млрд рублей, что на 29% выше, чем в 2020 году. Группа продала 6571 новую машину — столько же, сколько в 2020 году, и 8005 машин с пробегом, что выше результатов 2020 года на 11%.

В прошлом году акционерам компании поступило предложении о продаже, однако оно не устроило миноритариев Игоря и Юрия Одудов. Они попытались продать свои доли сторонним инвесторам — Илье Траберу и Рамису Дебердееву, несмотря на то что другие акционеры имели преимущественное право выкупа. Дело завершилось тем, что Трабер и Дебердеев отказались от сделки, а суды в споре с братьями Одудами встали на сторону Безобразова.

справка нового проспекта

Безобразов Алексей Борисович. Родился в 1954 году в Ленинграде.

В 1978 году окончил Электротехнический институт им. В.И. Ульянова.

В 1982 году окончил среднее художественное училище при заводе «Русские самоцветы», получил специальность художника-ювелира. С 1986 года является членом Союза художников СССР, со своими работами принимал участие во многих республиканских и международных выставках.

В 1996 году стал учредителем ЗАО «Аксель-Моторс».

С 2000 года является генеральным директором группы компаний «Аксель».

Женат, есть сын.

автодилеры авторынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Китайские автомобили, хлынувшие на российский рынок в последние два года, активно занимают нишу, освободившуюся после ухода привычных и понятных европейских, американских и корейских брендов. В портфелях многих автохолдингов «китайцев» уже большинство, и этот тренд только усиливается.
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Прошлый год стал настоящим испытанием для автодилерского бизнеса. Многие компании «затарились» продукцией из Китая, а сейчас не знают, как от нее избавиться. «Новый проспект» спросил участников рынка, чего они ждут в 2024 году.

Управляющая компания «Макфы» перешла в собственность России
17.05.2024
РУСАЛ расширил грантовый конкурс для поддержи развития малых городов России
16.05.2024
Под Петербургом тестируют систему наблюдения за беспилотниками
16.05.2024
Проект строительства набережной Макарова через Смоленку получил одобрение
16.05.2024
В российских банках продолжают расти ставки по депозитам
16.05.2024
Власти Ленобласти запретят строительство квартир площадью менее 28 кв.м
16.05.2024
В Петербурге состоится второй форум развития общественных пространств “Место и люди"
16.05.2024
SOTA media признали нежелательной в РФ организацией
16.05.2024
Россияне стали реже получать многократные шенгенские визы
16.05.2024
"Евроинвест" определился с параметрами нового проекта в Ленобласти
16.05.2024
Конкурс на участие в муниципальных выборах в Петербурге у единороссов превысил 5 человек
16.05.2024
За полтора месяца в Петербурге собрали с туристов более 40 млн рублей сбора
16.05.2024
"Родина" и "Зеленые" хотят принять участие в выборах губернатора Петербурга
16.05.2024
Застройщик Glorax приобрел под Петербургом землю под масштабный жилой район
16.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки