Продажи на высокой скорости. Как маркетплейсы переживают болезнь роста
Новый проспект
Статьи

Продажи на высокой скорости. Как маркетплейсы переживают болезнь роста

Прочитано: 7769

Эксперты в области ретейла отмечают, что маркетплейсы наращивают обороты сильнее и увереннее других игроков рынка российской торговли. В проблемах, которые влечет за собой быстрый рост этого бизнеса, разбирался «Новый проспект».

Несмотря на то, что рост интернет-торговли постепенно замедляется, всё равно он значительно опережает ретейл в целом. По данным АКИТ, за 9 месяцев 2023 года обороты интернет-торговли выросли на 23%, и львиная доля этого роста пришлась на маркетплейсы.

При этом маркетплейсы не миновала болезнь роста. Количество жалоб на работу онлайн-площадок увеличивается и от селлеров (онлайн-продавцов или производителей, представленных на площадках), и от покупателей. Поэтому осенью 2023 года в Госдуму РФ был внесен на рассмотрение законопроект о регулировании маркетплейсов.

«Значительная часть регулирования этой сферы началась именно с того, что продавцы или ПВЗ Wildberries пришли к Госдуме и начали бастовать», — обращает внимание Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика».

обратите внимание!

Комментарий Михаила Бурмистрова об итогах работы российских маркетплейсов в 2023 году читайте в опросе «Итоги года. Торговое оживление в онлайне и офлайне»

Запрет на штрафы

Представители маркетплейсов восприняли новый законопроект неоднозначно. «Он включает в себя ряд положений, вызывающих много вопросов и об их необходимости, и о путях реализации», — говорит Борис Малышев, заместитель директора по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции «Яндекс.Маркет».

Он называет наиболее, на его взгляд, непродуманные положения. И первое из них — разрешить владельцам маркетплейсов одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и владельца пункта выдачи заказа только в случае неправомерного доступа к ним третьих лиц. Это, как объясняет Борис Малышев, означает запрет для маркетплейсов на блокировку личного кабинета и на штрафы без подтверждения со стороны продавца.

«Наш растущий рынок, как все понимают, привлекает в том числе не самых честных продавцов. И ограничение таких возможностей, например штрафов, не позволит нам противодействовать таким «партнерам» на уровне площадки. А отсутствие возможности блокировки личных кабинетов не позволит оперативно принять меры при выявлении противоправных действий со стороны торговой марки», — говорит он.

За последнее время, по данным аналитиков, на основных маркетплейсах страны было заблокировано 1,7 млн карточек товаров. И случилось это потому, что ими были получены претензии от правообладателей.

Определение «часа икс»

Еще один пункт законопроекта вызывает у маркетплейсов вопросы: ограничения, связанные с изменением оферты, или предлагаемая возможность пересмотра условий договоров только по соглашению сторон и не чаще одного раза в год.

«С одной стороны, мы все получаем более точные и прозрачные правила игры. Но рынок сегодня меняется очень серьезно и быстро. К примеру, мы видим резкие изменения в стоимости логистики, и наши партнеры, обеспечивающие транспорт, за год 4 раза поменяли условия работы. Соответственно, мы не сможем оперативно сохранять условия бизнеса и взаимодействия с партнерами, не сможем оперативно вводить новые сервисы и применять новые логистические решения, поскольку будем вынуждены ждать условного «часа икс». Всё это негативно скажется и на условиях работы с нашими партнерами-селлерами, и на покупателях», — считает Борис Малышев.

С другой стороны, Мария Евневич, член совета директоров «Максидом», вспоминает отсутствие контроля цен, когда, согласно неким внутренним алгоритмам, цены на какие-то успешные товары не просто опускаются, но еще и маркетплейс дает скидку. «И начинается чехарда, когда производитель или розничная сеть совершенно не контролирует ситуацию, в которую попадает. А главная проблема в том, что об этом никак нельзя договориться на берегу! Потому что маркетплейсы не заключают договор, у них есть оферта, которая может быть изменена в одностороннем порядке», — подчеркивает Мария Евневич.

Собственные товары, на выход!

Также крайне болезненно маркетплейсы воспринимают пункт по запрету торговли собственными товарами: согласно законопроекту, площадкам с совокупной выручкой более 150 млрд рублей за последний календарный год запрещается продавать в розницу собственные товары, если аналогичные товары уже на них представлены.

Изначально этим грешил Amazon в США. «Видя успешные продажи конкретных товаров у независимых продавцов, этот маркетплейс начинал нагло копировать их и ставить собственные карточки с этими товарами выше других, что приводило к вытеснению продавцов с площадки», — рассказывает Дмитрий Грозный из MarketMedia.

«Маркетплейсы, торгуя собственными товарами и обладая статистикой, могут создавать для своих продаж приоритетные условия. Но на самом деле бизнес маркетплейса скорее логистический — нацеленный на выстраивание работы между покупателем и продавцом. И более 80% продаж на площадках производят именно продавцы-партнеры, а не маркетплейсы», — уточняет Борис Малышев.

Маркетплейсы, по его словам, вынуждены работать с собственными продажами, но при этом они не заинтересованы растить их самостоятельно. «Тот объем товара, который продаем мы сами, нацелен на удержание и привлечение новых покупателей, которые, заходя на площадку, должны увидеть определенный базовый минимум — некий объем товара в одежде, в домашнем текстиле и прочем. Если на площадке этих предложений не будет, то человек потом может просто не вернуться», — поясняет он.

Эксперты говорят, что данный пункт законопроекта может затронуть и СТМ — собственные торговые марки торговых сетей. «Мы считаем, что необходимо провести серьезную экспертную работу с законопроектом, чтобы исключить риски для покупателей, маркетплейсов и партнеров», — говорит Борис Малышев.

«Я согласна, что нормативно-правовое регулирование иногда стартует слишком жестко и не до конца продумано. Но, как поставщик товаров СТМ на другие маркетплейсы, я за то, чтобы всё немного подрегулировать», — заключает Мария Евневич.

обратите внимание!

Ознакомиться с законопроектом №445923-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части организации деятельности маркетплейсов)» можно здесь

Кто заменит курьеров

Болезнь роста проявляется не только в повышении недовольства действиями маркетплейсов. Быстрые темпы развития требуют увеличения кадрового ресурса. И сегодня все российские онлайн-площадки ощущают сильный кадровый голод.

«Иной раз предприниматели, с которыми мы работаем, говорят мне, что они лучше расстанутся с клиентом, который недоволен сроками поставки, чем с курьером», — делится Михаил Бурмистров.

С точки зрения государства всё выглядит не так однозначно. «Сегодня там, где появляются маркетплейсы, мы теряем трудовые отношения и часто вообще перестаем понимать, сколько же людей там занято и что там вообще происходит. Картинка по стране в целом выглядит удивительным образом. У нас появилось 9 млн самозанятых, и в большем количестве регионов РФ до половины самозанятых показывают нулевой доход и претендуют на социальное пособие. А из оставшейся половины почти все показывают доход ниже прожиточного минимума. Поэтому трудно понять, кто же является сотрудниками маркетплейсов», — говорит Дмитрий Чернейко, глава Комитета по труду и занятости населения Петербурга.

Он считает, что дефицит людей на самом деле является иллюзией. «Сегодня у нас растет производительность труда: как только возникает подобный дефицит, предприниматели начинают вкладываться в автоматизацию, в новые логистические решения и прочее», — говорит Дмитрий Чернейко и приводит в пример тех же курьеров.

«Раньше они стоили дешево, поэтому никто не вкладывался в технологии. Сейчас их цена 100-150 тыс. рублей и выше, и у работодателей стимул есть», — убежден он. При этом курьеров вовсе не обязательно заменят дроны. Это могут быть, например, новые формы вендинговых автоматов, которые установят в подъездах и в которые курьер будет раскладывать заказы сразу по десяткам ящиков. «Экономика не терпит пустоты», — подчеркивает Дмитрий Чернейко.

«На рынке труда действительно есть некоторый дефицит кадров, но он терпимый. Бизнес в последние годы научился трансформироваться», — заключает Антон Кулев, территориальный операционный менеджер СЗФО «Всеинструменты.ру».

По материалам панельной дискуссии «Маркетплейсы: настоящее и будущее» в рамках форума «Труд и занятость»

маркетплейс торговля ретейл законопроект
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

В Петербурге утвердили выплаты ветеранам ко Дню Победы
29.04.2024
Жерара Депардье взяли под стражу из-за обвинений в сексуальном насилии
29.04.2024
Итало-российская торговая палата приостановила оплату рублями
29.04.2024
Главы МИД прибалтийских стран обвинили Росcию в подавлении GPS
29.04.2024
Пулково перестал принимать багаж в пищевой пленке
29.04.2024
Умерла актриса Тетра сатиры Зоя Зелинская
29.04.2024
Порядка 180 тыс. жителей Петербурга и ЛО не смогут вылететь за границу из-за долгов
29.04.2024
Белорусским охотникам предложат пройти обучение по специальности "снайпер"
29.04.2024
Кабмин РФ продлил квоты на вывоз ряда удобрений
29.04.2024
Эстония может сократить режим работы еще одного погранпункта на границе с РФ
29.04.2024
ЦСР рассчитал индекс шашлыка в России
29.04.2024
К 2030 году в стране будет 40 млн кв. м аварийного жилья, заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин
29.04.2024
Более 250 тысяч цветов высадят в Петербурге в рамках подготовки к ПМЭФ — 2024
29.04.2024
В Петербурге дополнительно расширят запретную зону для арендных электросамокатов
29.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки