С горки на горку. Какие сложности ждут российский туризм?
Новый проспект
Статьи

С горки на горку. Какие сложности ждут российский туризм?

Прочитано: 13649

«Новый проспект» выяснил, каковы перспективы туризма в России, из-за каких ошибок теряют деньги инвесторы туриндустрии, почему хорошее обслуживание в скором будущем может стать роскошью и какой российский ресурс скоро будет в жестком дефиците.

Главное отличие внутреннего туризма-2023 от ситуации прошлых лет состоит в том, что сейчас нет четкого сосредоточения бизнеса по нескольким конкретным регионам. Идет здоровое распределение бронирований по городам России.

«Раньше россияне знали лишь два-три города, куда и ездили. В этом году мы видим приятную тенденцию: поездки распределяются по совершенно разным регионам, и россияне открывают для себя Россию», — говорит Ксения Безбородова, руководитель команды по развитию бизнеса компании «Островок» в СЗФО и Беларуси.

«Туристический спрос распределяется по тем регионам, где есть что-то интересное и где можно получить новые впечатления», — подтверждает Марина Смирнова, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма консалтинговой компании CMWP.

В Петербург едет больше туристов

По данным «Островка», в топ-10 городов, которые пользовались в этом году наибольшим спросом, вошли Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Калининград, Нижний Новгород, Краснодар, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск и Владивосток.

Правда, Петербург несколько снизил количество бронирований, оставаясь при этом по-прежнему в тройке самых популярных городов России.

Впрочем, «Островок» учитывает не общее количество туристов, а именно количество онлайн-бронирований через свой сервис. Общее число туристов, посетивших Петербург, как раз возросло: по предварительным оценкам, за 9 месяцев 2023 года наш город посетили 7,8 млн человек, что на 10,2% больше, чем в январе-сентябре 2022-го — такие цифры назвала Мария Худилайнен, начальник отдела государственных программ Комитета по развитию туризма Петербурга.

Основной объем туристского потока представлен, конечно, россиянами; доля иностранцев не превышает 5%.

Доходы средств размещения Петербурга за этот период, по данным Росстата, могут составить около 42 млрд рублей, что выше не только аналогичных показателей 2022 года, но и показателей 2019 года: доходы на одно размещение выросли с 7,2 тыс. рублей в январе-сентябре 2019 года до 10,7 тыс. рублей в аналогичный период 2023-го.

«Это не говорит о том, что гостиницы взвинтили цены на номера. Мы понимаем, что должны учитывать и фактор инфляции, и то, что отельеры пытаются компенсировать растущие эксплуатационные расходы на содержание номерного фонда», — добавляет Мария Худилайнен.

Средний тариф бронирования в Петербурге, по данным «Островка», составляет на данном этапе 4658 рублей, окно бронирования — 14 дней, длина проживания — 2 дня, средний чек — 12 172 руб.

«Треть туристов выбирает проживание с завтраком, а также полным пансионом или пансионом, остальные — без питания, предпочитая городские кафе и рестораны», — отмечает Ксения Безбородова.

При этом, замечают эксперты, появились туристы, и прежде всего, конечно, московские, которые едут в Петербург именно за гастрономическими впечатлениями, чему способствует развивающийся в городе проект «Петербургская кухня».

Перспективы туризма в России

Что касается России в целом, то, как считают эксперты, хотя россияне и начинают открывать свою страну, концентрация туристического потока по-прежнему остается довольно высокой: по данным CMWP, на шесть регионов приходится примерно 60% турпотока.

«Чтобы сделать более доступными и другие перспективные территории, до конца 2024 года в России по инициативе Министерства экономического развития РФ будет создано 12 туристских мастер-планов территорий, в том числе Русская Балтика, Большой Алтай, Большая Волга, Байкал, Дальний Восток и другие», — рассказывает Марина Смирнова.

При этом эксперты опасаются, что в процессе развития туристических территорий на рынок всё чаще будут выходить объекты, построенные без должной проработки концепции, что крайне отрицательно отразится на их экономике.

«Мы очень часто приходим на объекты с инвестициями плюс-минус 10 млрд рублей, уже построенные и согласованные со всеми инстанциями, и понимаем, что они не будут зарабатывать, так как концепция у них не проработана: инвестор потребовал просто построить нечто «самое крутое, потому что к нам приедут москвичи», и оно было построено», — говорит Ирина Авруцкая, основатель консалтинговой компании Like4Like.

Чтобы инвестор заработал

Эксперты подчеркивают, что многие инвесторы недооценивают риски, считая само собой разумеющимся приезд гостей в их отели. «Игнорируя предварительную экспертизу и нанимая сразу архитектора, инвесторы совершают гигантское количество ошибок, от недооценки отсутствия важной инфраструктуры и минусов локации до непонимания аудитории», — рассказывает Ирина Авруцкая.

Она приводит в пример знакомую фактически всем ситуацию, когда гость вечером идет в ресторан при отеле, ожидая увидеть уютное помещение, а заходит в пустое пространство на 700 м², где ему приходится ужинать фактически в одиночестве.

«А ведь здесь явно можно было бы предусмотреть такой вариант развития событий и создать более комфортное заведение. Но кто-то предложил сделать именно так, не проработав концепцию ресторана, который не работает отдельно как ресторан и не заполняется гостями отеля, и инвестор согласился», — говорит Ирина Авруцкая.

Поэтому, как поясняет эксперт, развитие любой территории должно начинаться не с архитектора, а с определения идеи и стратегии этого развития, и только потом на этой основе можно строить архитектурные и маркетинговые концепции.

«Я уже не говорю о том, что за кадром археологические, геологические, геофизические, экологические исследования, включающие в себя множество элементов, например маршруты перелетных птиц. И это всё нужно проанализировать, чтобы понять, как этот объект вообще может функционировать, и только после этого готовить предварительный мастер-план, финансовую модель, финансовый и архитектурный мастер-план и прочее. Тогда в результате эта территория начнет работать, а инвестор — зарабатывать», — заключает эксперт.

Считайте всё

Но всё, о чем говорилось выше, завязано на одном факторе — человеческом. И сегодня, как считает Роман Еремян, директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства, мы находимся в ситуации смены экономической модели, просто это происходит незаметно.

«Если критическим ресурсом XX века была нефть, то критическим ресурсом XXI века являются люди. Спрос на кадры растет тотально, и дефицит кадров будет в перспективе постоянно увеличиваться», — утверждает он.

В связи с этим эксперт предупреждает, что уже сейчас в целом по России нужно быть готовыми к старению населения, к невозможности восполнить в экономике поколение, рожденное в Советском Союзе, к переезду молодежи в крупные города и прочим последствиям невысокой рождаемости, которая, как он подчеркивает, в годы перестройки была ниже, чем в годы Великой Отечественной войны.

Поэтому Роман Еремян рекомендует рестораторам и отельерам минимизировать рабочие места любыми возможными способами, а новые проекты создавать с минимумом рабочих мест. При этом, говорит он, все предприниматели должны быть готовы не только к постоянному набору людей без опыта и их постоянному обучению, но и к созданию для них очень комфортных условий.

«Хорошее обслуживание станет роскошью: каждая девушка мечтает о красивом и богатом парне, но таких парней единицы», — заключает эксперт.

«Коллеги, сейчас ваше утро должно начинаться с подсчета продаж — с калькулятора. Мы все живем на интуиции: «Сейчас будет высокий сезон, Новый год и прочее, и мы что-нибудь там наработаем». Это всё лишь ваши ощущения. Все наши «хотелки» сегодня нужно отставить. Те, кто работает в ресторанном бизнесе, не забывайте: на наш рынок уже пришел ретейл! С его экономикой вы ничего не сможете сделать, если не будете максимально просчитывать все бизнес-процессы», — подвел итог дискуссии Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России.

По материалам панельной сессии «Туризм-2023: что впереди» на фестивале Megustro

обратите внимание!

Читать наши материалы можно в наших каналах:

Выбирайте удобный для себя формат и подписывайтесь.

аналитика туризм гостиницы Петербург
Другие статьи автора Читайте также по теме
О том, что будут обсуждать на ПМЭФ-2024, когда Wildberries откроет новый распредцентр в Ленобласти, как в торговых центрах Петербурга сократилось число иностранных брендов и почему цены на номера в дорогих гостиницах Петербурга и Москвы почти сравнялись, вы можете узнать из видеодайджеста «Нового проспекта» за последнюю неделю.
На Конюшенной площади Петербурга откроется караоке-бар, совладельцем которого является российский эстрадный певец Григорий Лепс.
25.04.2024
Компании «МТЛ-Апарт» и «Союз Девелопмент» реконструируют под сервисный бутик-отель историческое здание в Московском районе Петербурга, купленное у «Охта групп».
24.04.2024

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки