Приехали. Автомобильный рынок в России меняется тотально
Новый проспект
Статьи

Приехали. Автомобильный рынок в России меняется тотально

Прочитано: 4914

Приостановка поставок автомобилей в Россию, о которой на прошлой неделе объявили десятки иностранных автоконцернов, может обернуться полным отказом от импорта на российский рынок европейских и японских автомобилей. О последствиях ситуации «Новому проспекту» рассказали участники рынка.

О приостановке поставок автомобилей в Россию уже заявили Audi, GM, Citroen, Mercedes, Škoda, Jaguar Land Rover, Porsche, Peugeot, Citroёn, BMW и другие автоконцерны. Временно не работают конвейеры на заводах Volkswagen, Renault и «АвтоВАЗ».

Теперь и дилеры не уверены, что ситуация этим и ограничится, хотя в свете санкций такое развитие событий выглядит логичным. Тем более, от зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева прозвучали слова «национализация имущества». В общем, прогнозы не внушают оптимизма. Центробанк повысил ключевую ставку до 20%, а автозаводы останавливают конвейер — пока временно. Напомним также, что в 2015 году о закрытии американского завода GM в Петербурге даже топ-менеджмент узнал буквально в тот же день, что и СМИ. Несмотря на то, что это произошло на фоне резкого падения продаж (более 60%) в связи с экономической ситуацией после скачка курса валют из-за санкций после присоединения Крыма, не последнюю роль в этом сыграла и политическая ситуация.

Так что события ближайших дней могут преподнести новые сюрпризы дилерскому бизнесу. Такого рынок еще не переживал.

При этом ряд банков уже написал письмо дилерам и уведомил их, что обнуляются комиссионные вознаграждения дилеров, которые ранее были установлены договорами. Условия игры на рынке меняются принципиально, говорят игроки.

«Если ситуация будет развиваться так, что японские и европейские автоконцерны откажутся от работы в России, то их место займут китайцы и корейцы, но такой вариант развития событий мне представляется маловероятным. С российской стороны тоже могут быть введены ответные меры. Например, Россия является одним из крупнейших поставщиков никеля и палладия, задействованных в автопроме. Важно понимать, а это на данным этапе непросто, готовы ли сами автопроизводители уходить из России?» — отмечает Азат Тимерханов, представитель АА «Автостат».

«Новый проспект» спросил участников рынка, каким они видят будущее и что ждет покупателей автомобилей.

Сергей Моренков, председатель совета директоров ГК "Стратегия Рост":

— В свете последних событий складывается впечатление, что может дойти не только до отказа от импорта, но и до запрета на поставки запчастей. Экономического смысла в этом нет, скорее идейная позиция Запада, и некоторые корпорации могут по своей инициативе принимать такие решения. Что касается производства внутри страны, то заводы могут и заморозить сами производители, и национализировать. Не исключаю, что и "Рено-Ниссан", учитывая опыт BP и "Роснефти", будет готов выйти из альянса с "АвтоВАЗом".

В таком случае рынок сократится предположительно до 1 млн автомобилей в год. Их цена вырастет, но пока сложно сказать, насколько: разброс от 20% до 100% — всё зависит от того, как Центробанк будет сдерживать скачки курса валют. Но в таких условиях значительно вырастет и кредитная ставка, думаю, она составит не менее 20%. Теоретически мы можем рассчитывать на поставки из Китая, если для него не будет за это вторичных санкций. Там производится 26 млн автомобилей в год, и отгрузить для России 1 млн машин — это не проблема.

Дилеры, скорее всего, перейдут на сервисное обслуживание, ремонт и тюнинг, закроется не менее половины. Но давайте будем реалистами: в России очень много автомобилей покупалось последние годы, еще 5–10 лет они будут на ходу. И это не утюги и не бытовая техника, то есть не предмет первой необходимости, чтобы критически влиять на повседневную жизнь.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга "Аларм-Моторс":

— Сложившиеся обстоятельства — это серьёзный вызов для всех участников авторынка. Очевидно, что цены на новые автомобили вскоре подвергнутся коррекции в соответствии с курсом рубля, а стоимость автокредитов, от которых зависит 50% авторынка рынка, перевалит за 20% годовых. В таких условиях покупательская способность сократится в лучшем случае на 25%.

Кроме этого, в условиях экономических санкций большинство автопроизводителей столкнутся со сложностями с поставками комплектующих, в частности основанных на полупроводниковых компонентах. Стоит также держать в поле зрения, что ряд брендов может быть вынужден уйти с рынка, исключительно исходя из политической конъюнктуры.

Если попытаться собрать картину в целом, то предложение и спрос должны встретиться по итогу года на уровне около 1,1 млн автомобилей. На сегодняшний день можно только предположить каким образом изменится рельеф рынка. Уверен, что мы станем свидетелями ухода с российского рынка некоторых брендов и многих моделей. Интуитивно представляется, что общий кризис на рынке может стать временем больших возможностей для ведущих китайских брендов, имеющих производство на территории СНГ. Такие бренды как Haval и Geely вполне могут продолжить активный рост объёмов продаж.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК "АВТОDOM":

— Бесполезно сейчас фантазировать, какой будет курс доллара через полгода, однако я думаю, что в течении 6 месяцев правительство будет удерживать курс рубля в требуемых диапазонах — все инструменты для этого у нас есть. Если поставки автомобилей дилерам будут продолжаться в нормальном режиме, то даже если курс рубля не будет расти, цены будут повышаться постепенно, в среднем на 3–4% ежеквартально. Общий рост по итогам года составит не менее 20%.

Сейчас самая главная сложность — ограничения, которые могут коснуться поставок автомобилей и запчастей на российский рынок. Если жестких санкций не будет, то все остальные проблемы решаемы.

Максим Рудзит, операционный директор ГК "Мега Авто":

— Действительно, сейчас приостановили поставки многие импортеры, в том числе это коснулось наших партнеров —Audi и Jaguar Land Rover. Пока нам отгружают только те автомобили, которые были уже запланированы к поставке ранее. Импортерам требуется время для уточнения ценовой политики и проведения консультаций со своими штабами.

Это чисто экономическая история, и связана она с тем, что пока непонятно, в каких границах стабилизируется курс рубля. Думаю, что это станет ясно уже на следующей неделе. Речи о том, чтобы поставки были прекращены полностью, не идет, на консультациях с нашими партнерами такое не звучало. Россия — важный стратегический рынок для многих автомобильных концернов, так что полного отказа от импорта я не ожидаю.

Дополнительно можно отметить, что по выдаче автомобилей в текущем месяце, ранее законтрактованных клиентами, мы отгрузки не приостанавливаем и работаем в обычном режиме.

В текущей ситуации мы ожидаем рост цен на 10–15%. По году для прогнозов — слишком рано давать оценки.

Могу отметить, что сейчас будет приостановка выдачи кредитов в связи с поднятием ключевой ставки, банкам надо оценить ситуацию со своей ликвидностью и в зависимости от этого выработать свои условия.

Александр Шапринский, директор по развитию ГК Прагматика":

В текущем моменте цены могут вырасти до 50%. Делать прогнозы сейчас на 2022 год просто нереально.

Олег Мосеев, владелец компании "Автомаркетолог":

— Неизвестно, что будет с рублем, и непонятно, как в дальнейшем отразятся санкции на экономике страны. В случае, если по окончании отопительного сезона Европа решит отказаться от газа, мы увидим совсем другой курс рубля. Какой? Возьмите любую трехзначную цифру, предела нет. Но я сомневаюсь, что Евросоюз пойдет по жесткому сценарию в связи с большой зависимостью от российского газа, тем более, судя по всему, какие-то договоренности с США у нас есть.

Девальвация точно добавит к цене автомобилей 10–15%, а по итогам года мы увидим рост стоимости не менее 20%.

Но ключевая история не в ценах производителей, а в реальной цене сделки для покупателя. Не думаю, что она изменится по сравнению с прошлым годом. Трафик в шоурумах минимальный, дилеры делают всё меньшие наценки, допоборудование и сервисы продать становится сложнее, а именно из этого формировались высокие цены прошлого года на уровне дефицита. Сейчас даже появились скидки на отдельные модели.

Возможно, кто-то из импортеров решит покинуть рынок, но это те, кто не смог укрепиться на российском рынке. Уйдут некрупные бренды. Посмотрите на Канаду, где на рынок емкостью 2 млн автомобилей в год приходится 23 бренда, у нас же рынок емкостью 1,6 млн автомобилей в год, и на нем 58 брендов. Исключать, что в России откажутся работать те или иные автоконцерны нельзя, но это полная глупость, которая нанесет им самим не меньший ущерб.

справка нового проспекта

По данным агентства «Автостат», в 2021 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,99 млн рублей, что на 18% больше, чем в 2020-м.

В 2021 году жители нашей страны приобрели 271 тыс. новых легковых автомобилей, произведенных за пределами РФ. Как отмечают эксперты «Автостата», это составляет 18% от общего объема российского рынка. Доля импортных машин на российском рынке за последний год выросла: по итогам 2020 года этот показатель составлял 15%. В то время как весь авторынок продемонстрировал рост в 3%, продажи импортных автомобилей в 2021 году увеличились на 23%.

Среди машин, ввезенных из-за рубежа, наибольшие предпочтения россияне отдавали китайским. Так, за весь минувший год новые легковые автомобили, собранные в КНР, были куплены в России тиражом в 58,2 тыс. единиц, и это в 2,4 раза больше, чем в 2020 году. Второе место в этом рейтинге занимают «истинные японцы»: россияне приобрели 56,7 тыс. таких автомобилей (+10%). Замыкают тройку лидеров машины, произведенные в Германии: 55 тыс. шт.; +34%.

Таким образом, 82% новых легковых автомобилей, покупаемых в России, имеет локальное производство, что в количественном выражении составляет немногим более 1,2 млн единиц. При этом год назад их доля составляла 85%.

автомобили авторынок Украина
Другие статьи автора Читайте также по теме
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Автобус с детьми попал в ДТП на трассе Петербург-Псков. Пострадали 13 детей и четверо взрослых.
12.02.2024
Прошлый год стал настоящим испытанием для автодилерского бизнеса. Многие компании «затарились» продукцией из Китая, а сейчас не знают, как от нее избавиться. «Новый проспект» спросил участников рынка, чего они ждут в 2024 году.

ЦСР рассчитал индекс шашлыка в России
29.04.2024
К 2030 году в стране будет 40 млн кв. м аварийного жилья, заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин
29.04.2024
Более 250 тысяч цветов высадят в Петербурге в рамках подготовки к ПМЭФ — 2024
29.04.2024
В Петербурге дополнительно расширят запретную зону для арендных электросамокатов
29.04.2024
Экс-глава КСП Петербурга возглавил дирекцию по управлению городскими отелями
28.04.2024
В Октябрьскую железную дорогу инвестировали 13,6 млрд рублей с начала года
28.04.2024
Объем госзакупок в России в 1 квартале 2024 года вырос на 7%
28.04.2024
Экс-сотрудница отсудила у СИЗО «Кресты» компенсацию в 20 тыс. рублей за моральный вред
28.04.2024
Росстат зафиксировал исторический минимум безработицы на уровне 2,7%
28.04.2024
В Госдуму внесли проект о праве полиции выдворять иностранцев
28.04.2024
Раскрыта тайна "проклятия Тутанхамона", из-за которого погибли 20 человек
28.04.2024
Россия поставит в Афганистан свыше 500 тонн муки
28.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки