Андрей Сычев: «Конструктор должен смотреть на несколько лет вперед»
Новый проспект
Мнения

Андрей Сычев: «Конструктор должен смотреть на несколько лет вперед»

Прочитано: 2085

Минпромторг напомнил промышленникам о недопустимости поставок импортной продукции для государственных нужд. Однако в поисках российских аналогов комплектующих и оборудования предприятия сталкиваются с трудностями. О том, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему, размышляет главный конструктор СКБ-1 ВПХ «Кингисеппский машиностроительный завод» Андрей Сычев.

Минпромторг обратился к крупным промышленным предприятиям с напоминанием о том, что для поддержания отечественного производства министерством разработаны Постановления Правительства №616 и №719. Они ограничивают допуск отдельных видов промышленных товаров иностранного производства к закупкам для государственных и муниципальных нужд. Министерство указало на то, что все серийно производимые товары отечественных предприятий в самое ближайшее время должны оказаться в специальных реестрах. Но сложный механизм включения товаров в эти реестры приводит к тому, что промышленники неохотно занимаются данными мероприятиями.

Кроме того, предприятия — участники реестра нередко сетуют на то, что часть комплектующих, используемых при производстве продукции для государственных нужд, пока не имеет российских аналогов либо поиск таких аналогов сильно затруднен. Кроме того, зачастую и сами заказчики продолжают требовать конкретные технические решения импортного производства. То есть не все еще привыкли к мысли, что необходимо использовать решения российской промышленности. В то же время сегодня почти на каждое импортное решение российские конструкторы, и в том числе наше КБ, могут предложить своё или оперативно сформировать техтребования к поставщикам так, чтобы они были реализуемыми. Главное здесь, чтобы заказчики были настроены на совместную работу.

Одна из действительно серьезных проблем, которая тормозит процесс импортозамещения в этой сфере, — это то, что конструкторские бюро закладывают в свои проекты такие технические решения, которые через два года эксплуатации заставляют заказчика заново заниматься перепроектированием и заменой оборудования. Так происходит потому, что к этому времени предложенные решения либо уже сняты с производства, либо обременены вновь введенными санкциями. В этом смысле конструктор должен смотреть на несколько лет вперед. Каждое изделие должно быть максимально унифицированным и ремонтопригодным.

Существует два классических подхода к проектированию.

  • «Западный» — проектирование машин и механизмов из относительно дешевых, неремонтопригодных, неунифицированных узлов с ограниченным ресурсом (включая расходные материалы). Это ведет к снижению стоимости товара, но привязывает покупателя к продавцу (изготовителю), увеличивает затраты на ремонт и обслуживание. Продукт такого подхода — любой импортный автомобиль. Например, привод дворников такого автомобиля сделан из пластика, он неразборный и не унифицирован: деталь от «Форд Фокус» не подойдет к «Мондео», купить ее можно только у дилера и стоимость ее как запчасти несоразмерно высока.
  • «Советский» — проектирование узлов с необоснованно большими запасами прочности и ресурса, с ремонтопригодностью в ущерб надежности. Детали изготавливаются из низкосортного метала, а необходимые прочностные качества достигаются увеличением размеров, при изготовлении широко используется стандартный прокат, что приводит к большому количеству стружки. Это увеличивает расход материала, снижает эксплуатационные качества и повышает требования к эксплуатирующему персоналу.

Сегодня нам необходимо внедрять более взвешенный подход, который объединит плюсы двух этих моделей и минимизирует минусы. Он должен включать проектирование механизмов и машин на основе деталей и узлов, освоенных в отечественном производстве, применение качественных материалов и термообработки, использование индивидуальных заготовок (отливок, штамповок), а также более ответственное отношение к жизненному циклу изделия: снижение материалоемкости на этапе производства, продление срока эксплуатации за счет ремонтов, более полная утилизация позволят вернуть часть потраченных средств и уменьшить нагрузку на экологию.

Теоретически еще одним шагом со стороны Министерства промышленности и торговли должны быть рекомендации, а возможно, и требования к разработчикам о внесении в проекты комплектующих и компонентов исключительно из реестра, утвержденного постановлениями №616 и №719. Это исключит возможность появления образцов, применение которых для государственных и муниципальных нужд будет затруднено.


импортозамещение промышленность производство машиностроение
Читайте также по теме
Российская фармацевтическая промышленность делает успехи в импортозамещении. Но развитие внутреннего фармрынка невозможно без развития экспорта, говорят эксперты, а с поставками российских лекарств за границу пока есть сложности.
Руслан Пахомов, руководитель дивизиона теплоэнергетики АО «Силовые машины», рассказал об актуальных проблемах импортозамещения в сфере энергомашиностроения и о возможных последствиях для энергосистемы России ухода с рынка иностранных поставщиков турбин.
Российский международный энергетический форум в этом году состоялся в Петербурге в конце апреля. Команда «Нового проспекта» посетила выставочную экспозицию и узнала, что из себя представляют зарядные станции для отечественных электромобилей, как применяют лазеры при очистке металла и могут ли быть красивыми антивандальные уличные шкафы.

Управляющая компания «Макфы» перешла в собственность России
17.05.2024
РУСАЛ расширил грантовый конкурс для поддержи развития малых городов России
16.05.2024
Под Петербургом тестируют систему наблюдения за беспилотниками
16.05.2024
Проект строительства набережной Макарова через Смоленку получил одобрение
16.05.2024
В российских банках продолжают расти ставки по депозитам
16.05.2024
Власти Ленобласти запретят строительство квартир площадью менее 28 кв.м
16.05.2024
В Петербурге состоится второй форум развития общественных пространств “Место и люди"
16.05.2024
SOTA media признали нежелательной в РФ организацией
16.05.2024
Россияне стали реже получать многократные шенгенские визы
16.05.2024
"Евроинвест" определился с параметрами нового проекта в Ленобласти
16.05.2024
Конкурс на участие в муниципальных выборах в Петербурге у единороссов превысил 5 человек
16.05.2024
За полтора месяца в Петербурге собрали с туристов более 40 млн рублей сбора
16.05.2024
"Родина" и "Зеленые" хотят принять участие в выборах губернатора Петербурга
16.05.2024
Застройщик Glorax приобрел под Петербургом землю под масштабный жилой район
16.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки