Жизнь не сахар. Как появление нового акциза на сладкие напитки изменит рынок
Новый проспект
Статьи

Жизнь не сахар. Как появление нового акциза на сладкие напитки изменит рынок

Прочитано: 14435

Потребление безалкогольных напитков в России не растет, поскольку эта категория товаров не является частью социальной продуктовой корзины. Даже приближение летнего сезона не добавляет игрокам рынка позитива. Напротив, они с тревогой ждут во второй половине года введения нового акциза на сладкие напитки. Какими будут последствия дополнительного госрегулирования, разбирался «Новый проспект».

Отрасль по производству безалкогольных напитков ждет в этом году новых проблем. Главная — введение с 1 июля акциза на сахаросодержащие напитки в размере 7 рублей за литр. Подакцизными станут напитки с сахаром, где доля углеводов на 100 мл превышает 5 г.

Но акциз не распространится на соки и сокосодержащие напитки, нектары, морсы, растительные напитки. Не признается сахаросодержащей и пищевая продукция, прошедшая госрегистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза (за исключением тонизирующих напитков и тех, где содержится двуокись углерода).

Введение налога на сладкие напитки обсуждалось несколько лет. Еще в 2016 году ввести акциз на этот продукт предлагал Минфин, а Минздрав заявлял, что новый налог может стать эффективным средством сокращения распространенности ожирения и заболеваемости диабетом.

Семь лет назад правительство от введения акциза отказалось, но вернулось к идее в прошлом году. При этом, по данным РБК, полученные средства от акциза действительно планируют направлять на борьбу сахарным диабетом.

Несладкий компот

У производителей безалкогольных напитков и без нового акциза достаточно проблем. «В условиях санкций российские компании столкнулись с ростом цен на сырье, упаковочные материалы и оборудование. Произошел разрыв существующих логистических цепочек. Вынужденно меняются отлаженные бизнес-процессы», — комментирует Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки).

По его словам, некоторые крупные игроки уже заявили о сворачивании инвестиционной активности. Например, компания «Черноголовка» сообщала, что сократит инвестиции на 5 млрд рублей из-за акциза на лимонад. Она также спрогнозировала рост цен и падение производства на 20%.

«Новый закон о введении акциза может привести к сжатию рынка и сокращению сектора малого и среднего бизнеса», — говорит Максим Новиков.

Еще одной головной болью отрасли станет маркировка. Сейчас она обязательна только для упакованной воды. Но недавно появилась информация о том, что власти обсуждают запуск эксперимента по маркировке соковой продукции и безалкогольных напитков.

«Мы категорически против запуска в текущих условиях обязательной маркировки. Это потребует от индустрии колоссальных финансовых и технологических ресурсов, которых просто нет», — категоричен Максим Новиков.

По его словам, старт эксперимента по маркировке нужно как минимум отложить, чтобы избежать дополнительной нагрузки на бизнес.

Правда в пресс-службе оператора системы маркировки «Честный знак» «Новому проспекту» сообщили, что

ни в одной категории маркировка значительно не повлияла на цены и себестоимость продукции. «Так, в молочной отрасли по недавним данным НИФИ Минфина ее доля в себестоимости составила около 0,5%, а доходы и, как следствие, налоговые поступления в бюджет выросли на треть», — заявили там. При этом, по данным Высшей школы экономики, доля подделок в этом сегменте превысила 12%.

«Представители бизнеса уже заявили, что готовы подключиться к государственной системе маркировки «Честный знак»: никаких особых затрат на это не потребуется, так как на тех же производствах уже маркируют воду и другие товары. В рамках эксперимента коды и оборудование предоставляются бесплатно. Также НИУ ВШЭ уверены, что маркировка в этой категории принесет бизнесу более 13 млрд рублей в год за счет сокращения нелегального оборота. А бюджет РФ будет ежегодно получать 6,8 млрд рублей дополнительно», — заключили в пресс-службе оператора.

Реактивная реакция

По отзывам представителей отрасли, за время кризиса российская индустрия напитков смогла справиться со многими проблемами в «реактивном» режиме.

«В прошлом году были проблемы с поставками сырья и оборудования, наблюдался дефицит краски для картонной многослойной упаковки», — перечисляет Максим Новиков.

В целом опыт COVID-кризиса научил индустрию быстро принимать решения и использовать антикризисные стратегии. «Но это не означает, что производители смогут справиться с любым уровнем давления», — заключает Максим Новиков.

По оценкам Союзнапитков, потребление безалкогольных напитков сейчас не растет, поскольку эта категория товара не является частью социальной корзины. Емкость рынка соковой продукции, безалкогольных напитков и упакованной воды составляет около 19 млрд л в год. Из них 8,6 млрд л — безалкогольные напитки.

«Процесс трансформации рынка еще не завершен. Адаптация и производителей, и потребителей к новым условиям продолжается», — отмечают в Союзнапитках.

Не выдерживают конкуренции

Некоторые эксперты считают, что у российских производителей есть возможность увеличить долю на рынке. «Шанс есть, но они им фактически не пользуются», — комментирует Михаил Лачугин, независимый эксперт по продвижению продуктов питания в торговые сети. По его словам, российские компании совершенно не занимаются продвижением своей продукции.

«Многие компании почему-то считают, что достаточно просто попасть на полку в торговую сеть, а дальше можно ничего не делать. Но это не так», — говорит Михаил Лачугин.

Конкуренция на рынке, по его словам, не ослабла. Мировые производители безалкогольных напитков — Pepsi и Cola — фактически не ушли с российского рынка. «Они расширяют и заменяют ассортимент, не желая терять позиции в стране. В результате некоторые локальные производители закрываются из-за снижения конкурентоспособности своей продукции», — отмечает Михаил Лачугин.

Так, в Ленобласти продается завод безалкогольных напитков «Свирь», расположенный в Лодейнопольском районе. По данным объявления на «Авито» (сейчас оно снято), за актив хотели выручить 35 млн рублей. Как рассказали в районной администрации, завод не работает уже несколько лет, но руководство пыталось его перезапустить. «Видимо, сейчас принято окончательное решение о продаже», — предположили представители администрации Лодейнопольского района.

Другое предприятие, Лужский молочный комбинат, в прошлом году прекратило производство минеральной воды, которую выпускало довольно долгое время. «Собственник решил, что выпуск этой продукции в небольших объемах нерентабелен. Цена на продукцию слишком высока», — отмечает гендиректор Лужского молзавода Виталий Холмогоров.

По его словам, развитие локальных производителей безалкогольных напитков продолжится на местных рынках: как правило, компании продают продукцию в несетевых магазинах тех районов, где находится их производство.

«Не думаю, что у небольших местных компаний есть шансы заметно увеличить долю рынка даже с учетом того, что иностранные производители заявляют об уходе из России. Пока всё указывает на то, что они всеми силами стремятся остаться и укрепить позиции», — заключает Виталий Холмогоров.


продукты питания налоги бюджет
Другие статьи автора Читайте также по теме
В Госдуму внесен законопроект о введении налога на роскошь. Таковой предлагается считать недвижимость стоимостью от 1 млрд рублей, автомобили дороже 20 млн и иные транспортные средства от 50 млн. Новый закон призван продемонстрировать социальную справедливость, но заработать на владельцах дворцов, яхт и самолетов бюджет вряд ли сможет.
Российские птицефабрики за прошлый год заметно улучшили свои финансовые показатели на фоне роста цен на куриные яйца. Но накануне Пасхи ФАС решила в очередной раз проверить, как формируется цена на яйца в торговых сетях.
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.

Управляющая компания «Макфы» перешла в собственность России
17.05.2024
РУСАЛ расширил грантовый конкурс для поддержи развития малых городов России
16.05.2024
Под Петербургом тестируют систему наблюдения за беспилотниками
16.05.2024
Проект строительства набережной Макарова через Смоленку получил одобрение
16.05.2024
В российских банках продолжают расти ставки по депозитам
16.05.2024
Власти Ленобласти запретят строительство квартир площадью менее 28 кв.м
16.05.2024
В Петербурге состоится второй форум развития общественных пространств “Место и люди"
16.05.2024
SOTA media признали нежелательной в РФ организацией
16.05.2024
Россияне стали реже получать многократные шенгенские визы
16.05.2024
"Евроинвест" определился с параметрами нового проекта в Ленобласти
16.05.2024
Конкурс на участие в муниципальных выборах в Петербурге у единороссов превысил 5 человек
16.05.2024
За полтора месяца в Петербурге собрали с туристов более 40 млн рублей сбора
16.05.2024
"Родина" и "Зеленые" хотят принять участие в выборах губернатора Петербурга
16.05.2024
Застройщик Glorax приобрел под Петербургом землю под масштабный жилой район
16.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки