Буксир раздора. "Транснефть" и "Роснефть" не поделили рынок буксировки в Приморске
Новый проспект
Статьи

Буксир раздора. "Транснефть" и "Роснефть" не поделили рынок буксировки в Приморске

Прочитано: 1388

Компания «Приморский торговый порт», дочерняя структура государственного ПАО «Транснефть», делает буксировку судов в маленьком порту Приморск недоступной для одних и навязывает эту услугу другим. Компания контролирует рынок с оборотом 8 млн евро в год, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже обратила на это внимание.

В ближайшие дни столичный и петербургский арбитражи запустят сразу четыре процесса, где ООО «Приморский торговый порт» (ПТП) попытается оспорить выводы экспертов Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

В роли потерпевшего — игрок той же весовой категории — ПАО «Роснефть». 14 июля в Петербурге стартует первый спор. Суть претензий ФАС — нарушение закона «О защите конкуренции», из-за которого ООО «Морское агентство «Шельф-флот» (дочка ПАО «Роснефть») лишилось доступа к обслуживанию судов в порту Приморск. Три процесса будут слушаться в петербургском арбитраже, один — в Арбитражном суде Москвы.

справка нового проспекта

Приморский порт глубоководный и перспективный. ООО «Приморский УПК» миллиардера Ильи Трабера и его компаньонов планирует построить там терминальный комплекс с грузооборотом, сопоставимым с Большим портом Санкт-Петербург (около 60 млн т в год).

Пока в порту работает всего одна компания — ООО «Приморский торговый порт», чей бенефициар — государство в лице «Транснефти». ПТП зарегистрирован в Выборгском районе Ленобласти в сентябре 2004 года. Выручка компании от продаж в 2020 году составила 11,5 млрд рублей. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, ПТП в 2021 году перевалил 36,3 млн т сырой нефти и 16,7 млн т нефтепродуктов, это 61% и 23% их морского экспорта во всех российских портах Балтики соответственно.

Сразу четыре иска

В январе 2022 года областное управление ФАС признало ПТП нарушителем ФЗ «О защите конкуренции». 8 апреля центральный аппарат ФАС, куда ПТП не замедлил подать апелляцию, подтвердил решение предыдущей инстанции. Теперь приморская дочка «Транснефти» обрушилась на ПТП сразу с четырьмя исками.

Как следует из документов ФАС (опубликованы на сайтах центрального аппарата и областного управления, ПТП в 2019—2021 годах пытался навязать «Шельф-флоту» предоставление буксирных услуг для судов, которым «Шельф-флот» оказывал агентские услуги (это около 150 действий, которые полностью обеспечивают судно с момента его захода в порт до момента выхода оттуда, включая лоцманские проводки, бункеровку и взаимодействие с представителями государственных ведомств).

ПТП формально сам не оказывает услуги (это делает его подконтрольное ООО «Союзфлот порт»), но предлагает договор, включающий собственные буксирные услуги клиентам «Шельф-флота». Последний с условиями договора не согласен.

Апелляционная коллегия согласилась с выводами УФАС, о том, что действия ПТП возлагают на «Шельф-флот» экономически и технологически необоснованные обязанности и ограничения.

«На данный момент к административной ответственности ПТП не привлечён. Эта процедура начнется после вступления решения суда в законную силу», — публично пригрозил заместитель руководителя областного управления ФАС Антон Волков.

Генеральный директор ПТП Сергей Волынец и руководитель пресс-службы «Роснефти» Михаил Леонтьев от комментариев отказались.


справка нового проспекта

ООО «Морское агентство «Шельф-флот», по данным СПАРК, зарегистрировано в 2003 году в Москве. Компания на 100% принадлежит АО «Роснефтефлот», дочке ПАО «Роснефть». Выручка компании от продаж в 2020 году превысила 63 млн рублей.


Кусок пирога

Участники рынка на условиях анонимности рассказывают, что в 2002 году подконтрольное ПТП ООО «Союзфлот порт» приобрело четыре буксира, стоимостью 7 млн евро каждый. В 2004 году они вошли в акваторию приморского порта. Срок окупаемости проекта, по мнению представителей бизнес-сообщества, составлял 3,5 года. Так что с 2008 года буксиры благополучно приносят прибыль. Участники рынка оценивают её примерно в € 4 млн, а общий оборот бизнеса — в 8 млн евро. Эти деньги и есть причина вражды. ПТП не хочет, чтобы прибывающие к его причалам танкеры обслуживал кто-то чужой. Это по-человечески понятно, но по закону недопустимо: раз ты один в порту, значит монополист, а раз монополист — изволь быть гостеприимным. Но не получается.


Второй заход в суды

Это второй уровень судебных разбирательств на данную тему. Первый «Транснефть» подчистую проиграла пару лет назад той же «Роснефти». Проигрыш обошелся ответчику почти в 0,4 млрд рублей. Атакованный жалобами Верховный суд не помог. Тогда ФАС дважды оштрафовала «Транснефть» за недопущение на рынок буксирных услуг АО «Роснефтефлот», владельца «Шельф-флота».

Следующий судебный процесс начнется 14 июля в арбитраже Петербурга и Ленобласти, а 19 июля и 2 августа там же стартуют еще два процесса. 21 июля к изучению проблемы присоединится арбитражный суд Москвы. Всё выглядит так, будто это надолго.


ФАС суд Приморск порт нефть
Другие статьи автора Читайте также по теме
Руслан Пахомов, руководитель дивизиона теплоэнергетики АО «Силовые машины», рассказал об актуальных проблемах импортозамещения в сфере энергомашиностроения и о возможных последствиях для энергосистемы России ухода с рынка иностранных поставщиков турбин.
Компания Ferrari представила новый флагманский суперкар под названием 12Cilindri.
04.05.2024
Правительство России раскрыло информацию о том, какие именно предприятия в условиях непростой геополитической ситуации обязаны обеспечить сотрудников бомбоубежищами и иными средствами гражданской обороны. В список попали не только оборонные предприятия и ядерные объекты, но и почтовые отделения, офисы банков и другие безобидные объекты.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки