В поисках утраченного. Кто вернется в кинотеатры и на фудкорты
Новый проспект
Статьи

В поисках утраченного. Кто вернется в кинотеатры и на фудкорты

Прочитано: 1227
В поисках утраченного. Кто вернется в кинотеатры и на фудкорты
С 12 сентября в Петербурге после почти полугодового вынужденного простоя из-за коронавирусных ограничений возобновили свою работу фудкорты и кинотеатры. Как за это время изменились зарплаты в этих сегментах и готовы ли вернуться уволенные люди, читайте в материале «НП».

В Петербурге фудкорты и кинотеатры, расположенные в торговых центрах, оказались последними, кому местные власти разрешили работать после ограничений, введенных в марте из-за пандемии коронавируса. Сроки открытия то и дело переносились. Вначале речь шла о 27 июля, но, открыв торговые центры, губернатор Петербурга Александр Беглов тут же запретил работать в них предприятиям общепита. В общей сложности запрет затронул более тысячи заведений.

Следующей датой стало 16 августа, но со ссылкой на сложную эпидемиологическую ситуацию в городе открытие перенесли на неопределенный срок. Местные бизнесмены, недовольные ситуацией, написали открытое письмо, в том числе и в адрес президента РФ, о нелогичности действий чиновников, запрещающих работать фудкортам и кинотеатрам в торговых центрах, но не остановившим работу общественного транспорта. Так появилась новая дата открытия — 12 сентября.

Шерше лё персонал


Сегодня главное для открывающихся компаний — найти людей. Задача непростая даже несмотря на то, что напряженность на рынке труда (число зарегистрированных незанятых граждан в расчете на одну вакансию) выше обычного в несколько раз (по последним июньским данным Службы занятости населения Петербурга, 3,13 человека против 0,49 годом ранее). В свое время работодатели по-разному отреагировали на введенные ограничения, учитывая, что власти требовали продолжать платить зарплату работникам, несмотря на отсутствие продаж в компаниях. «Одна часть работодателей была вынуждена сокращать персонал, другая — инициировать временное трудоустройство сотрудников в организацих из сегмента активных отраслей, кто-то отправлял людей в отпуска, кто-то срезал количество рабочих часов и в оперативном режиме перепрофилировал работников», — напоминает Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу.

Заведения общепита в основном расставались с персоналом, поэтому теперь ищут новых работников. Так, по данным hh.ru, число предложений о работе в сегменте HoReCa к началу сентября выросло по сравнению с докризисным февралем на 23%, для работы на фудкортах — на 62%. Это при том, что максимальное падение зафиксировано в мае — тогда число активных вакансий уменьшилось на 82% по сравнению с февралем. Как замечает Ирина Жильникова, в феврале самый высокий спрос был на официантов и барменов (31%), а уже сегодня работодатели больше заинтересованы в привлечении поваров (33% — в августе, 27% — в феврале). С большей охотой в феврале нанимали начинающих специалистов и студентов — 23% против 21% сейчас. За полгода увеличилась и доля вакансий для персонала кухни — с 17% до 21%.

По словам Ирины Жильниковой, позитивная динамика наблюдается даже на фоне прошлого года: рынок вакансий к началу сентября стал на 12% больше, чем годом ранее, хотя в большинстве других отраслей подобной позитивной картины не наблюдается. Средние предлагаемые зарплаты с прошлого года в отрасли общественного питания выросли с 37,5 тыс. рублей до 40 тыс. рублей.

«Дата 12 сентября не застала нас врасплох, мы давно и с нетерпением ожидаем открытия фудкортов в Петербурге. Мы готовы к возобновлению работы и не испытываем дефицита кадров. Штат сотрудников полностью укомплектован», — Андрей Фомин, операционный директор сети кофеен Cofix.

Нынешний активный поиск людей для общепита вызван не только тем, что компании вынуждены были расстаться с персоналом. И без коронавирусных ограничений общепит испытывает дефицит кадров, говорит Михаил Гончаров, основатель и управляющий сети «Теремок». Причина — высокие темпы развития отрасли, а кроме того, сказываются большая текучесть кадров и сезонность. Так, традиционно летом спрос на кадры растет из-за того, что многие работники, приехавшие из других регионов, разъезжаются домой «на огороды» и сбор детей в школу, но все приходит в норму осенью. «Сейчас это не совсем так, потому что многие не спешат возвращаться, опасаясь прихода второй волны заболевания и связанных с этим запретов на работу», — поясняет Михаил Гончаров. Тем не менее он надеется, что при поиске нужных людей можно будет обойтись без корректировки зарплат, потому что пока обороты бизнеса далеко не те, что были до введения ограничений. «Ситуацию по привлечению людей мы не можем решать простым повышением зарплаты. Но я думаю, что постепенное возвращение в Петербург на работу тех, кто уехал из-за ограничений, поможет решить проблему поиска персонала. Надеюсь, с 12 сентября мы заработаем на фудкортах достаточно хорошо, потому что в торговые центры люди уже вернулись. Единственное чего им не хватало — фудкортов, работающих в полную силу», — говорит Михаил Гончаров.

Другая стратегия


Иная ситуация складывается с кинотеатрами. По данным статистики «Авито Работа», несмотря на скорое открытие, нанимать новых людей киносети пока не спешат. Так, общее количество вакансий в кинотеатрах на начало сентября на 64% меньше, чем в феврале. Сейчас ищут уборщиков помещений, охранный персонал, барменов, контролеров / билетеров / администраторов. Медианная зарплата (то есть значение, при котором 50% работников получают зарплату ниже этого уровня, а 50% работников — выше), по данным «Авито Работа», снизилась за это время на 2%, с 30,5 тыс. рублей в месяц в феврале до 30 тыс. в августе. Из-за того, что функционирование кинотеатров все равно будет с ограничениями (соблюдение шахматной рассадки), а значит и число посетителей ожидается меньшим, кинотеатры, похоже, надеются обойтись меньшими ресурсами до улучшения ситуации, предполагают эксперты «Авито Работа».

Слабую активность работодателей накануне открытий можно объяснить тем, что стратегия выживания у кинотеатров отличалась от того, как с этим справлялся общепит. Если часть заведений общепита все равно продолжала работать на фудкортах даже во время официальных запретов, то кинотеатры были действительно закрыты, и чтобы быть готовыми открыться в любой момент, им пришлось удерживать персонал. Как заявили в крупнейшей российской Объединенной киносети «Синема Парк», «Формула Кино» и «Кино Окко», понимая, что их люди привлекательны для других работодателей во время карантина, компания старалась удержать персонал разными способами: путем сохранения уровня дохода, более тесной работы с партнерами, которые на время простоя предложили работникам компании временное трудоустройство и т.п. «Наша компания взяла на себя ответственность по сохранению максимального количества сотрудников, что связано в том числе и с сохранением уровня их дохода. Это стоило нам больших финансовых затрат на протяжении всего периода простоя, но мы планируем оставаться конкурентоспособными на рынке труда, несмотря на негативные внешние факторы», — заявили в компании.

Президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова сообщила, что из-за карантина никого в компании не сокращали. «К счастью, штат нашей сети оптимизирован, и сокращений удалось избежать», — уточнила она. Вакансии, которые сейчас появляются, по ее словам, открыты не в связи с началом работы кинотеатров в Петербурге, а потому что «компания постоянно находится в поиске ярких и энергичных членов команды». При этом предлагаемые зарплаты Ольга Зинякова оценивает как конкурентные.

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
ритейл общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме
Сергей Марков, руководитель проекта «Петербургская кухня», рассказал, как связаны с блокадой Ленинграда хлебные четвертинки и пирожное «Картошка», как растет интерес горожан и гостей города к петербургской кухне и почему это явление выходит за рамки локального.

IV Гастрономическая ассамблея «Кулинарные традиции регионов России и гастрономические тренды в образовании, культуре и бизнесе» пройдет 21 мая в историческом петербургском ресторане «Палкинъ».

15.05.2024
Как внедрить свою продукцию в подсознание покупателей и зачем ароматное сопровождение шедеврам живописи, «Новому проспекту» рассказала руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова.

Тормоза упавшего в Мойку автобуса были исправны
18.05.2024
Салфетка за $1 млн. В Англии продан первый контракт Месси с «Барселоной»
18.05.2024
Кабмин распорядился перенести поставки самолетов Ил-114 на 2026 год
18.05.2024
Кронштадту исполнилось 320 лет
18.05.2024
Сегодня в Петербурге проходит парад ретромашин
18.05.2024
Компания Danone завершила продажу российских активов
18.05.2024
В Пулково с 1 июня будут принимать электронные посадочные талоны на международных рейсах
17.05.2024
На территории Военной академии связи в Петербурге взорвался старый боеприпас. Есть пострадавшие
17.05.2024
Росстат предварительно оценил рост ВВП РФ в январе-марте на уровне 5,4%
17.05.2024
HeadHunter летом запустит соцсеть "Сетка" для деловых контактов
17.05.2024
Опрос: 32% работающих россиян считают, что перегружены
17.05.2024
В России в 2023 году были открыты 35 универмагов
17.05.2024
Ученые СПбГУ описали новый вид динозавров
17.05.2024
Российским журналистам запретили использовать символику страны на летней Олимпиаде в Париже
17.05.2024
Форты Кронштадта планируют открыть для туристов в 2025 году
17.05.2024
Курировать развитие туризма в Петербурге будет новый чиновник
17.05.2024
СПбГУ откроет образовательный центр совместно с Политехом Харбина
17.05.2024
В Петербурге завершился отопительный сезон
17.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки