Денис Лаптев: «Повар — это не профессия, это моя жизнь»
Новый проспект
Интервью

Денис Лаптев: «Повар — это не профессия, это моя жизнь»

Прочитано: 1407

Денис Лаптев, совладелец и бренд-шеф петербургского ресторана Flor, объяснил «Новому проспекту», как он умудрился гармонично соединить в своем заведении, казалось бы, противоположные по смыслу вещи: стейки и здоровое питание, авторскую кухню и фермерские продукты.

Денис, почему вы бренд-шеф ресторана, а не шеф-повар?

— Потому что шеф-поваром здесь работает мой друг и коллега Илья Шустов. А я скоро стану шеф-поваром еще одного заведения, которое открывается ближе к лету. Так как оно новое, буду заниматься им очень плотно, оставаясь во Flor бренд-шефом. То есть я продолжу контролировать всю работу во Flor, но не всегда буду на месте.

Вы выкупили и обновили ресторан Flor в начале года, открыв его в марте. Но до этого заведение работало уже 4 года. Что вы в нем поменяли?

— Мы всё поменяли: концепцию, дизайн, меню, винную карту. Мебель в помещении оставалась, но мы что-то отреставрировали, что-то поменяли. Сменили посуду, бокалы, обложки меню. За счет зеркал визуально расширили помещение…

Шеф-повар Илья Шустов и бренд-шеф Денис Лаптев

Вы были шеф-поваром, а стали совладельцем заведения. Что изменилось лично для вас?

— Ответственности прибавилось. Теперь я отвечаю не только за кухню, но вообще за всё, поэтому мне пришлось вникать в структуру бизнеса и со стороны кухни, и со стороны сервиса, дизайна, маркетинга и всего остального. Вникаю во всё, в том числе в то, что раньше делалось без моего участия. Например, когда мы решили жарить мясо на открытом огне, нам пришлось увеличить силу вытяжки, и раньше я бы просто сказал об этом управляющему, и он бы всё решил. А сейчас это решаю я. Также нужно было искать решения, связанные с дизайном: просить о помощи свою девушку, которая очень внимательна к мелочам: сервировке, салфеткам, тем деталям интерьера, которые с ходу сразу не замечаются, но создают атмосферу. Так что внутренняя энергетика ресторана — это от Анны (смеется). Но я остаюсь прежде всего поваром. Это не моя профессия, а моя жизнь.

Высокая планка

Вы изначально сознательно строили свою поварскую карьеру? После учебы вы работали только в самых хороших ресторанах, у вас не было ни одного «проходного» заведения…

— Да, я действительно сразу же начал работать в премиальном сегменте — в ресторане «Палкинъ», куда меня отправили на стажировку. И не то чтобы это было сознательное строительство карьеры, но мне там сразу показали высокую планку: я увидел, что такое сервис, понял, что такое продукт. И после стажировки я остался работать в «Палкине» поваром холодного цеха. Потом меня позвал Евгений Викентьев (известный петербургский шеф-повар, сейчас работающий шеф-поваром в московском ресторане «Белуга». — Прим. «НП») открывать ресторан «Можно», концепция которого была построена по принципу диеты Пьера Дюкана. И здесь я познакомился с профессией со стороны человеческого организма — с чуть-чуть более умной стороны, ведь мы там делали полностью диетическое меню, разрешение на которое дал сам Пьер: готовили блюда на фруктозе, без сахара и жиров.

Вы там тоже были поваром?

— Я пришел туда поваром, а где-то через полгода мне предложили стать шеф-поваром, потому что Викентьев был бренд-шефом — он вел не одно заведение. Но «Можно» закрылось, и я с тем же Евгением Викентьевым перешел в ресторан латиноамериканской кухни Mapuche на Некрасова. Тако, тирадито, севиче (блюда перуанской и мексиканской кухонь. — Прим. «НП») — к нам приезжал шеф-повар из Латинской Америки, мы делали совместные ужины, и он показывал нам свои вкусы, которые им прививают с детства. Это яркая, острая кухня! Вообще, мне сильно повезло: я смог поработать с блюдами абсолютно разных кухонь, потому что следующим моим рестораном был итальянский.

Итальянец в ресторане

Каким образом?

— Я начал работать в только что открывшемся ресторане итальянской кухни Amo Cucinare. К нам из Италии приезжал бренд-шеф Клаудио ди Бернардо, который ранее готовил для гостей отеля Grand Hotel Rimini в Италии, и каждые 3 месяца мы устраивали ужины.

Ризотто с говяжьими щечками

Там вы и обучились итальянской кухне, правильно?

— И не просто итальянской, а аутентичной — той, которую готовила еще бабушка Клаудио, то есть по очень старым рецептам. Клаудио научил, как готовить правильное ризотто и делать пасту, а главное — показал отношение к продукту: научил, что каждому продукту в блюде обязательно нужно уделить свое время. То есть, к примеру, овощи, нарезанные кубиком, должны быть идеально ровными, идеально бланшированными, сваренными альденте, а не переваренными, чтобы у них оставался нужный цвет.

В чем состоит специфика итальянской кухни?

— Собственно, именно в этом и состоит: для итальянцев ключевым в блюде является продукт. У них нет страсти к французским насыщенным соусам, они не увлекаются молекулярной кухней — они делают ставку на натуральность продукта. Кстати, некоторые блюда из Amo Cucinare сейчас можно попробовать в ресторане Flor.

Диета для спортсменов

Во Flor вы перешли уже из Amo Cucinare?

— Нет, я еще успел поработать в качестве повара-диетолога с молодежной сборной России по парусному спорту. Мы ездили в турецкий город Бодрум: месяц жили там, месяц в России, и так на протяжении около полутора лет. Я ходил на рынок, покупал свежий охлажденный продукт и кормил их по определенному меню.

Каким должно быть меню для спортсменов?

— Им нужна особая диета, ведь нельзя перенасыщать организм. В то же время они тратят очень много энергии, поэтому меню должно быть белковым. Сибас, креветки — всё охлажденное, большой рацион овощей. Должно быть много продуктов, которые не подвергаются тепловой обработке, чтобы сохранялись все витамины. Мяса совсем небольшое количество, преимущественно говядины, в которой содержится витамин В. В основном готовил на пару.

Как договаривались с торговцами на рынке?

— Брал телефон и искал то, что нужно. Да и язык кухни, мне кажется, международный, плюс я в любом случае вижу продукты и могу выбрать нужные: мы друг друга понимали. А когда этот проект закончился, я пришел на должность шеф-повара в ресторан «Гирлянда».

Наука о стейках

Это стейк-хаус, а ведь вы с мясом плотно не работали. Как справлялись?

— С мясом я, конечно, работал, но действительно не так профессионально, как работаю сейчас. Я тогда многому научился.

И чему же?

— Нужно было понимать, в каком стейке мясо жестче, а в каком мягче, для какого стейка какая прожарка будет лучшей и прочее. Уделил всему этому очень много времени, и сейчас, наверное, мясо могу просто на глаз определить, сказав, какой это отруб и какого откорма. И стейк, конечно, я готовлю только на настоящем огне: он должен быть идеальной формы и мраморности.

Работа с фермерами

Вы пришли в «Гирлянду» еще до пандемии, но тогда мы уже не получали американского мяса, правильно? На каком работали?

— Мы всегда работали только на нашей, российской мраморной говядине. Бычки выращиваются в Калужской и Воронежской областях. Потому что мы пробовали всё мясо — и из Аргентины, и из Бразилии, делали проработки. И наша мраморная говядина не то что не хуже — по качеству она вышла на международный уровень, и иностранцы это подтверждали. Поэтому никакие санкции нас не коснулись. Вообще, всю продуктовую матрицу в ресторане я всегда строю на локальных фермерских продуктах.

Салат с халуми, тестом фило и овощами

Для примера, на каких именно?

— Например, ферма из Новгородской области нам поставляет птицу — цыплят, перепелку; из Мурманска еженедельно доставляют охлажденного лосося; наши местные сыроделы из Ленинградской области привозят буррату, страчателлу. Но найти качественный фермерский продукт сегодня тоже не так-то просто (смеется).

Как вы находите?

— Нахожу фермеров, заключаю с ними договоры и непосредственно с ними уже двигаюсь: мы обязуемся выкупить выращенную продукцию, а они берут на себя те объемы, которые нам нужны. Это выгодно всем! Сейчас у нас идет фестиваль фермерского продукта — мы готовим сет, где во всех блюдах используется локальный продукт: перепелка с грушей каркаде; страчателла с лангустинами, медовым понзу и пюре из батата и имбиря; панна котта из местной ряженки и местным сыром бри. Таким образом мы популяризируем и развиваем наш локальный продукт.

И можете поддерживать сезонное меню в своем ресторане, правильно?

— Конечно.

Авторская кухня

А сезонность проявляется только в меню или в количестве гостей тоже? Летом их больше?

— Многократно! Зимой улица Рубинштейна живет совсем другой жизнью, нежели летом, когда люди просто по ней гуляют и садятся на летние площадки перекусить или выпить бокал вина. Зимой она пустеет. Именно поэтому мы планируем делать совместные ужины с моими друзьями-шефами, коллаборации с разными ресторанами.

То есть новая зима для ресторана будет совершенно другой, нежели предыдущая?

— Другой. И мы уже сейчас думаем, с какими продуктами будем работать.

Хлебный пудинг

Какова концепция ресторана Flor, в чем его фишка?

— Фишка нашего ресторана в том, что мы используем рецепты, которые накопили за долгое время работы с разными шеф-поварами, с разными культурами, разными традициями. Что-то мы совмещаем, что-то добавляем свое. В основном это средиземноморско-европейская кухня, но какой-то конкретной направленности в ней нет.

То есть кухня авторская?

— Да. Когда-то я работал с различными текстурами, ходил на мастер-классы по молекулярной кухне, но с течением времени ты возвращаешься к истокам — к продукту. Тебе уже не хочется забивать его чем-то «интересным», ты подходишь к нему более разумно, чем когда хотел просто сделать красивое блюдо-картинку.

Утиная ножка конфи

Но те знания вам помогают?

— Конечно. У нас, например, есть в меню утка конфи, на гарнир к которой идет три текстуры батата: печеный, крем-батат и сублимированный чипс, то есть мягкая, кремообразная и хрустящая. Но перенасыщать такими блюдами меню не хочется, чтобы людям было понятно, что ты делаешь.

Я понимаю, куда двигаться

Какие современные ресторанные тенденции вы видите?

— Вижу тенденцию комфорт-фуда — когда гость не готов платить за продукт, который он не понимает. Поэтому сейчас появляется всё больше мест с комфортной, понятной людям едой за адекватные деньги. Люди, мне кажется, приходят сейчас в ресторан не столько за впечатлениями, сколько именно за едой.

Вы начинали работать поваром более 10 лет назад. Как изменился рынок за это время?

— Очень и очень сильно. Тогда у нас фактически не было своих продуктов, всё привозили из-за рубежа. Сейчас наши фермеры перестроились, делают свои сыры, выращивают овощи, производят мясо. Мы научились работать с нашим локальным продуктом и фактически ничего не используем из того, что использовали в те времена.

С персоналом испытываете сложности?

— Мне, наверное, повезло: у меня команда, выстроенная годами, все ребята со мной давно. Но всё равно нам как стартапу сейчас сложно: всем нужно привыкнуть к помещению, к обстановке, к энергетике, плюс новые блюда, новые люди. Чтобы всё сформировалось, нужно определенное количество времени. Это непростой путь, но я четко понимаю, как по нему двигаться.

справка нового проспекта

Денис Лаптев родился в Ленинграде, окончил Колледж туризма Санкт-Петербурга. Во время учебы его направили на практику в ресторан «Палкинъ», где потом предложили остаться на позиции повара. Через 2 года Лаптев перешел к бренд-шефу Евгению Викентьеву в ресторан «Можно», концепция которого была построена по принципу диеты Дюкана, — работал сначала поваром, а потом шеф-поваром. Через 3 года начал работать в только что открывшемся ресторане Amo Cucinare, обучался домашней итальянской кухне у звездного шефа Клаудио ди Бернардо. Затем с Викентьевым перешел в ресторан Mapuche на Некрасова. Имеет опыт работы поваром-диетологом у молодежной сборной России по парусному спорту в городе Бодрум, Турция. Несколько лет назад начал работать в стейк-хаусе «Гирлянда» по соседству с Flor. В начале 2024 года выкупил ресторан Flor и открыл его в обновленном виде.


шеф-повара рестораны общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме
Сергей Марков, руководитель проекта «Петербургская кухня», рассказал, как связаны с блокадой Ленинграда хлебные четвертинки и пирожное «Картошка», как растет интерес горожан и гостей города к петербургской кухне и почему это явление выходит за рамки локального.

IV Гастрономическая ассамблея «Кулинарные традиции регионов России и гастрономические тренды в образовании, культуре и бизнесе» пройдет 21 мая в историческом петербургском ресторане «Палкинъ».

15.05.2024
Как внедрить свою продукцию в подсознание покупателей и зачем ароматное сопровождение шедеврам живописи, «Новому проспекту» рассказала руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова.

СПбГУ откроет образовательный центр совместно с Политехом Харбина
17.05.2024
В Петербурге завершился отопительный сезон
17.05.2024
В Петербурге заработал проект кейтеринга и подарков «ВкусВилл Праздник»
17.05.2024
В учебных заведениях РФ вновь проведут масштабные антитеррористические учения
17.05.2024
В Петербурге установят 2 тыс. умных камер для слежки за курильщиками и вандалами
17.05.2024
В США объявили, что начнут закупать замену российскому ядерному топливу
17.05.2024
Управляющая компания «Макфы» перешла в собственность России
17.05.2024
РУСАЛ расширил грантовый конкурс для поддержи развития малых городов России
16.05.2024
Под Петербургом тестируют систему наблюдения за беспилотниками
16.05.2024
Проект строительства набережной Макарова через Смоленку получил одобрение
16.05.2024
В российских банках продолжают расти ставки по депозитам
16.05.2024
Власти Ленобласти запретят строительство квартир площадью менее 28 кв.м
16.05.2024
В Петербурге состоится второй форум развития общественных пространств “Место и люди"
16.05.2024
SOTA media признали нежелательной в РФ организацией
16.05.2024
Россияне стали реже получать многократные шенгенские визы
16.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки