Денис Фёдоров: "Надо быть очень наивным, чтобы конкурировать с Илоном Маском"
Новый проспект
Интервью

Денис Фёдоров: "Надо быть очень наивным, чтобы конкурировать с Илоном Маском"

Прочитано: 25042

Денис Фёдоров, владелец сети «Мармеладная бочка» и доставки «Пицца 30 сантиметров», рассказал «Новому проспекту», какой мармелад любят взрослые и дети, чем конкурировать с ведущими доставщиками пиццы и почему он считает себя серийным предпринимателем.

Змеи в приоритете

Денис, вы занимаетесь мармеладом — на первый взгляд сладостями, «сладким бизнесом». Но такой ли уж он сладкий? Мне кажется, кисловатый мармелад гораздо более привлекателен для покупателей, я не права?

— Да, все любят не только кислый, но и всякие необычные вкусы: лакричный, ежевичный — самые разные варианты, которые, скажем так, навскидку отношения к мармеладу не имеют (улыбается). Плюс люди любят гигантские мармеладные фигурки — змеев и прочие. Это повышает настроение! Люди заходят, берут, что им нравится, и, например, метровую змею ребенку. Да и не только ребенку: многие взрослые берут их, да и мужики тоже любят такие веселые штуки (смеётся). Это же просто миф, что наши магазины для детей, на самом деле у нас совершенно разная аудитория. К нам заходят пары, девчонки заходят компаниями, взрослые женщины. Один их наших магазинов находится напротив Московского вокзала, и многие покупают наш интересный мармелад в подарок, чтобы удивить своих родных и друзей. Мы делаем сами мармеладные букеты, различные наборы, делаем тематический мармелад: к хэллоуину у нас были мармеладные тыквы, к Новому году уже есть елочки, игрушки.

Вы сами делаете мармелад?

— Это самый популярный вопрос, который задают люди, узнав, что я занимаюсь мармеладом (смеётся).

Всем интересно, да!

— Смотрите: есть два типа мармелада — жевательный и желейный. Желейный — это то, к чему мы с вами привыкли генетически: мягкий вкусный советский мармелад. Жевательный мармелад более твердый, более «резиновый». Изначально мне вообще не казалось, что эта история подойдет нашим людям, и я ошибался в этом своем сомнении: они отлично на это реагируют, и не только молодежь! Но прикол в том, что сделать такой мармелад самим невозможно. Это очень сложный процесс. Есть профессионалы, которых я называю дизайнерами мармелада. Они разрабатывают и выпускают, например, мармелад в виде змеи, причем в промышленном объеме.

У нас это сложно?

— Во-первых, это надо придумать, во-вторых, реализовать. А для этого — найти оборудование, которое будет делать одну эту позицию — длинных змей. Или, например, тонкие ленты, или лакричные гвозди, или мишек! Самое долгое время на этом рынке провела компания Haribo: в прошлом году она отметила свое столетие. В выпуске каждой из этих позиций есть очень много нюансов. У нас представлена продукция 15 европейских заводов. На каждом из них есть своя секретная лаборатория, где они разрабатывают эти виды мармелада, которые, с точки зрения маркетинга, будут отлично приняты публикой. И надо быть очень наивным человеком, чтобы конкурировать с условным Илоном Маском. Зачем?


Зверская составляющая

Сколько у вас видов мармелада?

— Примерно 300 видов из 2 тысяч, которые мы видим. Мы же отбираем, ведь невозможно представить все 2 тысячи видов мармелада в одном магазине. Да и не нужно, потому что есть топовые позиции: условно, есть 20% мармелада, который делает 80% продаж. Но эти 20% надо отобрать! Потому что в этом продукте есть много нюансов. Один мармелад быстрее сохнет, поэтому его нужно представлять на витрине в небольшом количестве, чтобы его быстро раскупали; другой быстро застывает, и его нужно выкладывать вообще в мизерном количестве, потому что если его не купят, он станет деревянным, и его придется списывать. Поэтому на одной бочке мы выкладываем до 10 видов.

Заводы каких стран поставляют вам мармелад?

— Италия, Испания, Голландия, Турция…

Повлияло то, что происходит в этом году, на поставки?

— Нет. Логистика стала более сложной, но этим занимаются дистрибьюторы, у которых мы покупаем продукт.

И это тоже мармелад!

Этот продукт стал дороже?

— Да, но не настолько существенно, чтобы об этом говорить. Цена, естественно, поднялась, но на конечные продажи это не повлияло. Вы же не оптом берете этот мармелад, вы же выбираете: штучку того, штучку сего. И по факту повышение на, условно, сто рублей оптовой цены в среднем чеке не сильно заметно. А мы тем самым корректируем изменение цены закупки для себя.

Насколько этот бизнес рентабелен?

— Очень сложный вопрос. В нем есть одна составляющая, которая является зверской. Этот бизнес нельзя разворачивать на окраинах — только в центре, только в парадных районах, куда люди приезжают гулять. В спальные районы гулять не приезжают. Мы открывали магазин у метро «Купчино», но там людям это совершенно не нужно, там у них другая модель поведения. Поэтому магазины можно размещать только в центре и только на площадях с гигантской арендой. И когда мы говорим про рентабельность, это нужно учитывать. Конечно, Невский проспект, мне кажется, — самая выигрышная локация в городе (время коронавируса, когда здесь совсем не было людей, будем всё же считать исключением), потому что в торговых центрах может не быть народу, а на Невском люди всё равно гуляют. Но поэтому здесь может быть такая аренда, что ты можешь в день продать меньше, чем потом заплатишь за этот день арендодателю. Кроме того, многое зависит от времени года. Например, магазин в ноябре может принести минус, а летом — такой плюс, что этот минус перекроется.


Не только мармелад

Когда вы начали работать с мармеладом?

— Я первый магазин открыл 20 апреля 2019 года. Это был первый магазин на Невском такой концепции (это он расположен напротив Московского вокзала).

В Москве они уже были?

— Да, в Москве были, а еще раньше были в Праге — магазины Captain Candy: эта концепция появилась лет десять назад именно там. И в том, что сейчас все подсматривают новые концепции друг у друга, я считаю, нет ничего страшного: если ты не просто слизываешь точь-в-точь, а делаешь это талантливо, усовершенствуешь, то это называется развитием рынка.

Вы усовершенствовали?

— Конечно. Я принципиально сделал магазин более светлым, более современным и разнообразным. У нас стоят и бочки, и стеллажи, и продаем мы не только мармелад, но и напитки, и прикольные трендовые игрушки, и, например, корейское мороженое, которого нет ни у кого рядом. Всё это интересно покупателям и, несомненно, увеличивает глубину чека. У нас бывают случаи, когда к нам заходят люди с пакетиками мармелада, купленного где-то неподалеку, и покупают дополнительный товар, интересный им, на такую же сумму.

Какой же процент у вас в общем обороте мармелада и других товаров?

— В каждом магазине немножко по-разному. В магазине на Невском, 78, хорошо продаются игрушки и подобные товары, в магазине рядом с Московским вокзалом больше интересуются напитками, а в Москве продается всё (смеётся). А пропорция мармелада и не мармелада составляет в среднем 2/3 к 1/3.


Следующая ступень концепции

Когда открыли магазин в Москве?

— Там у нас он расположен в «Авиапарке» — самом крупном молле Европы и однозначно лучшем в Москве. Конечно, то, что сейчас происходит, уход трафикообразующих брендов оказывает влияние на его посещаемость: людей становится меньше. Но первый удар был нанесен, конечно, коронавирусом. Потому что мы должны были открыться в апреле 2020 года, но не смогли, открылись только 21 июля. И могу сказать, что после первого же локдауна восприятие людьми магазинов изменилось: то, на что в 2019 году они не обращали внимания, в середине 2020-го стало для них большой проблемой.

Например, что?

— Например, открытая выкладка. Поэтому у нас появилось большее количество фасованного товара, товара в упаковке. В результате мы довольно сильно изменили матрицу магазина. Раньше у нас был чисто мармеладный магазин: бочки стояли, и всё. А потом, при падении спроса и высочайшей аренде, надо было усиливать выручку с метра: мы поставили стеллажи, повесили перфопанели. А всё это не так просто! На самом деле чудо, что нам это удалось, потому что ведь уже была какая-то твердая устоявшаяся концепция: торговля жевательным мармеладом — такая, как в Captain Candy. А мы не вытягивали торговлю исключительно мармеладом, поэтому пришлось стать следующей ступенью — магазином, в котором гораздо более широкий ассортимент, но основным продуктом всё равно остается мармелад.

И покупатели пошли?

— Их стало больше, естественно. Мы стали находить общий язык с торговым комплексом!

В Москве рентабельность выше?

— Нет. Московский магазин на самом деле очень тяжелый: в нем более высокая аренда. А вообще могу сказать, что не уровень рентабельности важен в бизнесе. Важно то, насколько у тебя хорошие продажи. Если они хороши, то всё остальное неважно. Рентабельность может быть 5%, но если у тебя огромные продажи… Условно, у тебя 5% рентабельности, и кажется, что это за бизнес? А если это от миллиона долларов? А если это в день?.. (Смеётся.)


Пожевать на Невском

Конкуренция на этом рынке сильна?

— Конечно! Сейчас на Невском открыты девять мармеладных магазинов. Я считаю, это очень много! Потому что трафик у нас один.

Вы наблюдаете сейчас снижение потребления?

— Конечно! В среднем по рынку по году снижение составляет около 18%.

Многие говорят, что после каких-то событий происходит резкий спад, а потом всё же продажи медленно, но восстанавливаются. У вас не так?

— Посмотрим. Я думаю, что о том, какова реальная ситуация, можно будет говорить только летом, потому что наш основной сезон — это именно лето: люди приезжают в Петербург, гуляют по Невскому, и они заходят к нам, чтобы купить «что-нибудь пожевать». Пирожное ведь не купишь, чтобы ходить и жевать его по городу, а вот мармелад — самое то (смеётся).

Сколько у вас сегодня «Мармеладных бочек»?

— Четыре: три в Петербурге (у Московского вокзала, на Невском, 78, и только что открытая точка в ТРК «Меркурий» в Колпино) и одна в Москве, в ТРК «Авиапарк». В Петербурге было 10 точек, но восемь из них закрыли во время пандемии: какие-то из них были нерентабельными, а где-то не договорились с арендодателями. Потому что не все ведь из них мыслят так же, как предприниматели, которые снимают помещение. Мы ведь плату за аренду берем из трафика, из продаж. А если у тебя закрыт магазин, я не очень понимаю скидку по аренде в 15%, которую нам предлагали.

А разве вы должны были закрывать магазины? Им же вроде разрешено было работать?

— Я оставил на один день магазин открытым, увидел выручку в 2,5 тыс. рублей и понял, что его проще закрыть. Людей же не было вообще!


Взял сразу весь город

Что вы делали, чтобы выжить и иметь возможность работать дальше?

— Открывал другой бизнес — доставку «Пицца 30 сантиметров» (смеётся).

Вы планировали это делать или пандемия сподвигла?

— История простая. У меня были закрыты все магазины, шли тяжелейшие переговоры по аренде, перспективы были совершенно не позитивные. Но я понимал, что мне надо чем-то заниматься: я очень активный человек и не могу сидеть, ждать у моря погоды. В свое время у меня были пироговые точки — около ста магазинов, мы каждую ночь выпускали 4,5 тонны продукции. То есть у меня был опыт работы с выпечкой. И я подумал про пиццу: она всё равно останется.

А то, что пиццерий, в том числе доставок пиццы, уже к началу пандемии было много, а в пандемию их количество возросло, вас не пугало?

— А я знал, что если сделать дешевле и вкуснее, то всё получится — рынок подвинется. Я так и сделал (смеётся).

За счет чего сделали дешевле и вкуснее?

— Тогда было уникальное время, и доставку надо было начинать именно в этот момент: город стоял пустой, и мы могли всю пиццу развозить с одного цеха. Чтобы вы понимали: у самых крупных агрегаторов в городе работает по 40 цехов, и ты типа не выйдешь на этот рынок, потому что не сможешь сделать быструю доставку. Или у тебя будет очень маленький райончик. А я взял весь город сразу! Мы наняли курьеров и развозили всё с одного цеха.

Но ведь в названии прослеживается явная отсылка к «Пицце 22 см» — нет?

— Нет, этим названием я пытался привлечь внимание людей к размеру пиццы. Посмотрите, сколько стоит 30-сантиметровая пицца у «Додо», сколько у «Достаевского». А у меня она стоила изначально 299 рублей! Сейчас в комбо можно купить за 330 рублей. То есть это чистый маркетинг! В «Пицце 22 см» замечательная ортодоксальная итальянская пицца, у нас совершенно другая пицца — турецкая нажористая, но не менее замечательная (смеётся).

У вас больше масс-маркет — пицца для всех?

— У нас абсолютный масс-маркет, и даже скорее некий «фикс прайс»: купи три пиццы за 997 рублей. На самом деле очень дешево! Это совершенно разные рынки и совершенно разная аудитория.


Когда стены потеют

А каким вообще был ваш первый бизнес?

— Первый бизнес у меня был в 12 лет, я занимался монетами: коллекционировал их и продавал периодически. Коллекция у меня была такая, что когда я в 15 лет ее продал, то мог купить машину. А в 17 лет я возглавлял команду грузчиков. 53 человека у меня работали в подчинении!

Что вы грузили?

— Водку, пиво. Что было, то и грузили. Это ж был бум тогда, в начале 90-х! Я думаю, что если бы я был лет на пять старше, я бы всё это привозил. А так как мне было 17, я работал грузчиком и возглавлял «департамент грузчиков», зарабатывая, наверное, больше, чем все мои преподаватели в университете. И учиться вообще не было никакой мотивации. Потом пошли ночные клубы, шоу-бизнес. Мне очень нравилось, раскрутил один клуб, в ДК моряков, придя туда охранником.

Как вы сумели его раскрутить?

— Длинная история, но самое главное — желание. Я одним из первых сделал концерты диджея Грува, Роман Рябцев у нас выступал, группа «Триплекс», потом у нас с огромным успехом выступал Дмитрий Нагиев. Я в первый раз тогда увидел, как стены потеют! 600 человек, набитый битком зал… Потом я выступал сам, писал песни, снимал клипы, продавал оригинальные подарки, массажеры для позвоночника, причем у меня были точки по продажам этих массажеров в 30 городах! А потом решил, что нужно заниматься чем-то одним и в одном городе — в Петербурге, конечно. Я видел, что рынок блинов разделен двумя компаниями — «Чайной ложкой» и «Теремком», а вот с пирогами еще можно зайти: тогда работали «Штолле» с несколькими ресторанами и пара «Пироговых двориков». И я занялся пирогами.


Счастливый человек

Сразу успешно?

— Нет, на первое заведение не хватило опыта: я стал делать уникальные пироги, очень вкусные, но страшно дорогие. А вот второе открыл уже с умом. Идея была такая, чтобы из не самых дорогих продуктов сделать качественный продукт. И это надо уметь! У меня была технолог, которая это умела. Мы с ней дошли до выпуска 150 кг продукции в день. Но однажды она ушла, причем одномоментно, и мне пришлось самому разобраться в тонкостях печения пирогов. Помню, я провел 11 дней и ночей на производстве, чтобы понять, и это были одни из самых интересных с рабочей точки зрения дней и ночей в моей жизни, потому что я понял, что такое работать с мукой, с тестом — мне пришлось во всём этом разобраться. И мы начали работать с другим технологом и выпускали на пике 4,5 тонны продукции в день!

Какой бренд был у вашей пироговой компании?

— У нас было три бренда: «Бейкер-стрит пирожковая» (для автолавок), «Печка-пекарня» и «Пироги на масленицу». А потом этот бизнес стал идти на убыль: пирогов продавалось всё меньше, и я уже не видел в нем перспективы. Я закрыл пекарни и открыл магазины концепции «всё по одной цене». У нас было около 30 магазинов, которые назывались «Всё, что нужно». Я уже тогда смотрел вокруг и держал в голове идею, что ничего изобретать не надо, надо совершенствовать то, что сейчас нужно людям. Потом этот тренд ушел, и я занялся мармеладом. Я серийный предприниматель и всегда нахожусь в поиске каких-то концепций. В идеале я хочу иметь пять, может быть, десять концепций, которыми я занимаюсь одновременно.

Вы не можете стоять на месте — считаете себя работоголиком?

— Раньше я им был. Наверное, в каком-то смысле и сейчас им являюсь. У меня есть какие-то финансовые цели, которых я хочу достичь. Но при всём при этом гораздо больше я хочу быть счастливым человеком. Количество прожитых счастливых дней в жизни гораздо важнее, чем просто количество прожитых лет. Или крутых машин, например! (Смеётся.)

справка нового проспекта

Денис Фёдоров родился в 1974 году в Ленинграде. Имеет три неоконченных высших образования: техническое, юридическое и театральное. В 90-х годах занимался разными видами бизнеса. С 2009 по 2016 годы занимался сетями пекарен-пироговых, после них — магазинами «Всё, что нужно». 20 апреля 2019 года открыл на Невском проспекте, напротив Московского вокзала, первый магазин «Мармеладная бочка», очень быстро к нему прибавилось еще 9 точек. Во время пандемии восемь точек было закрыто, остались две — первая и на Невском, 78. Кроме того, во время пандемии открыл доставку пиццы «Пицца 30 сантиметров». 21 июля 2020 года магазин «Мармеладная бочка» открылся в московском ТРЦ «Авиапарк», а в конце ноября 2022 года — в Колпино, в ТРК «Меркурий». Денис Фёдоров находится в постоянном поиске новых концепций, которые можно развить и усовершенствовать. Называет себя серийным предпринимателем.

общепит ретейл
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

В Петербурге, Москве и других городах России с 15 апреля по 5 мая пройдет гастрономический фестиваль «Своё в городе».

14.04.2024

В Госдуме собираются сократить время пребывания иностранцев в России
27.04.2024
Правило о продаже валютной выручки продлено до апреля следующего года
27.04.2024
В Петербурге в 2023 году стало на 11 тысяч больше малых и средних предприятий
27.04.2024
В Петербурге и пригородах растет предложение на рынке вторичного жилья
27.04.2024
Количество свободных площадей в ТЦ Петербурга и Москвы сокращается
27.04.2024
Журналиста Forbes поместили под домашний арест по делу о фейках о ВС РФ
27.04.2024
В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки